Публикации Тренинг на сплочение педагогического коллектива

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тренинг на сплочение педагогического коллектива
Автор: Наиля Алиевна Исхакова

Тренинг для сплочения педагогического коллектива.
Задачи тренинга:
Формирование благоприятного психологического климата.
Нахождение сходств у участников тренинга, для лучшего взаимодействия.
Развитие умения работать в команде.
Повысить настрой на успех, удачу, добро.
Как избежать конфликта меду участниками образовательного процесса?
Конфликты неизбежны.
В повседневной жизни нам приходиться сталкиваться с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.
Среди этих ситуаций остро выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.
Конфликт— это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.
Педагогический коллектив, как и любой другой, имеет свою специфику. Основная специфика коллектива детского сада заключается в том, что основной контингент — женщины. Данный факт оказывает дополнительное влияние на количество и качество конфликтов.
Участниками конфликта могут быть:
Администрация (заведующая, зам. зав по АХЧ, старший воспитатель).
Педагоги (воспитатели, воспитатели со специализацией, специалисты (учитель-логопед, инструктор по ФИЗо и др.)).
Родители.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты в дошкольном учреждении и причины их возникновения:
1. Воспитатель — воспитатель
Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.
2. Старший воспитатель — воспитатель
Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель — воспитатель.
3. Заведующий — старший воспитатель
Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.
4. Администрация — воспитатель
Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.
5. Воспитатель — родитель
Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.
6. Родитель — Администрация
Недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.
Любой из перечисленных конфликтов может оказать положительное влияние на самоорганизацию, достижение цели, развитие педагогического коллектива или, напротив, спровоцировать нестабильность, дезорганизацию, разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции.
Говоря о прогнозировании конфликтов в ДОУ, следует учитывать личностные особенности воспитателей, разногласия по поводу профессиональной деятельности, наличие стрессовых факторов у воспитателя.
Болееэффективный способ профилактики конфликтовв педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.
1. Развитие сплоченности коллектива:
совместные мероприятия;
мобилизация сил членов коллектива на решение проблемы;
делегирование полномочий;
тренинг.
2. Работа с личностными проблемами:
направление к специалисту;
тренинговые занятия (развитие навыков ауторелаксации, коммуникативных навыков и т. д.);
подключение администрации с разрешения
Тактика поведения педагогов в ситуации служебного конфликта
В случае служебного конфликта можно пользоваться следующими приемами его разрешения:
1. Уясните ситуацию, ответив себе на вопросы:
Насколько велика доля субъективных факторов в конфликте, в чем истоки ожесточений одной или обеих сторон?
Достижению каких целей другой стороны вы, быть может, препятствуете?
С каким личностным барьером — установки, темперамент, характер, “нервозность” — вы столкнулись?
Что важнее для дела — возможные последствия конфликта или сама проблема, из-за которой произошло столкновение?
2. Первому сделать шаг к нормализации отношений.Открыто взять на себя долю вины и предложить спокойно отыскать приемлемое для обеих сторон решение.
3. Прибегнуть к мнению третьего, незаинтересованного и авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.
Упражнения:
1.Представление. К своему имени добавляется прилагательное на эту же букву.
2.Веселый счет.
3.Я никогда! Продолжить фразу
4.Никто не знает что я….продолжить фразу
5. Мы с тобой похожи. С соседом слева.
6.Упражнение Фигуры. Для выполнения этого упражнения надо, чтобы группа встала в круг. И сделала круг из веревки. Закройте глаза и не открывая глаз сделайте квадрат. Можно переговариваться. Как выполните задание, сообщите.
Откройте глаза. Как вы считаете, удалось выполнить задание?
Сейчас я предложу выполнить другую фигуру. Сможете ее сделать за более короткое время?