Публикации
Рабочая программа по информатике 8 класс
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по информатике 8 класс
Автор: Рядская Наталья Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по информатике 8 класс
Автор: Рядская Наталья Васильевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4
Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края
РАССМОТРЕНО
на заседании
ШМО ____________________
Руководитель ШМО
Подпись_________/________
Протокол №____________
от _____________20___ г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ Колпакова Н.А.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ СОШ № 4
__________ Артемова И.М.
Приказ №_____
от _____________20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
8 КЛАСС
ФГОС ООО
НА 2022/23 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ____________ИНФОРМАТИКА__________________
КЛАСС____________________________8____________________________________
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю ________1_________; всего за год _____35____
УЧИТЕЛЬ (ФИО) Рядская Наталья Васильевна
КАТЕГОРИЯ _______ПЕРВАЯ________
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы) Рабочая программа по учебнику Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой, составитель С.В. Абрамова, Волгоград: Учитель, 2018 г.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные) Информатика 8 класс Л.Л.Босова, А.Ю. Босова, М: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2018
с. Падинское, 2022
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями объект, система, модель, алгоритм, исполнитель и др.
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение читать таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты
Какие умения нужно сформировать:
– пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления;
– записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1000 в различных позиционных системах счисления (с основанием, не превышающим 10), выполнять арифметическую операцию сложения над ними;
– пояснять на примерах смысл понятий высказывание, логическая операция, логическое выражение;
– записывать логические выражения, составленные из элементарных высказываний с помощью операций И, ИЛИ, НЕ и скобок; определять истинность таких составных высказываний, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний; строить таблицы истинности для логических высказываний;
– оперировать понятиями исполнитель, алгоритм, программа, понимая разницу между употреблением тих терминов в обыденной речи и в информатике;
– выражать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы;
– выполнять вручную и несложные алгоритмы с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертежник;
– использовать величины (переменные) различных типов, а также выражения, составленные из тих величин; использовать оператор присваивания;
– использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними;
– анализировать предложенный алгоритм, например, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
– создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Школьный Алгоритмический Язык, Паскаль, Python, Java, C, C#, C++), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений;
– пояснять на примерах использование принципа обратной связи в системах управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в робототехнике.
Информация и способы её представления
Выпускник научится:
• использовать термины информация, сообщение, данные, кодирование, а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
• описывать размер двоичных текстов, используя термины бит, байт и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
• кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
• использовать основные способы графического представления числовой информации.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и
его натурной (вещественной) моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием;
• узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
• познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
• познакомиться с двоичной системой счисления;
• познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
Основы алгоритмической культуры
Выпускник научится:
• понимать термины исполнитель, состояние исполнителя, система команд; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
• строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
• понимать термин алгоритм; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
• составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
• использовать логические значения, операции и выражения с ними;
• понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
• создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
• создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами; • создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учёбы и вне её.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
• базовым навыкам работы с компьютером;
• использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
• знаниям, умениям и навыкам для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
• научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
• познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).
Работа в информационном пространстве
Выпускник научится:
• базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернетсервисов при решении учебных и внеучебных задач;
• организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернетсервисов и т. п.;
• основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
• познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
• узнать о том, что в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты;
• получить представление о тенденциях развития ИКТ.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Математические основы информатики (13 ч )
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Раздел 2. Основы алгоритмизации (10 ч )
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Раздел 3. Начала программирования (10 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Раздел 4. Итоговое повторение (2ч)
Общие сведения о системах счисления. Понятие алгоритма. Основные алгоритмические конструкции.
Тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности
1
Математические основы информатики
13 ч
Аналитическая деятельность:
анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;
анализировать логическую структуру высказываний;
анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
строить таблицы истинности для логических выражений;
вычислять истинностное значение логического выражения.
2
Основы алгоритмизации
10 ч
Аналитическая деятельность:
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм
3
Начала программирования
10 ч
Аналитическая деятельность:
анализировать готовые программы;
определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
нахождение суммы всех элементов массива;
нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
сортировка элементов массива и пр.
4
Итоговое повторение
2 ч
.
