Публикации Классный час "Жизнь взаймы: "за" или "против"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Классный час "Жизнь взаймы: "за" или "против"
Автор: Рядская Наталья Васильевна

Классный час «Жизнь взаймы: «За» и «Против»»Цель: выяснить роль банковской системы в жизни общества и семьи;  ознакомить обучающихся с понятием «кредит», видами кредитов.Задачи:
  • выяснить устройство банковской системы, определять роль Центрального банка и коммерческих банков в жизни общества и семьи;
  • характеризовать виды банковских операций;
  • рассчитывать банковский процент и сумму выплат по кредиту;
  • формировать понимание необходимости ответственных финансовых решений;
  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки в процессе взаимодействия с банком.
  • Тип занятия: лекция-беседа, практикум.Ход занятия1 Обсуждение базовых понятийСлайд 1- Сегодня необычный классный час, на котором присутствуют три семьи: семьи Белкиных, Мартышкиных, Лисицыных. Ребята, определите, кто у вас будет главой семьи, кто будет мамой, бабушкой, дедушкой, ребенком. Вы не просто участвуете в мероприятии, вы еще и будете зарабатывать деньги за правильные ответы.Слайд 2. Начать занятие я предлагаю с работы над синквейном. - Что такое синквейн? (Синквейн - короткое нерифмованное стихотворение из 5 строк). В нашем синквейне не хватает названия, т.е. ваша задача определить тему синквейна и главного понятия нашего классного часа (Ответы учащихся).Банкнадежный, стабильныйсохраняет, берет, даетздравый смысл, трезвый подход к действительности, к партнерамфинансово-кредитный институт- Давайте, дадим определение «банка». (Ответы детей)- Банк – это финансово-кредитное учреждение, занимающееся операциями с деньгами, ценными бумаги и драгоценными металлами и предоставляющее услуги финансового характера частным и юридическим лицам.- Чем банк может быть полезен семье? (ответы детей)Слайд 3- Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия «Жизнь взаймы: «За» и «Против»»Слайд 4- А вы знаете, что первые банки возникли на Древнем Востоке в VII-VI веке до нашей эры. Затем эстафету приняла Древняя Греция. Здесь основные храмы стали принимать деньги на хранение во время войн, поскольку воюющие страны считали недопустимым грабить святилища.Слайд 5Слово "банк" происходит от итальянского "banco" и означает "стол", "скамейка". Предшественниками банков были средневековые менялы. Они принимали на хранение сокровища, осуществляли обмен денег, были посредниками в торговых сделках, давали деньги под высокие проценты.Слайд 6Банковская система во многих странах, в том числе в РФ, представляет собой двухуровневую систему. - Как вы думаете, какие функции осуществляет Центральный банк?Мы взаимодействуем с коммерческими банками.Коммерческие банки – это один из элементов банковской системы, который взаимодействует с фирмами, некоммерческими организациями, т.е. семьями и отдельными людьми.- Какие услуги оказывает коммерческий банк?СлайдУслуги коммерческого банка:- прием вкладов;- хранение ценных бумаг, драгоценных металлов и других ценностей;- выдача кредитов;- осуществление денежных переводов;- обмен валют.2. Формирование умения рассчитывать банковский процент- Назовите самые распространенные услуги Коммерческих банков, которыми пользуется почти каждая семья?Самыми распространенными услугами коммерческого банка, которыми пользуются многие семьи, является хранение денег и выдача кредитов.Прежде чем доверить банку свои сбережения или попросить у него денег в долг (взять кредит), стоит запомнить некоторые истины, которые при таких сделках уберегут вас от беды:
  • Ни один банк не может считаться абсолютно безопасным, т.е. предоставить стопроцентную гарантию на возврат по первому требованию всей суммы ваших сбережений. А значит, риск хотя бы частичной потери денег в банке существует всегда и этот риск надо обязательно учитывать.
  • Государство не обязано заботиться о том, чтобы все деньги клиентов банков были им возвращены в случае необходимости: оно помогает защитить от потери лишь часть денег, переданных банку в управление (до 1,4 млн. рублей).
  • Реальная цель владельцев и сотрудников любого банка вовсе не забота о счастье своих клиентов, а получение собственного дохода от оказания банковских услуг. И если увеличить этот доход можно за счёт финансовой неграмотности клиентов, то многие банки такую возможность не упустят.
  • Но это не значит, что человек, решивший воспользоваться услугами банка, совершенно беззащитен. Согласно российским законам все коммерческие банки обязаны участвовать в системе страхования вкладов. - А что такое банковский вклад? (Банковский вклад (или банковский депозит) — сумма денег, переданная лицом кредитному учреждению с целью получить доход в виде процентов, образующихся в ходе финансовых операций с вкладом)В случае краха банка его вкладчику выплачивается денежная компенсация в размере 100%, но не более 1,4 млн. руб.- Давайте разбираться. Каждой семье предлагается ситуация. Вы должны изучить ее и прокомментировать.Слайд 6Ситуация 1«Семье Белкиных в наследство досталась половина квартиры в соседнем городе. Они продали эту часть второму наследнику за 1,5 млн. рублей. Доход был неожиданным, и Белкины не хотели сгоряча принимать решение, как лучше распорядиться деньгами, а решили пока положить их в банк. Как им сохранить унаследованный капитал с минимальным риском?»« У семьи Мартышкиных в банке «Южный экспресс» хранилась сумма в размере 1,6 млн. рублей. Но этот банк обанкротился. На возврат какой суммы может рассчитывать эта семья и почему?» «В 2015 г. мама и папа семьи Лисицыных открыли в одном и том же банке по счёту на каждого, положив по 600 тыс. р. на счёт. Через 3 месяца папа положил на свой счет еще 900 тыс. рублей. В случае банкротства банка, какие суммы по страховке им будут возвращены?»- Какой вывод вы можете сделать из данных ситуаций? (застраховать свой вклад)- Ребята, а почему деньги выгоднее хранить в банке, а не дома? (ответы детей)Слайд 7Хранить деньги в банке выгоднее по нескольким причинам:
  • Сохранность денег – это проблема банка. Если банк ограблен или обанкротился, вам все равно вернуть деньги в сумме, оговоренной в законе.
