Публикации
мастер-класс
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: мастер-класс
Автор: Студеникина Дарья Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: мастер-класс
Автор: Студеникина Дарья Александровна
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования музыкально - речевых игр, музыкальных игр, дать понятие о долгих и коротких звуках с помощью слогов –ТА и ТИ способствующих развитию у детей чувства ритма.Задачи:• Представить педагогам приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.Используемый материал: детские музыкальные шумовые инструменты, раздаточный материал (ритмические карточки), презентация.Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.Структура мастер-класса:1. Теоретическая часть:«Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.3. Рефлексия – итог мастер-класса1. Теоретическая частьВ последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка. Что же такое ритм?Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба, развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована.Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным.Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами. Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.Ритмические слоги. (Как же детям доступно объяснить про короткие и длинные звуки)Отношение к ритмическим слогам, несмотря на солидный (около двух столетий) возраст пока еще не носит достаточного понимания. «Эмме Пари – известный французский учитель музыки и пения середины 19 века, теоретик относительной системы воспитания слуха – привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав «язык длительностей». Часто ритмические слоги подменяются счетом – «раз-и-два-и», который никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального ритма, ни ритмического рисунка по той, к примеру, простой причине, что счет непонятен детям («не видна» временная разница длительностей, тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым». Показать на примере ритмической формулы из рыбок: «раз–и два-и, раз-и-два-и» и «ти-ти-Та, Та-Та» Разница очевидна!Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных слогов «Та» и «ти-ти» есть варианты – «дон-ди-ли», «так-ти-ки», «шаг-бегать». Однако, не смотря на вариативность закрепления за четвертями тех или других слогов, у них есть бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике определяются как большие, радостные, тогда как «и» в своем значении несут малое, меньшее.Ценность ритмических слогов состоит в том, что:-любая и ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;- ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;- с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;- ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять;- ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции – это всегда радость и удовольствие для детей.Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К.В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей и немного подвигаться вместе со мной! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.2. Практическая часть1 задание: Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)- Здравствуйте малышки — всем привет!2 задание:Ребята, вот мы узнали про “короткие” и “длинные” звуки. А теперь мы попробуем прохлопать ритмический рисунок по схемам (показать в презентации и раздать карточки со схемами ритма). И будем говорить такие слова: на «короткий» звук говорим «ТИ-ТИ», а на длинный «ТА». Проводится игра “ТИ-ТИ-ТА”. На слоги “ТИ-ТИ” хлопаем в ладоши, это “короткие” звуки, на слог “ТА” – кладем ладоши на коленочки, это “длинные” звуки.3 задание:Шумовой оркестр3. Рефлексия-Уважаемые коллеги! Прошу вас на предложенных карточках нарисовать эмоцию, которые вы испытали во время нашего путешествия.