Публикации Социальная адаптация детей находящихся на полном государственном обеспечении в техникуме

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социальная адаптация детей находящихся на полном государственном обеспечении в техникуме
Автор: Халилова Сабина Закир кызы

«Социальная адаптация детей-сирот в студенческом общежитии»При поступление в учреждение СПО для детей-сирот наступает сложный период постинтернатной адаптации – процесс приспособления к условиям социальной среды которая предполагает:-гармонизацию взаимных ожиданий бывшего воспитанника и новой социальной среды;- переходный этап к более взрослой, самостоятельной жизни.Задачи, которые подростку необходимо решать в этот переходный период:1.переход от внешней спрограммированной жизни к саморуководству.2.переход от жизни в среде «своих» в социуме, к конструктивному стилю общения и правовым формам поведения.3.переход от одного режима, графика обучения и проживания к другому, предполагающему большую ответственность за себя и свое поведение.Приобретая новый дом в виде студенческого общежития, дети зачастую испытывают сложности в адаптации к новым условиям, к новому коллективу, преподавателям.В этот сложный период адаптации и становления личности педагогическому коллективу, социальным педагогам, педагогу-психологу и воспитателям общежития необходимо идти двумя путями сопровождения подростков.Первый путь – это профессиональное образование в стенах техникума.Второй путь – подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот, проживающих в общежитии, через создание для них информационного поля: пути и способы обустройства своей жизни, получение медицинской помощи, проведение свободного времени, взаимоотношения между людьми и т.д.Адаптация детей-сирот это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды. Процесс адаптации в этот период времени направлен на формирование положительной жизненной установки этих детей в социуме, связан с жилищно-бытовым обустройством и сопровождается активным освоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональным становлением.Работа по социально-педагогическому сопровождению и поддержке студентов-сирот, проживающих в общежитии, должна быть направлена на то, чтобы они учились решать свои проблемы самостоятельно. Важно с первого дня обучения в техникуме и проживания в общежитии относиться к студентам-сиротам не как к объектам, а как к активным субъектам адаптационного процесса. Необходимо учитывать особенности процесса социальной адаптации, который включает в себя три основных этапа:Первый этап. Первый месяц обучения в техникуме и проживания в общежитии – этап первичной социальной адаптации, для которого характерно вхождение студента-сироты в новые социальные группы и построение межличностных отношений в них. На этом этапе для нас важны просвещение и координация деятельности всех участников воспитательного процесса по предупреждению трудностей у студентов-сирот при переходе от регламентированной системы жизнедеятельности к свободной (отсутствие жесткого контроля и регламента жизни, отношений «ведущий-ведомый»). Мы знакомим ребят с традициями Энгельсского политехникума и нашего общежития, где они будут проживать на время учебы, нормами взаимоотношений в нем, основными правами и обязанностями проживающих. Очень важно, чтобы эти обучающиеся поняли, что эти нормы едины для всех. Помимо информации о режиме проживания в общежитии воспитатели рассказывают, куда, к кому и по какому вопросу они могут обратиться, проводят экскурсии по общежитию. К работе с новичками мы подключаем студенческий совет общежития, который ориентирует ребят по всем возникающим у них вопросам. Первый адаптационный этап в общежитии обычно охватывает с сентября по декабрь и заключается в исследовании особенностей социальной и трудовой адаптации детей-сирот.Второй этап. Наш опыт показывает, что зачастую вторая половина первого семестра обучения (конец первого полугодия) характеризуется кризисными моментами в социальной адаптации студентов-сирот. Происходит их активное вхождение в систему межличностных отношений, возникают трудности в учебной деятельности, что выражается в снижении мотивации к учебе и возникновении конфликтов. У ребят возникает протест против новых условий жизни, им не хватает умения общаться, снижается успеваемость. В таком случае мы (преподаватели, воспитатели, соц.