  • Деньги не должны лежать мертвым грузом. Они должны работать. Когда вы отдаете банку деньги на хранение, вы выбираете процентную ставку, на которую ваш вклад увеличивается.
  • Слайд 8- А кто знаете, с какого возраста можно вносить вклады в банк? (подросток с 14 лет вправе вносить вклады в банк и распоряжаться своими вкладами)- Ребята, а какой еще распространенной услугой банка пользуются многие семьи? (выдача кредита). - Что такое кредит? (ответы детей)Кредит – предоставление банком или кредитной организацией денег заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, по которому заемщик обязан возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней.Я вам раздала названия кредитов. Дайте характеристику каждого из них (автокредитование, ипотечный кредит, потребительский кредит).(автокредиты – на покупку автомобиля, ипотечный – на покупку жилья (большие суммы и длительность до 30 лет), потребительский – бытовая техника, мебель, одежда(до 3млн. руб.и длительность от 3 мес до 7 лет))- А чем опасны кредиты? (ответы детей)Слайд 9- Ребята, прежде чем брать кредит, нужно обязательно ознакомиться с кредитным договором, процентной ставкой и рассчитать свой бюджет.Слайд 10-Например, семья Ивановых, решила взять кредит в размере 50.000 рублей, чтобы поехать летом на море.Доходы семьи – 40.000 рублейЕжемесячные расходы – 37.000 рублейПроцентная ставка кредита – 20%Срок погашения кредита 1 год.Сможет ли семья Ивановых позволить себе кредит?Давайте, посчитаем: 50.000*0,2=10.000 рублей – переплата за кредит в годВсего за год Ивановым нужно отдать банку 50000+10000=60000 рублей60000/12=5.000 платеж в месяцДоходы семьи – расходы семьи = 40.000-37.000=3000.Получается, что Ивановы в месяц могут платить только 3.000 рублей. Могут они себе позволить этот кредит?Слайд 11Ситуация 2 «Семья Белкиных решила купить автомобиль в кредит. Доходы семьи 200.000 рублей. Ежемесячные расходы семьи 100.000 рублей. Сумма кредита 500.000 рублей. Процентная ставка – 10% годовых. Время погашения кредита 1 год. Может ли семья Белкиных позволить себе кредит?» (да)«Семья Мартышкиных решила купить телевизор в кредит. Доходы семьи 70.000 рублей. Ежемесячные расходы семьи 60.000 рублей. Сумма кредита 40.000 рублей. Процентная ставка – 20% годовых. Время погашения кредита 1 год. Может ли семья Мартышкиных позволить себе кредит?»(да)«Семья Лисицыных решила купить мебель в кредит. Доходы семьи 50.000 рублей. Ежемесячные расходы семьи 45.000 рублей. Сумма кредита 100.000 рублей. Процентная ставка – 20% годовых. Время погашения кредита 1 год. Может ли семья Лисицыных позволить себе кредит?» (нет)-Ребята, после обсуждения данных ситуаций, какие выводы вы можете сделать? (Ответы детей)(хорошо изучать кредитный договор, рассчитывать бюджет перед тем, как взять кредит. Хорошо подумать, а нужен ли тебе вообще кредит?)- Ребята, давайте обсудим еще несколько ситуаций взаимодействия семьи с банком.Слайд 12Ситуация 3«Совершеннолетнему Петру Белкину поступил звонок от неизвестного абонента о том, что он просрочил платёж по кредиту и должен заплатить пеню, поэтому ему необходимо сообщить звонящему номер своего банковского счёта.В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Петра Белкина? Как ему правильно поступить в данной ситуации?»«Совершеннолетнему Кириллу Мартышкину пришло СМС-сообщение: «На ваш счёт поступил перевод в размере 10.000 рублей. Чтобы получить эти деньги, необходимо в течение 2 часов оплатить комиссию 200 рублей. Если Вы не успеете, то денежные средства вернуться отправителю» В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Кирилла Мартышкина? Как ему правильно поступить в данной ситуации?»«Андрею Лисицыну позвонил мужчина, который представился специалистом службы безопасности банка. Мужчина сообщил, что был сбой в компьютерной сети банка. Для проверки сохранности денег на счёте Андрея специалист попросил Андрея продиктовать номер карточки и трёхзначный код на обратной стороне карты.В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Андрея? Как ему правильно поступить в данной ситуации?»Слайд 13- Ребята, мы сегодня рассмотрели тему «Жизнь взаймы: «За» и «Против»»- Какие выводы для себя сделала каждая семья?- Ребята, но сегодня еще и деньги зарабатывали. Открывайте ваши банки, подсчитывайте доход.- Ребята, вы сегодня на классном часе отвечали на вопросы и получали за это деньги. - А какой вывод из этой ситуации вы можете сделать?- Ребята, в конце нашего занятия я хочу дать вам несколько советов.