Публикации Познавательная деятельность учащихся на уроках математики.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Познавательная деятельность учащихся на уроках математики.
Автор: Степанова Снежана Семеновна

Познавательная деятельность учащихся на уроках математики.Истинные ученые подобны колосьям в поле. Пока колос пуст, он весело растет и гордо подымает кверху главу; но когда он разбухает, наполняется зерном и созревает, он проникается смирением и опускает голову. Познавательная деятельность учащихся на уроках остается одной из проблем учителей.Предлагаю несколько приемов и методов развития познавательной активности учащихся, которые используется мною на уроках в разной степени, в зависимости от возраста ребят, материала, умственной способности класса.Все предложенные приемы рождались постепенно, часть из них, заимственно из опыта работы других учителей, часть из книги методических пособий.Одной из основных и первоначальных задач обучения математике является выработка вычислительных навыков у ребят, навыка хорошего счета. Однако однообразие заданий для отработки вычислительных навыков притупляет интерес, как к счету, так и к урокам вообще.Поэтому учителю необходимо иметь в запасе арсенал различных приемов, направленных на выработку вычислительных навыков учащихся и в то же время не злоупотребляющих трудолюбием ребят.Первый этап урока – подготовительный это, как правило, содержательная устная работа, включающая устный счет, анализ и решению задач, готовящих учащихся к усвоению нового, а также развивающие упражнения.Организуя устную работу, включаю упражнения на «цепочные» вычисленияЭти задания не только тренируют в счете, но и способствуют развитию оперативной памяти, устойчивости внимания.Чтобы все учащиеся выполняли счет, можно ответы записывать в тетради, на полях, на время.Например, расшифруй название профессии. Что ты о ней знаешь?При устном счете использую упражнения на развитие творческих способностей- логическая мозаика (нахождение неизвестных слов, букв, рисунков)- выявление закономерностейа) какое число пропущено?Пример 1 пример 2 б) придумать задачу по условию х+3х=60Отработка вычислительных навыков способствует игра «Рыбалка» из 4 предложенных примеров учащиеся 1 варианта «вылавливают »примеры с ответом, например 6, а учащиеся 2 варианта отбирают примеры с ответом, например 5.Следующий вид задания - круговые примеры, которые позволяют обучающимся осуществлять самоконтроль, а учителю облегчает проверку.пример 1.пример 2 322:0,4=805 :0,25=3220 :500= 6,44 :0,4= 16,1 :0,002=Нравиться учащимся, когда учитель дает задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление стертых записей.Ребятам нравится, когда уроки оживляются задачами шутками, заданиями на внимательностьИспользуя всевозможные формы кодирования ответов.
  • На доске рядом с примерами учитель предлагает ответы, закодированные буквами. Учащиеся решают пример, выбирают верный ответ и записывают в тетрадь букву-код, соответствующую верному ответу. Можно, чтобы у учащихся получилось слово.
  • Ответы закрыты карточками. Ребята дают ответ, открывают его, перевернув карточку, на обратной стороне карточки буквы, образуя слово (похвалу).
  • Перечислю ряд приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся:
  • Групповой метод при решении задач, работа в парах;
  • Различные формы работы с книгой;
  • Использование на уроках элементы историзма, занимательности (дидактические игры, урок- сказка при решении уравнений, индивидуальное лото);
  • Использование всевозможных видов поощрения;
  • Использование проблемных ситуаций;
  • Изложение материала блоками;
  • Самостоятельные работы с использованием аналогий, сравнений.
  • Для учащихся, которые выполнили предложенные номера, предлагаю задачи на развитие умственных способностей, систематическая работа с этими задачами на уроках математики способствует не только более глубокому усвоению знаний, но и закреплению пользоваться эвристическими приемами. При решении таких задач создается благоприятные возможности для проявления инициативы и самостоятельности учащихся, развития творческого потенциала.