педагоги психолог) стараемся выработать индивидуальные рекомендации по преодолению трудностей адаптационного периода: Определить в творческие студии или кружки, спортивные секции, провести тренинги, соцпрос, индивидуальные консультации, беседы или занятия по сплочению коллектива.Третий этап. На третьем этапе адаптации мы уже преодолели кризисные моменты и начинаем формировать у детей-сирот навыки самостоятельности и целеполагания. На что здесь обратить внимание? - на формирование самостоятельности в принятии решений;- формирование готовности преодолевать трудности, стрессы, умение противодействовать социальной среде и отдельным людям;- умение коммуникативно адаптироваться в незнакомом коллективе;- готовность постоянно учиться и переучиваться, повышать свой профессиональный уровень;- владение приемами самоконтроля.Теперь о методах и формах социально-психологического сопровождения и поддержки сирот-первокурсников у нас в техникуме: - первичная диагностика, мониторинги и сбор сведений о поступившем студенте-сироте- тестирование, анкетирование, индивидуальная беседа- консультации педагога-психолога- коррекционно-развивающие занятия- вовлечение в творческую деятельность, в общетехникумовские , городские и районные мероприятия.Использование таких методов позволяет нам выявить основные причины, разного уровня адаптации обучающихся первого курса:- темперамент первокурсника-социальная активность-умение приспосабливаться к различным условиям-желание проявить самостоятельностьаличие родственников в городе (или за его пределами) и их влияние на ребенка-склонность вести асоциальный образ жизни-неумение приспосабливаться к изменившимся условиям среды и недостаток практики позитивного бесконфликтного общения со сверстниками.Для диагностики последних двух пунктов я применяю опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения. Как правило, он показывает, что наиболее высокие баллы достигаются по следующим параметрам:- значительная склонность к аддиктивному и делинквентному поведению- более высокий риск уровня тревожности. Тест-опросник «Аддиктивная склонность»Диагностика проводилась среди студентов из категории детей-сирот проживающих в общежитии. Все опрошено 16 человек. Выявлены следующие результаты:Низкий уровень склонности к аддиктивному поведению – 5 человек;Средний уровень склонности к аддиктивному поведению – 7 человека;Высокий уровень склонности к аддиктивному поведению – 4 человек. Диаграмма №1. Аддиктивная склонность.С ребятами, показавшими высокий уровень аддиктивных установок, я провожу коррекционно-развивающие занятия по программе «СТОИК». Данная программа способствует формированию у обучающихся позитивных, социально одобряемых жизненных целей и ценностей. Развивает адаптивные стратегии преодоления стресса в трудных жизненных ситуациях, снижающих риск возникновения аутоагрессивных тенденций, суицидальных рисков и противоправного (конфликтного) поведения.Другой пример коррекции социальной дезадаптации-тренинги «Искусство жить в семье» по подготовке студентов к будущей семейной жизни по программе «Семейный очаг». Такие тренинги регулярно я провожу совместно с воспитателем Трофимовой Светланой Юрьевной, которая курирует девушек в общежитии. В процессе мы пытаемся формировать уважительное отношение к семье, браку, родителям; позитивно относиться к семейным ценностям; учить основным правилам поведения в конфликтных ситуациях и умению правильно выходить из них. Наибольший интерес у девушек вызывают упражнения «Портрет идеальной семьи» и «Дерево семейных ценностей». По результатам мы видим положительную установку у детей на создание собственной семьи и ее сохранение.Для повышения мотивации к самореализации у таких детей я использую тренинговые занятия «Перспектива». По их результатам должна развиться позитивная Я-концепция, сформироваться активная жизненная позиция и ощущение ценности собственной личности, прийти осознание своих возможностей, интерес к себе и своим ресурсам. Как правило, при регулярном проведении такие установки срабатывают и мы видим их результаты, когда неуверенные ранее дети-сироты выходят на сцену и поют или танцают, декламируют стихи, становятся членами совета общежития и проводят санитарные рейды, становятся наставниками для новичков, их защитниками, в качестве волонтеров помогают приютам для животных, обустраивают частные дворы пенсионеров и пр. Таким образом, лаженная работа воспитательной службы позволяет создать условия для успешной адаптации детей-сирот в ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум».