Публикации
«Особенности развивающих игр в развитии детей»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Особенности развивающих игр в развитии детей»
Автор: Гудкова Ольга Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Особенности развивающих игр в развитии детей»
Автор: Гудкова Ольга Юрьевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №49 «РОДНИЧОК» «Особенности развивающих игр в развитии детей» Воспитатель: Гудкова О.Ю. К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание уходу за малышом, питанию, режиму, одежде, не придают особого значения тому, какие условия созданы ему для развития. «Какая разница, - считают они, - раньше или позже начнет играть в кубики, держать карандаш и рисовать. Чего с этим торопиться? Придет время научиться всему». В действительности это далеко не так. Малыши научившиеся играть в игры учатся значительно лучше других, и учиться им, как правило, очень легко.Магазин игрушек - настоящее царство игр и игрушек. Кажется, чего тут только нет! На все вкусы, на все возрасты: и настольные, и электрифицированные, и музыкальные… море красок и - океан ребячьих желаний... Ох, эти умоляющие детские глаза! Какое родительское сердце не дрогнет! И вот уже рука тянется за кошельком... Минуточку! Давайте попытаемся разобраться, чем же вы руководствуетесь при покупке очередной игрушке или игры? Желанием ребенка? Чтобы не приставал? У соседского Вовки есть, а мой, что хуже? Чем бы дитя ни тешилось? Полезно или ... просто модно? Ну, вот уже купили: что-то дорогое, сверкающее и совсем - совсем как настоящее... Новая игрушка - всегда радость, но… проходит полчаса, час, а в лучшем случае день-два, и она уже брошена, уже не интересна. Кто тут виноват: игрушка, ребенок или папа с мамой? Вопрос этот очень и очень не прост. Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в наших руках. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, и удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, и складывается характер. Вы не просто покупаете игрушку, но и проектируете человеческую личность.Игрушки и многие игры, так или иначе, моделируют саму жизнь. Что чаще всего покупают, например, для девочек? Всевозможных кукол, посуду и мебель, т.е. уменьшительные модели того семейного быта, с которым женщине придется иметь дело всю жизнь. Конечно, никто не будет возражать, что подготовка к будущему семейной жизни, к бытовому труду должна найти свое отражение в играх. Что хорошо. Плохо другое: чаще всего этим круг игр для девочек и ограничивается. Конструкторы, кубики? Это считается почему-то занятием для мальчиков. Мальчикам повезло больше: кроме пистолетов, ружей, автомашин, самолетов для них предназначаются и строительные материалы, и сборные модели, и управляемые игрушки, и всевозможные конструкторы.Почему так часто можно видеть картину у малыша много игрушек, а он не играет ими? Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя «исчерпали». Элемент новизны исчез. А он - то и привлекает ребенка в первую очередь. Дать же задачку для ума, интеллектуальную длительную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В том отношении куда лучше в строительные материалы, пирамидки, мозаики и пр. Эти игры дольше «служат» детям, они надоедают им, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребенка, а в лучшем случае удовольствуются лишь сиюминутной потребностью. Но ведь это так мало для успешного развития умственных способностей. Нужны игры нового типа - игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свойства микроклимат, где появляются возможности для развития умственной стороны интеллекта.Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество - это всегда интерес, влечение и даже страсть. Вот этот интерес к развивающим играм к интеллектуальному напряжению, когда они обязательно требуют и надо развивать у детей. Так, первое условие успеха - улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность. При этом конечно нельзя забывать, что перехваливание - похвала не по заслугам - может и навредить. Но этот интерес легко притупить не только не большим нажимом, принуждением, но даже просто «перебарщиванием», доверием игры до того, что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует добавить игры до пресыщения, до того, что малышу не хочется играть. Поэтому, как бы не хотелось вам, чтобы малыш занимался игрой, не в коем случае не оказываете на него нажима.Основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать и словом, ни жестом, ни взглядом. Во время выполнения задания нельзя злоупотреблять даже замечаниями.Прежде чем давать задание детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. С какой игры начинать? Это важный вопрос, но здесь никак не может быть однозначного ответа. Пожалуй, папе и маме сначала лучше посмотреть все игры подряд, чтобы иметь представление о каждой из них и сопоставить с возможностями и уровнем развития своего ребенка. Лучше начинать с заведомо более легких. Например; «сложи узор», через неделю можно ввести другую игру, а затем постепенно вводить новые игры. Увлечения детей приходит «волнами», поэтому, когда у ребенка оставляет интерес к игре, «забываете» об этой игре на месяц-два, а потом «случайно» пусть ребенок вспомнит о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел. Если игра доступна детям, то она теряет свою привлекательность. Не ставьте игры по доступности вровень с остальными игрушками, ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их сам. «Не интересоваться игрой» ребенок может по двум причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, и ли... взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть. Поэтому больше хвалите за успехи. Для любой игры необходимо непринужденная обстановка, свободная обстановка, когда все внимание сосредоточено на самой игре, а не на том, чтобы, сесть, как следует.Некоторые эти советы категорически - этого требуют сами правила игры, без которых она превратится в обычное учебное занятие или развлечение. Другие советы, выполнение которых тоже желательно, но не настолько обязательно, рассчитаны на умственно-творческое применение в играх. С течением времени каждый взрослый, играя с детьми, может приобрести собственный интересный опыт, сделать свои педагогические открытия и, конечно, при этом свое воспитательское мастерство. Когда связь детского сада и родителей станет на деловую основу, то это даст нам определенные результаты. Не надо искать завод-изготовитель игр, а может совместно (дети с родителями) изготовить развивающие игры. Такие игры нужны детям для развития всех умственных сторон интеллекта детей.