Календарно – тематическое планирование 8 класс
№ п/п
Дата
Тема урока
Модуль воспитательной программы Школьный урок
Домашнее задание
план
факт
Математические основы информатики (13 ч)
1
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места
умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и
готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических
условий безопасной эксплуатации средств ИК; понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий
Стр 3-4
2
Общие сведения о системах счисления
П 1.1
Стр 5-8
3
Входная контрольная работа
П 1.1
Стр 8-9, 12
4
Анализ контрольной работы. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
п 1.1
5
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления
П 1.1
Стр 9-10, 13
6
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q
П 1.1
Стр 10-12
7
Представление целых и вещественных чисел
П 1.2
Стр 17-19
8
Высказывание. Логические операции
П 1.3
Стр 22-29
9
Построение таблиц истинности для логических выражений
П 1.3
Стр 29-30
10
Свойства логических операций
П 1.3
Стр 30-32
11
Решение логических задач
П 1.3 Стр 32-34
12
Логические элементы
П 1.3
Стр 34-45
13
Контрольная работа № 1 по теме Математические основы информатики.
п. 1.1-1.3
Основы алгоритмизации (10 ч)
14
Анализ контрольной работы. Алгоритмы и исполнители
Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;
П 2.1
15
Способы записи алгоритмов
П 2.2
16
Объекты алгоритмов
П 2.3
17
Алгоритмическая конструкция следование
П 2.4
Стр 73-76
18
Алгоритмическая конструкция ветвление
П 2.4
Стр 76-77
19
Сокращенная форма ветвления. Составление и работа с блок-схемами и алгоритмами
П 2.4
Стр 77-81
20
Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы
П 2.4
Стр 81-84
21
Цикл с заданным условием окончания работы
П 2.4
Стр 84-87
22
Цикл с заданным числом повторений
П 2.4
Стр 88-105
23
Контрольная работа № 2 по теме Основы алгоритмизации
п 2.1-2.4
Начала программирования (10 ч)
24
Анализ контрольной работы. Общие сведения о языке программирования Паскаль.
представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности; алгоритмическое мышление, необходимое для
профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной
профессиональной деятельности
П 3.1-3.2
25
Программирование линейных алгоритмов
П 3.3
26
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.
П 3.4
Стр 129-130
27
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.
П 3.4
Стр 130-136
28
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.
П 3.5
Стр 137-138
29
Программирование циклов с заданным условием окончания работы
П 3.5
Стр 138
30
Программирование циклов с заданным числом повторений
П 3.5
Стр 139
31
Различные варианты программирования циклического алгоритма
П 3.5
Стр 139-149
32
Итоговая контрольная работа
п 1.1 -3.3
Итоговое повторение (2 ч)
33
Анализ контрольной работы. Повторение по теме Математические основы информатики
понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека
п. 1.1-1.3
34-35
Резерв
HYPER13PAGE HYPER15
2
Средняя общеобразовательная школа № 4
Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края
РАССМОТРЕНО
на заседании
ШМО ____________________
Руководитель ШМО
Подпись_________/________
Протокол №____________
от _____________20___ г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ Колпакова Н.А.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ СОШ № 4
__________ Артемова И.М.
Приказ №_____
от _____________20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
8 КЛАСС
ФГОС ООО
НА 2022/23 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ____________ИНФОРМАТИКА__________________
КЛАСС____________________________8____________________________________
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю ________1_________; всего за год _____35____
УЧИТЕЛЬ (ФИО) Рядская Наталья Васильевна
КАТЕГОРИЯ _______ПЕРВАЯ________
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы) Рабочая программа по учебнику Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой, составитель С.В. Абрамова, Волгоград: Учитель, 2018 г.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные) Информатика 8 класс Л.Л.Босова, А.Ю. Босова, М: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2018
с. Падинское, 2022
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями объект, система, модель, алгоритм, исполнитель и др.
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение читать таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты
Какие умения нужно сформировать:
– пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления;
– записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1000 в различных позиционных системах счисления (с основанием, не превышающим 10), выполнять арифметическую операцию сложения над ними;
– пояснять на примерах смысл понятий высказывание, логическая операция, логическое выражение;
– записывать логические выражения, составленные из элементарных высказываний с помощью операций И, ИЛИ, НЕ и скобок; определять истинность таких составных высказываний, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний; строить таблицы истинности для логических высказываний;
– оперировать понятиями исполнитель, алгоритм, программа, понимая разницу между употреблением тих терминов в обыденной речи и в информатике;
– выражать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы;
– выполнять вручную и несложные алгоритмы с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертежник;
– использовать величины (переменные) различных типов, а также выражения, составленные из тих величин; использовать оператор присваивания;
– использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними;
– анализировать предложенный алгоритм, например, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
– создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Школьный Алгоритмический Язык, Паскаль, Python, Java, C, C#, C++), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений;
– пояснять на примерах использование принципа обратной связи в системах управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в робототехнике.
