Публикации Скульптор Курского края.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Скульптор Курского края.
Автор: Ревенко Анна Игоревна

Скульптор Курского края .Ревенко Анна, студентка факультета искусств и арт-педагогики( E-mail: revencko.aniuta@yandex.ru)Курский государственный университет, г. Курск, РоссияАннотация :Роза Владимировна Трегуб родилась 7 июля 1924 года в Нижегородской губернии. Жила и похоронена в Курске. Основное направление работ — портретное искусство, стремилась максимально точно воспроизвести модель в дереве, мраморе, бронзе, керамике.Наиболее известными являются скульптурные портреты поэта Е. Полянского, хирурга Глобенко, дагестанского скульптора Мурадова, а также жанровые работы — «Тимоня», «Плеховские запевки» (1984), «Фронтовая весна». Участница всесоюзных, республиканских, зональных и областных выставок (1955–1996).Работы Р. В. Тегуб хранятся в музеях разных стран, в Курской картинной галерее и во многих частных коллекциях.Награды орден «Знак Почета» (1971), медали, дипломом СМ РСФСР, Почетные грамоты СХ РСФСР (1970–1986).Ключевые слова :мрамор ,скультура ,война ,женщина-воин.«….Микеланджело! Гений камня!Он без эскизов, лишь в уме!И покорялся ему мрамор; -Давида видел в глубине!..Но только после ВозрожденияСкульптура, словно, ожила!В граните видим мы движеньеИ мысль великая - ясна!А Франция подарит мируВеликолепнейших творцов.Роден, Бартольди, знавших силуСкульптуры. Тонких знатоков.В России; - Мухина, Коненков,Вучетич, - высший пьедестал.Оставил в памяти навеки.Мемориалы создавал..»[4,C.8].Александр ЧенинИнтересно было, слегка прищурив глаза, смотреть на освещенные ярким солнцем деревья: они казались, то серебристыми, то изумрудно-зелеными. Еще было интересно смотреть в Волгу, любоваться, как весело разбегаются круги от упавшего в воду камешка, но особенно радостно становилось, когда в течение нескольких минут маленький кусочек глины превращался в озорную собачку илистрашную бабу-ягу. Скульптура все больше и больше захватывала воображение, и трудно было прожить день, чтобы не лепить или не рисовать.А потом - война. Появилось много новых и нелегких забот. Но детское увлечение не прошло, наоборот, оно все больше становилось самым главным, самым необходимым в жизни. Родители мечтали видеть дочь учительницей, иРоза стала студенткой пединститута. Однако очень скоро бросила его и поступила в Луганское художественное училище. Так же, как впоследствии и Харьковский художественный институт, она закончила его с отличием.Уже первые самостоятельные шаги Р. Трегуб в искусстве отмечены поисками героя сильного, цельного, с богатым внутренним миром. Дипломная работа «Леся Украинка»-свидетельство не только профессионального мастерства художника. В ней проявились, те стороны дарования, которые стали органичными для последующих произведений. В работах Розы Владимировны нет никакой нарочитости, стремления поразить зрителя остротой художественной формы. Язык всех ее скульптур удивительно простой и понятный, идет от жизненных наблюдений. Излюбленный жанр в творчестве Трегуб-портрет. Автор любуется человеческими лицами. Люди, которых она изображает,отличаются друг от друга возрастом, темпераментом, характером, интеллектом.Но все они привлекают внутренней красотой, лиризмом. Несомненный успех выпал на долю одной из ранних работ скульптора «Катюша» (1959 г.). Это произведение - дань безмерногоуважения и преклонения перед подвигом старших подруг, с оружием в руках, защищавших страну от фашистской чумы, Трегуб создает собирательный образ девушки - фронтовички, которая, наравне с мужчинами, вынесла на себе тяжкое бремя войны: была снайпером,медсестрой, связисткой.