Публикации Приёмы повышения грамотности учеников 1-2 классов на уроках русского языка с учётом требований ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приёмы повышения грамотности учеников 1-2 классов на уроках русского языка с учётом требований ФГОС
Автор: Анисимова Елена Петровна

Приёмы повышения грамотности учеников 1-2 классов на уроках русского языка с учётом требований ФГОС Анисимова Е. П., учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №40» республика Татарстан, г. Казань С чего следует начать работу по формированию орфографической зоркости, необходимой для достижения грамотного письма? Вначале необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах различать гласные и согласные, ударные и безударные, надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове, приучить к самоконтролю. При решении орфографических задач постоянно ставятся вопросы: «Какую букву надо проверять при письме и почему?» «Что надо сделать, чтобы написать верно?» Вот некоторые приёмы работы:
  • Волшебный квадрат (5 х 5).
  • Этот квадрат лежит всегда на партах учеников на уроке русского языка. «Дети! Квадрат будет обладать волшебной силой, если вы научитесь правильно им пользоваться. Для этого вы накладываете квадрат на первое слово предложения. Постепенно двигая его вправо, открываете первый слог слова, потом второй и т. д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы». Квадрат притормаживает движение глаз и заставляет детей быть внимательнее. 2. На каждом уроке отводится 3 – 5 минут для дополнительного жужжащего чтения, а на уроках русского языка используется методика орфографического проговаривани3. Письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически, диктует это слово по слогам, называя слог и гласную в нём. Позднее можно предложить детям проговаривать только по слогам, называя чётко каждое слово. 4. Письмо с комментированием, помогающее детям избежать возможных ошибок и содействующее наиболее прочному усвоению материала. Элементы комментирования включаются в самые разнообразные виды упражнений, выполняемых на разных этапах урока. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы. 5. Повторение изученной орфограммы. Упражнения занимают на уроке не более 5 минут в устной форме. Отработка каждой повторяемой орфограммы проводится в течение одной недели. В это время нельзя допускать чередования нескольких орфограмм, нельзя нарушать ритмичность. По каждой слабо усвоенной орфограмме проводятся ежедневные упражнения с ключевыми словами (1мин.). со словариками (2-4 мин.). Работа со словариками проходит в режиме самопроверки или взаимопроверки.6. Формулировка правил идёт с опорой на ключевые слова, так как не следует излишне напрягать память слабоуспевающих учеников требованием его запомнить, при повторении в течение шести дней это произойдёт само собой.7. Алгоритмы – памятки. Они помогают учащимся развивать навык самопроверки, например: Проверь! - Не пропустил ли ты букву? - Правильно ли ты написал безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные? - Не уверен – спроси у учителя! Проверь! (правильно ли написаны слова в предложении?) - С какой буквы пишу слово? - Есть ли в слове приставки? Как приставки пишутся со словами? - Есть ли в слове другие орфограммы? Какие? Назови! 8. Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения. Например: - 1. Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова: лес, лестница, лесничий; смешной, смешать, смешить. 2. Игра «Назови ошибку». Выдели слова, обозначающие предметы: кукла, дом, море, вышла, ученик; парта, солнце, железный, дверь, моряк. 3. Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять, хлопают в ладоши). Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима; сосна, стол, парта, лесной, ком, враг. Ещё одним из важных приёмов повышения грамотности считаю развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками. Начинаю её с проверки работ в тетрадях. Я испробовала разные приёмы исправления ошибок. Дети в силу своих умственных и психических особенностей нуждаются в индивидуальном, дифференцированном подходе. У большинства детей я не исправляю неверно написанную букву, а лишь её зачёркиваю, у более сильных учащихся подчёркиваю все слова с ошибочным написанием. Моя цель помочь ученику вдуматься в данную орфограмму и исправить её. У более слабых учащихся исправляю и подписываю верный вариант. Главное условие – это предупреждение ошибок. Используются различные приёмы.1. Орфографическое проговаривание (т. е. дети говорят так, как пишут – это «комментированное письмо».2. Различные карточки, в которые включаются словарные слова или слова, в которых были допущены ошибки.3. Вставь орфограмму (а, е, и) в слово: св.ча, ул.ца.4. Найди потерявшийся слог:..роженька (дороженька), …тинка (картинка).5. По описанию определи, о каком слове идёт речь и впиши его.а) Коллективная поездка, посещение чего – нибудь. (Экскурсия)б) Пассажирский транспорт. (Автобус) К словам с орфограммами на безударную гласную, парную согласную звонкую или глухую, непроизносимую согласную подбирать проверочные слова.Здесь используется многократное кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией. Большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощушения. Значит и упражнения подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям и интерес и внимание к ним постоянно возрастали. Для этого предлагаются слова с орфограммами в занимательной форме: - списывание слов с доски с пропуском букв; - использование различных группировок; - работа в паре с последующей взаимопроверкой; - использование ребусов, кроссвордов, загадок. – игра «Подскажи словечко».