Публикации Применение элементов игровой деятельности для повышения познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках "Окружающий мир"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение элементов игровой деятельности для повышения познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках "Окружающий мир"
Автор: Егошкина Ольга Сергеевна

Применение элементов игровой деятельности
для повышения познавательного интереса учащихся начальных классов
на уроках "Окружающий мир"
Всем учителям известно, что дети любят играть. Игра способствует развитию ребенка, помогает усвоить навыки социального общения, дисциплины, является формой познания детьми окружающего мира. Игра – один из основных видов деятельности дошкольников и младших школьников. Отличительной особенностью игровой деятельности является ее добровольность, высокая активность и контактная зависимость учащихся. Это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовлетворения от проявления своих физических и духовных сил. Велика и познавательная роль игры.
Один из ведущих специалистов по игре С.А.Шманов считает, что лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, активизации процесса познания жизни.
Игра характеризуется тем, что, оставаясь отдыхом и развлечением, она всегда перерастает в обучение, творчество, в модель типа человеческих отношений.
Развивающие и воспитательные ресурсы ее огромны. Игра выступает в качестве средства адаптации и социализации, приема и метода обучения. Игра воспитывает в ребенке милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность – все, что составляет богатство человеческой личности.
Повторение учебного материала снижает интерес к предмету. Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут игровые моменты проверки. В их числе – кроссворды. В этой игре каждый хочет быть победителем. Но выигрывают те учащиеся, которые быстрее могут воспроизвести изученный материал. Кроссворды используются для лучшего усвоения темы, то есть они способствуют повышению эффективности обучения. При работе над темой Птицы зимой учащимся можно предложить следующий кроссворд:
1
2
3
5
8
9
По горизонтали:
Птица, хорошо передвигающаяся по деревьям вниз головой.
5. Птичка-невеличка ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
Птица, выводящая птенцов зимой.
Птица с хохолком на голове, прилетающая к нам зимой.
По вертикали:
Птицы, улетающие осенью на юг.
Птицы, которые проводят зиму у нас.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая – известная персона. Кто она?
Ответы:
По горизонтали: 1. Поползень. 5.Воробей. 8. Клест. 9.Свиристель.
По вертикали: 1. Перелетные. 2. Зимующие. 3. Ворона.
Также для активизации внимания и интереса учащихся при проверке знаний и умений учащихся по окружающему миру можно использовать цифровой диктант.
Игра имеет большое познавательное значение: она расширяет кругозор, способствует закреплению знаний, развивает находчивость, смекалку, побуждает интерес к различным областям науки. Именно игра сопровождается повышением эмоций учащихся, устойчивым познавательным интересом, является стимулятором активности детей в познании. Игра служит мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность младших школьников. Ведь знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.
Для каждого вида игры есть своя технология. Но в то же время в любой игре можно выделить ряд операций и действий, типичных для каждой игры.
Основными этапами игровой деятельности являются организационный, целевой, функциональный, операционный, коммуникативный, корректи-рующий, аналитический, контрольно-оценочный, результативный. Главные звенья – подготовка, проведение, анализ и подведение итогов.
Рассмотрим технологии некоторых конкретных игр.
Технологию ролевой игры характеризуют следующие признаки:
наличие ролей;
взаимодействие ролей;
наличие общей цели у всего игрового коллектива;
наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры.
Использование ролевых игр в школьной практике требует учета специфики учебного предмета, возрастных особенностей детей. В учебно-воспитательном процессе ролевая игра позволяет построить процесс обучения через моделирование разных видов деятельности учащихся.
Ролевая игра позволяет решать ряд педагогических задач:
Формирование определенных навыков.
Развитие речевых умений.
Обучение умению общаться.
Развитие познавательного интереса и познавательной активности.
Развитие психических функций и способностей.
Интересные роли вызывают у младших школьников мотивационную готовность к речевым действиям, которая направлена на формирование умения мобилизовать усвоенный учебный материал для общения в конкретных коммуникативных целях. Принятие роли, а затем и ее выполнение позволяют устранить такие факторы, как стеснение, страх, тревожность, скованность, избежать стрессовой ситуации. Возможность спрятаться за роль позволяет освободиться от страха проявить незнание, показаться смешным.
В ролевой игре обычно выделяют три этапа: подготовительный, собственно игра, заключительный. На подготовительном этапе учитель знакомит учащихся с ролевой ситуацией, объясняет ее сложность или проблему, распределяет роли, ученики готовятся к их исполнению. На заключительном этапе обсуждается ход ролевой игры, участие каждого в ней, отмечается наиболее яркое исполнение ролей.
Конструирование и проведение деловой игры должно отвечать ряду принципов: проблемности, игровому моделированию, совместной деятельности, общения, диалога, двуплановости.
В этих условиях усвоение нового знания накладывается на обучение, которое приобретает совместный, коллективный характер. В таких играх достижение дидактических и воспитательных целей слито в одно.
Рассмотрим технологию блиц-игры, которая является разновидностью учебной игры. Она выступает как форма и метод активного обучения, выполняя одновременно несколько функций образовательного процесса: углубление, расширение, систематизация знаний, развитие умения оперировать теоретическими знаниями на практике.
Блиц-игры целесообразно использовать на разных этапах с целью воспитательно-диагностической, контрольно-стимулирующей и демонстрационной функций.
В методике и практике обучения окружающему миру в начальной школе больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Современные условия характеризуются обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование личности.
Важным условием активизации познавательной деятельности младших школьников является дидактическая игра.
Дидактические игры – разновидность игр с правилами, специально созданными в целях обучения и воспитания детей. Воспитательно-образовательное содержание дидактических игр формируется в виде дидактической задачи.
