Публикации «Подготовка и выполнение практической части ОГЭ по физике»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Подготовка и выполнение практической части ОГЭ по физике»
Автор: Чертовской Александр Григорьевич

«Подготовка и выполнение практической части ОГЭ по физике»Учитель физики Чертовской А. Г.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гредякинская основная общеобразовательная школа» Красногвардейского района, Белгородской областиСемнадцатое задание экзаменационной работы обучающийся выполняет непосредственно в экзаменационной аудитории с использованием оборудования, подготовленного учителем физики в ППЭ.Экспериментальное задание показывает:
  • умение проводить косвенные измерения физических величин: плотности вещества; силы Архимеда; коэффициента трения скольжения; жёсткости пружины; момента силы, действующего на рычаг; работы силы упругости при подъёме груза с помощью подвижного или неподвижного блока; работы силы трения; оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы; электрического сопротивления резистора; работы и мощности тока;
  • умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц, графиков или схематических рисунков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления и от рода поверхности; о зависимости архимедовой силы от объёма погружённой части тела; о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; о свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы.
  • Рекомендации:
  • Познакомить с инструкцией по правилам безопасности труда учащихся при проведении экзамена, чтобы обучающиеся сами контролировали свою работу. Обратить внимание на момент неисправности и годности оборудования.
  • Рассмотреть теоретический материал, знание которого необходимо для качественного выполнения эксперимента. Для экзамена предлагаются комплекты по темам «Статика», «Динамика», «Электричество», «Оптика».
  • Рассмотреть дополнительные задачи практической направленности с применением формул, используемых в экспериментальном задании.
  • Научить обучающихся схематическому рисунку экспериментальной установки, т.к. некоторые обучающиеся имеют слабые навыки в изобразительном искусстве и черчении.
  • Разъяснить обучающимся важность понятия размерности физических величин и связям между единицами физических величин, участвующих в измерениях и вычислениях в экспериментальной работе.
  • Научить работать с погрешностью, т.к. некоторые обучающиеся слабо владеют знаниями по данной теме.
  • Научить представлять результаты экспериментальной работы в виде таблиц и графиков, использовать данные таблиц и графиков для получения данных.
  • Рассмотреть все варианты использования оборудования каждого комплекта
  • Познакомить обучающихся с различными видами оборудования по видео- и фотоматериалам (т.к. в разных школах комплекты оборудования по одним и тем же разделам отличаются).
  • ИНСТРУКЦИЯпо правилам безопасности труда для учащихся при проведении экзамена в кабинете физики
  • Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания организатора экзамена.
  • Не приступайте к выполнению работы без разрешения организатора экзамена.
  • Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  • Перед выполнением работы внимательно изучите её содержание и порядок выполнения.
  • При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.
  • При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией.
  • При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов.
  • Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения организатора экзамена.
  • Не производите пересоединения в цепях до отключения источника электропитания.
  • Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.
  • По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
  • Не уходите с рабочего места без разрешения организатора экзамена.
  • Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом организатору экзамена.
  • Перечень комплектов оборудованияПеречень комплектов оборудования для выполнения экспериментального задания составлен на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике.Особенность комплектов состоит в том, что один комплект предназначен для выполнения целой серии экспериментальных заданий. Поэтому для одного конкретного задания комплекты избыточны по сравнению с номенклатурой оборудования, необходимого для его выполнения.Задания 17 для КИМ ОГЭ 2021 г. разрабатываются только на базе комплектов оборудования № 1, № 2, № 3, № 4 и № 6. (Задания с использованием комплектов № 5 и №7 будут вводиться в КИМ ОГЭ в последующие годы.) Виды экспериментальных заданий.Работа первого типа:Определите плотность вещества, из которого изготовлен цилиндр. Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: весы рычажные с набором гирь, измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл, стакан с водой цилиндр стальной на нити. В бланке ответов:
  • Запишите формулу для расчета плотности вещества.
  • Проведите прямые измерения массы цилиндра.
  • Проведите прямые измерения объема цилиндра.
  • Запишите численное значение искомой величины.
  • Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр №1, соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.В бланке ответов:
  • Сделайте рисунок экспериментальной установки.
  • Запишите формулу для расчета выталкивающей силы.
  • Укажите результаты показаний динамометра при взвешивании цилиндра в воздухе и показаний динамометра при взвешивании цилиндра в воде.
  • Запишите численное значение выталкивающей силы.
  • Работа первого типа:Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и 3 груза, соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.В бланке ответов:
  • Сделайте рисунок экспериментальной установки.
  • Запишите формулу для расчета жесткости пружины.
  • Укажите результаты измерения веса грузов и удлинений пружины.
  • Запишите численное значение жесткости пружины.
  • Работа второго типа:Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и набор из трех грузов, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины. Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.В бланке ответов:
  • Сделайте рисунок экспериментальной установки.
  • Укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины для трех случаев в виде таблицы (или графика).
  • Сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.
  • Работа первого типа:Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, соберите экспериментальную установку для определения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью стола.В бланке ответов:
  • Сделайте рисунок экспериментальной установки.
  • Запишите формулу для расчета коэффициента трения скольжения.
