Публикации Психологическая подготовка учащихся в формировании готовности к экстремальным действиям на уроках ОБЖ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психологическая подготовка учащихся в формировании готовности к экстремальным действиям на уроках ОБЖ
Автор: Сафонов Всеволод Васильевич

Психологическая подготовка учащихся в формировании готовности к экстремальным действиям на уроках ОБЖУ каждого ученика имеется индивидуальный тип нервной системы, который по - своему реагирует на те или иные экстремальные действия.Существующие темы уроков предполагают подготовку ученика к той или иной экстремальной деятельности, особенно, в рамках защиты человека от различного рода ЧС.Подготовка учеников к той или иной ситуации может заключаться в следующих аспектах:- знание сущности, типов экстремальных ситуаций и их характеристики;- понимание основных трудностей и опасностей, возникающих перед ним, возможные последствия негативного воздействия;- понимание зависимости воздействий экстремальных ситуаций от личной подготовленности к ним;- убеждённости в необходимости тщательной и полноценной подготовки к экстремальным ситуациям, возникающим в жизни и личной безопасности;В помощь учителю приходят различного рода игры, где могут моделироваться различного рода экстремальные ситуации.I группа - предметные игры, как манипуляции с предметами. На уроках ОБЖ изучение правил дорожного движения происходит в игровой форме с использованием дорожных знаков, регулировочного жезла, светофора.II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. В сюжетной игре учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Сюжетная игра не занимает много времени, школьники с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала. Творческая активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей. Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении - не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. В процессе обучения на уроках ОБЖ используются интеллектуальные игры типа "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?", "Спасатели", "Путешествие". Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией .III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами, обычно называемые дидактическими. Дидактические игры составлены по принципу самообучения, то есть так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями. К ним относятся развивающие игры психологического характера - кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы, чайнворды и т.д.IV группа игр - строительные, трудовые, поисковые, конструкторские, спасательные.Примером деловой игры являются игра-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи изучаемых ситуаций. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность творческую и познавательную.V группа игр, интеллектуальные игры - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Они основаны на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную и творческую активность. На уроках ОБЖ применяются разнообразные конкурсы и соревнования. Для практической подготовки по теме "Основы воинской службы" применяются соревнования по полосе препятствий, соревнования по ориентированию на местности.Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает творческие способности, познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому предмету.При организации игровой деятельности на уроках ОБЖ применяются общепринятые педагогические методы и формы организации урока. При подборе игрового материала необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Важно продумать содержание урока, его задачи и форму организации деятельности школьников на уроке. Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность развития психологической устойчивости учащихся на уроках ОБЖ повышается, если основу обучения составляет элементы психологического тренинга, в которую включается игровая деятельность в качестве системообразующего компонента.