Дидактическая игра имеет педагогическую и игровую задачи, правила, действия, результат.
Педагогическая задача определяет дидактическое содержание игры. В то же время содержание дидактической игры ставит перед младшими школьниками проблему, требующую от них определенного интеллектуального напряжения. В дидактической игре действия учащихся определены и обозначены. Правила дидактической игры раскрывают и организуют деятельность так, чтобы она была направлена на выполнение дидактической задачи. Для учащихся дидактическая задача реализуется косвенным образом через задачу игровую, игровые действия и правила. Увлечение игрой активизирует интеллектуальные силы учеников, а наличие занимательности, шутки, юмора облегчает выполнение задачи.
При создании дидактических игр нужно руководствоваться не только необходимостью повысить познавательную активность и интерес учащихся, но и желанием сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь школьникам освоить социальные роли. Важно, чтобы в ходе игры учащиеся получали более глубокие представления о современной структуре социума, чтобы игра вызывала понимание и интерес к реальной деятельность взрослых людей. В дидактической игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.
Проведение дидактических игр имеет некоторые особенности. Прежде всего это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет младших школьников. Словесная дидактическая игра, сопровождаемая, например, подачей детям мяча, должна проходить в таком ритме, чтобы за время передачи мяча от учителя к ребенку был готов ответ на вопрос. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре.
Напряженная умственная деятельность быстро утомляет детей младшего школьного возраста. Длительность дидактических словесных игр должна быть не более 8-10 минут. Но и в это время необходимы паузы, которые снимают у учащихся умственное напряжение.
Начинать проводить игры лучше с небольшой группой детей. По мере усвоения содержания и правил игры количество играющих увеличивается.
Многие игры по мере увеличения знаний об объектах природы следует проводить повторно, продумывая усложнения. Некоторые игры можно провести в начале наблюдения за каким-либо объектом, чтобы вызвать интерес к нему, а в дальнейшем наблюдать его.
Перед проведением игры продумывается учебная задача (какие знания, умения, навыки проверяются или закрепляются в данной игре с учетом программных задач по природоведению). Игровая задача разъясняется учащимся учителем. Определяется форма проведения игры (индивидуальная, групповая, массовая). В конце игры обязательно надо подвести итоги.
Содержание дидактических игр разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни растений, животных, труд людей в разные времена года, взаимозависимости и взаимосвязи в природе, вопросы охраны в природе, гигиена, здоровье, то есть можно выделить несколько типов дидактических игр. Рассмотрим их подробнее.
Игры-путешествия можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе. Они способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием в игре, устными сообщениями, переживаниями.
Примерами таких игр могут быть: Путешествие по природным зонам, Путешествие в зимнюю страну, Азбука зимнего леса и т.д.
Сюжетная игра (групповая форма дидактических игр) отличается от игр-путешествий тем, что младшие школьники выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалоги от имени животных, птиц, растений. Такие диалоги можно легко найти в книгах В.Бианки, Е.Чарушина и других.
Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят за ее ходом и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Например, при закреплении знаний по теме Полезные ископаемые учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю, на пути им попадаются различные полезные ископаемые. Надо назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте место нахождения данного полезного ископаемого.
Можно использовать и игры экологического характера, когда учащиеся выступают в роли экологов, директора предприятия и т.д.
Игры-соревнования могут быть использованы на уроке в качестве элементов проверки знаний или на этапе закрепления их. Это могут быть викторины, ребусы, кроссворды, шарады.
Существенная особенность данного вида игры – наличие в ней элементов сотрудничества и борьбы. Элементы соревнования являются преобладающими, а сотрудничества – по мере постановки и решения конкретных задач.
В ход игры можно ввести вопросы, требующие глубокого знания теоретического и практического материала о природе. Наряду с познавательными вопросами предлагаются задания практического характера, например, определить по фотографии название птицы, изготовить кормушку из подручных средств и т.п.
Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр. Но надо помнить, что злоупотребление игрой в учебном процессе, несмотря на высокую активность детей, может привести к пробелам в их знаниях.
Список литературы
1. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательного интереса и способностей младших школьников// Начальная школа. – 2004. - №11. – С.49.
2. Ананьева Г.Н. Происшествие в осеннем лесу// Начальная школа. –1996. - №7. – С.73.
3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе// Воспитание и обучение. – 1998. – №4. – С.10.
4. Богданец Т.П. Самые сложные темы начального естествознания// Начальная школа. – 2005. - №8. – С.42.
5. Бондаренко Л.Н. Загадки о природе// Начальная школа. – 2002. - №4.- С.75.
6. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М.: Флинта, 1997.
7. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994
8. Ворожбит Е.А. Проверка знаний по природоведению// Начальная школа. – 2004. - №1. – С.71.
9. Ромашкова Е.И. Игровая модель организации жизнедеятельности младших школьников// Начальная школа. – 2003. - №2. – С.51.
10. Гордеева В.А., Ельшина Т.Б., Родина О.Н. Путешествие лучика. Экологическая сказка// Начальная школа. – 1999. - №12. – С.98.
11. Григорьев В.М. Традиционная педагогика игры: опыт и проблемы// Педагогика. – 1996. - №1. – С.20.
12. Губанова О.В., Левкина И.С. Использование игровых приёмов на уроках// Начальная школа. – 1997. - №6. – С.36.
13. Есырова Л.А. Учить, играя// Начальная школа. – 1988. – №10.
14. Орлова Л.А. Кто лучше знает природу?// Начальная школа. – 2005. - №7. – С.75.
15. Руденко И.Н. Листья опадают – осень к нам идёт// Начальная школа. – 2004. – №10. – С.59.