  • Укажите результаты измерения веса каретки с грузами и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности стола.
  • Запишите численное значение коэффициента трения скольжения.
  • Работа второго типа:Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, набор из трех грузов, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы трения скольжения между кареткой и поверхностью горизонтальной рейки от силы нормального давления. Определите силу трения скольжения, помещая на каретку поочередно один, два и три груза. Для определения веса каретки с грузами воспользуйтесь динамометром.В бланке ответов:
  • Сделайте рисунок экспериментальной установки.
  • Укажите результаты измерений веса каретки с грузами и силы трения скольжения для трех случаев в виде таблицы (или графика).
  • Сформулируйте вывод о зависимости силы трения скольжения между кареткой и поверхностью рейки от силы нормального давления.
  • Работа третьего типа:Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для измерения работы силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности рейки на расстояние 40см.В бланке ответов:
  • Сделайте рисунок экспериментальной установки.
  • Запишите формулу для расчета работы силы трения скольжения.
  • Укажите результаты измерения модуля перемещения каретки с грузами и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности рейки.
  • Запишите числовое значение работы силы трения скольжения.
  • Работа первого типа:Используя источник тока (3,5В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №1, соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора.В бланке ответов:
  • Нарисуйте электрическую схему эксперимента.
  • Запишите формулу для расчета электрического сопротивления.
  • Укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А.
  • Запишите численное значение электрического сопротивления.
  • Работа второго типа:Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1, соберите экспериментальную установку для определения мощности, выделяемой на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3А.В бланке ответов:
  • Нарисуйте электрическую схему эксперимента.
  • Запишите формулу для расчета мощности электрического тока.
  • Укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3А.
  • Запишите численное значение мощности электрического тока.
  • Работа третьего типа:Используя источник тока (4,5В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.В бланке ответов:
  • Нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки.
  • Измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении.
  • Сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой двух напряжений на каждом из резисторов, учитывая,что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
  • Работа четвертого типа:Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.В бланке ответов:
  • Нарисуйте электрическую схему эксперимента.
  • Установив с помощью реостата поочередную силу тока в цепи 0,4 А, 0,5 А и 0,6 А и измерив в каждом случае значение электрического напряжения на концах резистора, укажите результаты измерения силы тока и напряжения для трех случаев в виде таблицы (или графика).
  • Сформулируйте вывод о зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.
  • Работа пятого типа:Соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока, совершаемой в резисторе, используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R2. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5А. определите работу электрического тока в резисторе в течение 5 мин.В бланке ответов:
  • Нарисуйте электрическую схему эксперимента.
  • Запишите формулу для расчета работы электрического тока.
  • Укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А.
  • Запишите численное значение работы электрического тока.
  • Работа первого типа:Используя собирающую линзу, экран, лампу на подставке, источник тока, соединительные провода, ключ, линейку, соберите экспериментальную установку для исследования свойств изображения, полученного с помощью собирающей линзы от лампы, расположенной от центра линзы на расстоянии 15см.В бланке ответов:
  • Сделайте схематический рисунок экспериментальной установки для наблюдения изображения лампы, полученного с помощью собирающей линзы.
  • Передвигая экран, получите четкое изображение лампы и перечислите свойства изображения (мнимое или действительное, уменьшенное или увеличенное, прямое или перевернутое).
  • Сформулируйте вывод о расположении лампы относительно двойного фокусного расстояния линзы.
  • Работа второго типа:Используя собирающую линзу, экран и линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте солнечный свет от удаленного окна. В бланке ответов:
  • Сделайте рисунок экспериментальной установки.
  • Запишите формулу для расчета оптической силы линзы.
  • Укажите результаты измерения фокусного расстояния линзы.
  • Запишите значение оптической силы линзы.
  • Работа первого типа:Используя рычаг, три груза, штатив и динамометр, соберите установку для исследования равновесия рычага. Три груза подвесьте слева от оси вращения рычага следующим образом: два груза на расстоянии 6см и один груз на расстоянии 12см от оси. Определите момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага на расстоянии 6см от оси вращения рычага для того, чтобы он оставался в равновесии в горизонтальном положении.В бланке ответов:
  • Зарисуйте схему экспериментальной установки.
  • Запишите формулу для расчета момента силы.
  • Укажите результаты измерений приложенной силы и длины плеча.
  • Запишите числовое значение момента силы.
  • Работа второго типа:Используя штатив с муфтой, неподвижный блок, нить, два груза и динамометр, соберите экспериментальную установку для измерения работы силы упругости при равномерном подъеме грузов с использованием неподвижного блока. Определите работу, совершаемую силой упругости при подъеме грузов на высоту 10см.В бланке ответов:
  • Сделайте рисунок экспериментальной установки.
  • Запишите формулу для расчета работы силы упругости.
  • Укажите результаты прямых измерений силы упругости и пути.
  • Запишите числовое значение работы силы упругости.
  • Список источников информации
  • Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ФИЗИКЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений».
  • Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ подготовлена Федеральным государственным бюджетным научным учреждением
  • «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
  • Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ФИЗИКЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений».
  • Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ФИЗИКЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений».