Публикации
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Автор: Алита Нориковна Мирибян
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Автор: Алита Нориковна Мирибян
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Аннотация. Функциональная грамотность является одной из важнейших компетенций современного школьника. Темп современной жизни и новые образовательные стандарты выдвигают новые требования перед учащимися образовательных учреждений, в том числе и школ для детей с ОВЗ. Целью нашей статьи является выявление методов и приемов, способных помочь ребенку с «особенностями» в развитии. Для этого нами были выявлены и адаптированы для детей с ОВЗ методы и приемы работы, представленные издательством «Просвещение» (серия пособий по функциональной грамотности). На практике эффективность и результативность данных пособий не вызывает сомнений. Таким образом, нами внесен небольшой вклад в помощь практикующему учителю, работающему с детьми с «особенностями» в развитии. Ключевые слова: читательская грамотность, дети с ОВЗ, уроки Современная образовательная действительность приводит к осознанию необходимости практико-ориентированного обучения. С 2018 года одним из важных направлений развития обучающихся является функциональная грамотность. Функциональная грамотность включает в себя читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ОВЗ» представляет из себя общеобразовательное учреждение для детей с интеллектуальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития. Ввиду особенностей контингента образовательной организации многие из составляющих функциональной грамотности недоступны обучающимся с ОВЗ, так как они имеют когнитивные нарушения. На уроках гуманитарного цикла дети с ОВЗ испытывают проблемы с чтением, и это влияет на качество усвоения программного материала. Трудности эти связаны с особенностями в развитии и наличием сопутствующих заболеваний. Исходя из данной проблемы, основным вектором развития образовательной организации была выбрана читательская грамотность. Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни, она предполагает анализ полученной информации и интерпретацию полученного (прочитанного и услышанного) текста и содержащейся в нем информации. В первую очередь, важно отметить гуманистический подход, который используется при работе с детьми с данной категорией. Невозможно развитие читательской, да и любой грамотности без создания психологически безопасной атмосферы. Если в образовательной организации с нормотипичными детьми результаты могут быть достигнуты любым способом, то специфика образовательной организации предполагает, что учитель будет иметь неразвитое чувство эмпатии и невысокий эмоциональный интеллект. Уважать, принимать детей такими, какие они есть, всячески создавать атмосферу принятия и успеха – вот главная задача учителя. Для этого ему мало быть компетентным только в своей профессиональной области, ему необходимо при этом обладать знаниями и психолога, и дефектолога, и логопеда. Постоянно изучать и адаптировать материалы по предмету с целью составления программы или конспекта урока. Учитель, работающий с детьми с ОВЗ, становится, буквально, исследователем, который регулярно осуществляет научный поиск. С целью применения компетентностного подхода на уроках гуманитарного цикла для детей с ОВЗ, нами были приняты в работу принципы функциональной грамотности, разработанные в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. К их числу относится пересмотр теорий грамотности чтения и учет условий, в которых учащиеся получают и используют информацию в широком контексте. Растет число источников, откуда обучающиеся получают информацию, они используют новые материалы и используют их новыми и более сложными способами. Изменяется не только общество в целом, но и культура. Акценты в обучении чтению смещаются от простого сбора и запоминания информации к овладению способностью использовать полученные данные. Большинство профессиональных и личностных сфер развития требуют овладения навыками грамотного чтения. Навыки чтения включают в себя поиск, выбор, интерпретацию, интеграцию и оценку информации из всего спектра текстов, связанных с ситуациями, которые выходят за пределы класса. Для того, чтобы интегрировать в полной мере информационные технологии в социальную и трудовую жизнь обучающихся с ОВЗ, обновить и расширить грамотность чтения, нами была использована образовательная платформа учи. Ру [1], на которой обучающиеся прошли диагностику уровня читательской грамотности. Школьникам было предложено ознакомиться с четырьмя интерактивными текстами: «Лесные гости», «Волшебный дом», «Само очарование», «Новенький». Изначально шла инструкция с описанием того, что нужно будет сделать. Необходимо было внимательно прочитать каждую из историй, а затем выполнить задания. Остановимся подробнее на тексте «Лесные гости». В интерактивном тексте 17 заданий. Время выполнения 40 минут. Вначале был предложен небольшой фрагмент текста, затем инструкция, которая пошагово объясняла процесс установки палатки. Ребятам необходимо было выполнить интерактивное задание - выбрать на картинке место, которое максимально подходит для установки палатки. Одновременно следовало задание на правильное понимание терминов, встречающихся в тексте, данном тексте это было слово «тамбур». Далее, опираясь на содержание прочитанного текста, необходимо было оценить верность или ложность предложенных утверждений, оценить возможные ошибки героев текста, выбрать несколько правильных ответов из предложенного списка. Присутствовало также интерактивное задание, где нужно было подобрать рисунки, иллюстрирующие пункты инструкции по процессу установки палатки; определить число найденных следов и соотнести описание следов и животное, которому они принадлежат. На примере данной диагностики, мы увидели, что для развития читательской грамотности у школьников с ОВЗ, учителю необходимо использовать различные виды заданий. Вместе с тем, не могут быть использованы тексты, оторванные от реальной окружающей ребят жизни. Развитие читательской грамотности невозможно без социально-бытовой ориентировки и развития навыков самообслуживания. Так, в тексте «Лесные гости» обучающиеся должны были знать о том, каким образом происходит приготовление пищи, какие для этого необходимы продукты, какие продукты относятся к природным, которые можно найти в лесу, а какие можно приобрести только в магазине. Для того, чтобы соблюсти принцип наглядности, так необходимый для успешного освоения материала обучающимися с интеллектуальными нарушениями, в заданиях было использовано большое количество изображений. После диагностики уровня развития читательской грамотности обучающимся регулярно предлагались различные форматы заданий, которые актуализировали важность не только понимания прочитанной информации, но и ее использование на практике. Школы для детей с ОВЗ имеют в своем арсенале не только уроки и внеурочную деятельность, но и возможность проведения дополнительных занятий с логопедом и психологов. На данных занятиях продолжается работа по формированию читательской грамотности, работа с тем или иным письменным материалом. В результате работы с учащимися с ОВЗ и многолетних наблюдений выявлены эффективные методики по развитию читательской грамотности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, среди которых: дробление текстового материала; использование наглядности, иллюстрирующей текстовый материал; использование заданий, направленных на социальную адаптацию обучающихся; использование и практическое применение текстовых инструкций, формирующих навыки самообслуживания; использование интерактивных заданий на обучающих платформах или использование интерактивной доски для закрепления полученной текстовой информации и проверки ее понимания. Список литературы 1. Дистанционное образование для школьников и детей в интерактивной форме. URL: (дата обращения: 18.10.2022). 2. Функциональная грамотность. Банк заданий. Функциональная грамотность. Банк заданий. URL: (дата обращения: 17.10.2022).