Маленькими, мягкими мазками лепитскульптор такое простое и вместе с тем обаятельное лицо: и плотноватый, слегка вздернутый нос, и опухшие, усталые веки, и крупные сомкнутые губы. Это решительная, волевая натура. Произведение полно внутренней значимости и динамики, оно требует кругового обхода, так как интересно воспринимается с любой точки.Человек, богатство его внутреннего мира такова главная тема в творчестве Трегуб. Каждая работа имеет свою интонацию, свой образный и пластический строй, свое соприкосновение с действительностью. Долго и пытливо она присматривалась к первым, но уверенным шагам юной баянистки. Плодом этих наблюдений явился портрет этой девушки…Молодость, порыв, вечный поиск - так можно определить содержание работы «Студентка», исполненной в терракоте (обожженная глина)[2,C.44]. Голова девушки привлекает неповторимымобликом, взлетом мысли, острой индивидуальностью, пластичностью.В 1967 году Роза Владимировна исполнила в гипсе портрет дагестанского скульптора Бэллы Мурадовой, а затем перевела его в мрамор. Это была первая и, несомненно, удачная проба автора в «вечном» материале. Мрамор позволяет разнообразить приемы обработки материала, сочетать взрыхленность фактуры, отличающейся светотеневой насыщенностью, c мягкой, гладкой, будто полированной трактовкой поверхности.Постоянен глубокий интерес художника к образу современника. Вот «Коля» герой сегодняшнего и завтрашнего дня, строитель, в образе которого Трегуб стремилась воплотить лучшие черты молодого человека: волю, честность, прямодушие, доброту, широту характера.[3,C.44] Его мужественное лицо озарено внутренним светом. Верно найдено композиционное решение произведения в целом и «обреза» по воротнику свитера, в частности. Бронза отчетливо оттенила строгую красоту головы.Скульптор создавала и портреты людей, ушедших из жизни. Вот бюст Чаплыгина председателя колхоза в Обоянском районе, убитого кулаками. В «Николае Чаплыгине» Трегуб видела образ героического плана. Композиция бюста фронтальна, голова чуть повернута вправо, внимательный, устремленный вдаль взгляд, упрямо сомкнутые губы выражают волю и решимость.[1,C.12]Роза Владимировна в своих работах вновь и вновь обращалась к образуженщины - воина. Рельеф «За власть Советов» полный революционной романтики гражданской войны. А героиня «Фронтовой весны» родная сестра «Катюши».[2,C.336] Она и на войне не утратила своей нежности и красоты. И хотя сидящая девушка выглядит несколько усталой и грустной, произведение глубоко оптимистично по своей сути, оно воспринимается как символ юности, преданности, любви.Самыми известными работами Розы Трегуб являются скульптурные портреты поэта Егора Полянского (1967), дагестанского скульптора Беллы Мурадовой (1964-1967), а также жанровые произведения — «Тимоня» (1980), «Плеховские запевки» (1984), «Фронтовая весна» (1967). Поднимаясь по ступенькам Курской областной научной библиотеки им. Н. Н. Асеева, куряне и гости нашего города могут видеть установленный в холле библиотеки мраморный бюст поэта Николая Николаевича Асеева, работы Розы Трегуб (1967-1969).Роза Владимировна награждена медалью «За доблестный труд» и орденом «Знак почета». Её работы хранятся в Курской государственной картинной галерее им. А.А. Дейнеки, Курском областном краеведческом музее, Брянском художественном музее,хранятся в музеях России, коллекциях Германии, Франции, Канады, Голландии, Польши...Список литературы:
  • Антипенко Т. Федор и Роза из ХХ века / Т. Антипенко. – Текст : непосредственный // Курская правда. – 2004. – 23 янв. – С. 12
  • Брынцев, Л. А. Трегуб Роза Владимировна. – Текст : непосредственный // Золотые врата искусства / Л. А. Брынцев. – Курск, 2002. – С. 336
  • Трегуб Роза Владимировна. – Текст : непосредственный // Художники Курской земли: Каталог выставки «К 50-летию Курской организации Союза художников РСФСР». – Москва, 1987. – С. 44
  • Ченин А./Цикл стихов: - "Мысли об Искусстве".-C.8