Публикации Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в рамках курса "Русский Язык с увлечением 1-4 классы"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в рамках курса "Русский Язык с увлечением 1-4 классы"
Автор: Попова Ольга Анатольевна

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в рамках курса «Русский язык с увлечением» - 1- 4 классы.Составила – Попова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов. МБОУ «Усть-Майская СОШ», п. Усть-Мая, Усть-Майского района, Республики Саха (Якутия)Пояснительная запискаЗнание русского языка создаёт условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов, мир русской грамоты. Формирование полноценной учебной деятельности, возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а так же умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учёбе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть им многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит курс «Русский язык с увлечением». Программа курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. В структуру занятия включаются задания с игровыми элементами, игры, загадки, пословицы и поговорки, рифмовки, скороговорки, кроссворды, ребусы, головоломки, грамматические сказки и стихи, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, усвоению и запоминанию материала. Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.Методологические основы программыПринципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы:- занимательность;- научность;- сознательность и активность;- наглядность;- доступность;- связь теории с практикой;- индивидуальный подход к учащимся;- гуманизма: вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;- системности: рассмотрение ребёнка как целостного, своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития.Цели и задачи программыЦели: формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, убеждения в необходимости и возможности его грамотного использования, через систему развивающих занятий.Задачи:Обучающие- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;- обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития;- создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся: общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха, общей координации движений и мелкой моторики;- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.Воспитывающие - воспитание культуры общения с книгой;- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.Развивающие- развивать смекалку и сообразительность;- приобщение младших школьников к самостоятельной исследовательской работе;- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.Организация работы по программеФормы проведения занятий:- практические занятия с игровыми элементами, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;- анализ и просмотр текстов;- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе со словарями;- внесение творческих элементов в занятия: составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение стихов, сказок и т. д.Структура занятия:- игровая часть;- теоретическая часть;- практическая часть;В структуру занятия входят следующие упражнения:- упражнения для развития артикуляционной моторики;- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;- дыхательная гимнастика;- упражнения для коррекции произношения, автоматизация и дифференциация звуков;- формирование фонематических процессов.Цикличный принцип построения данного курса предполагает повторение тематики в следующих классах, на более высоком уровне, а так же позволяет применять индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы.Основные методы и технологии:- технология разноуровневого обучения;- развивающее обучение;- обучение в сотрудничестве;- коммуникативная технология.Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития УУД и личностных качеств младших школьников.Место курса в учебном плане:Программа рассчитана на 4 года – 135 часов, 1 час в неделю. В 1 классе – 33 часа, 2 – 4 классы – 34 часа в учебный год.Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 мин. в 1 классе, по 35-40 мин. во 2- 4 классах. Планируемые результаты1 классЛичностные результаты:- осознать роль языка и речи в жизни людей;- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;- понимать свои эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к поступкам.Метапредметные результаты:Регулятивные УУД:- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;- учиться работать по предложенному учителем плану;Познавательные УУД:- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;Коммуникативные УУД:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме ( на уровне предложения или небольшого текста);- слушать и понимать речь других;- учиться работать в паре, группе;- выполнять различные роли (лидера, исполнителя).2 класс Личностные результаты:- осознавать роль языка и речи в жизни людей;- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей ( интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).Метапредметные результаты:Регулятивные УУД:- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;- учиться работать по предложенному учителем плану;Познавательные УУД:- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;Коммуникативные УУД:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);- слушать и понимать речь других, пользоваться приёмами слушания, фиксировать тему, заголовок, ключевые слова;- выразительно читать и пересказывать текст;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;- учиться работать в паре, в группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).3-й – 4-й классыЛичностные результаты:- формирование умения осознавать и определять (называть) свои эмоции;- формировать умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;- развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;- привитие любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;- развитие интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении;- развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;- развитие осознания ответственности за произнесённое и написанное слово.Метапредметные результаты:Регулятивные УУД:- самостоятельно формулировать тему и цели занятия; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;Познавательные УУД:- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);- пользоваться словарями, справочниками;- осуществлять анализ и синтез;- устанавливать причинно-следственные связи;- строить рассуждения;Коммуникативные УУД:- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач: владеть монологической и диалогической формами речи;- высказывать и обосновывать свою точку зрения;- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;- задавать вопросы. Календарно – тематическое планирование 1 класс ( 33 часа ) Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса Обучающиеся должны знать:- отличие звука от буквы;- признаки гласных и согласных звуков;- буквы русского алфавита;- антонимы, синонимы (без использования терминов), многозначные слова;- системные связи слов.Обучающиеся должны уметь:- правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко- буквенный анализ слов;- распознавать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах;- делить слова на слоги;- объединять слова в группы;- составлять текст (устно) по вопросам учителя. Календарно – тематическое планирование 2-ой класс (34 часа) Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2 – го классаОбучающиеся должны знать:- признаки гласных и согласных звуков;- гласные ударные и безударные;- согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;- правила переноса слов.Обучающиеся должны уметь:- работать со словарём;- группировать и подбирать слова на определённые правила;- составлять рассказы по сюжетным картинкам;- устанавливать связь слов в предложениях, составлять предложения из набора сл Календарно – тематическое планирование 3 – ий класс (34 часа) Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3 – го классаОбучающиеся должны знать:- отличительные признаки основных языковых единиц;- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, орфографией, морфологией;- основные орфографические и пунктуационные правила;- типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.Обучающиеся должны уметь:- работать со словарём;- группировать и подбирать слова на определённые правила;- составлять рассказы по картинкам;- воспринимать и воспроизводить интонацию речи. Календарно-тематическое планирование 4 – ый класс (34 часа) Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4 – го классаОбучающиеся должны знать:- отличительные признаки основных языковых единиц;- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;- значимые части слова;- основные орфографические и пунктуационные правила;- о некоторых нормах русского языка: орфоэпических, словоупотребительных;- признаки изученных частей речи;- типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.Обучающиеся должны уметь:- чётко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;- различать слова – паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.- пользоваться орфографическими, словообразовательными, фразеологическими, этимологическими словарями;- создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.Литература:1. Примерные программы внеурочной деятельности Стандарты второго поколения НОО. – М.: Просвещение, 2010г.2. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995г.3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991г.4. Гранник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991г.5. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н. Лонецк. ПКФ «БАО», 1997г.6. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва «Просвещение», 1991г.7. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1 – 4 классов. Самара. Издательство «Сам Вен», 1997г.8. Превращение слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А.В. Москва «Просвещение», 1997г.