Информация и способы её представления
Выпускник научится:
• использовать термины информация, сообщение, данные, кодирование, а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
• описывать размер двоичных текстов, используя термины бит, байт и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
• кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
• использовать основные способы графического представления числовой информации.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и
его натурной (вещественной) моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием;
• узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
• познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
• познакомиться с двоичной системой счисления;
• познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
Основы алгоритмической культуры
Выпускник научится:
• понимать термины исполнитель, состояние исполнителя, система команд; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
• строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
• понимать термин алгоритм; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
• составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
• использовать логические значения, операции и выражения с ними;
• понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
• создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
• создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами; • создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учёбы и вне её.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
• базовым навыкам работы с компьютером;
• использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
• знаниям, умениям и навыкам для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
• научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
• познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).
Работа в информационном пространстве
Выпускник научится:
• базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернетсервисов при решении учебных и внеучебных задач;
• организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернетсервисов и т. п.;
• основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
• познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
• узнать о том, что в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты;
• получить представление о тенденциях развития ИКТ.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Математические основы информатики (13 ч )
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Раздел 2. Основы алгоритмизации (10 ч )
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Раздел 3. Начала программирования (10 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Раздел 4. Итоговое повторение (2ч)
Общие сведения о системах счисления. Понятие алгоритма. Основные алгоритмические конструкции.
Тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности
1
Математические основы информатики
13 ч
Аналитическая деятельность:
анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;
анализировать логическую структуру высказываний;
анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
строить таблицы истинности для логических выражений;
вычислять истинностное значение логического выражения.
2
Основы алгоритмизации
10 ч
Аналитическая деятельность:
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм
3
Начала программирования
10 ч
Аналитическая деятельность:
анализировать готовые программы;
определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
нахождение суммы всех элементов массива;
нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
сортировка элементов массива и пр.
4
Итоговое повторение
2 ч
.
Календарно – тематическое планирование 8 класс
№ п/п
Дата
Тема урока
Модуль воспитательной программы Школьный урок
Домашнее задание
план
факт
Математические основы информатики (13 ч)
1
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места
умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и
готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических
условий безопасной эксплуатации средств ИК; понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий
Стр 3-4
2
Общие сведения о системах счисления
П 1.1
Стр 5-8
3
Входная контрольная работа
П 1.1
Стр 8-9, 12
4
Анализ контрольной работы. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
п 1.1
5
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления
П 1.1
Стр 9-10, 13
6
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q
П 1.1
Стр 10-12
7
Представление целых и вещественных чисел
П 1.2
Стр 17-19
8
Высказывание. Логические операции
П 1.3
Стр 22-29
9
Построение таблиц истинности для логических выражений
П 1.3
Стр 29-30
10
Свойства логических операций
П 1.3
Стр 30-32
11
Решение логических задач
П 1.3 Стр 32-34
12
Логические элементы
П 1.3
Стр 34-45
13
Контрольная работа № 1 по теме Математические основы информатики.
п. 1.1-1.3
Основы алгоритмизации (10 ч)
14
Анализ контрольной работы. Алгоритмы и исполнители
Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;
П 2.1
15
Способы записи алгоритмов
П 2.2
16
Объекты алгоритмов
П 2.3
17
Алгоритмическая конструкция следование
П 2.4
Стр 73-76
18
Алгоритмическая конструкция ветвление
П 2.4
Стр 76-77
19
Сокращенная форма ветвления. Составление и работа с блок-схемами и алгоритмами
П 2.4
Стр 77-81
20
Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы
П 2.4
Стр 81-84
21
Цикл с заданным условием окончания работы
П 2.4
Стр 84-87
22
Цикл с заданным числом повторений
П 2.4
Стр 88-105
23
Контрольная работа № 2 по теме Основы алгоритмизации
п 2.1-2.4
Начала программирования (10 ч)
24
Анализ контрольной работы. Общие сведения о языке программирования Паскаль.
представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности; алгоритмическое мышление, необходимое для
профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной
профессиональной деятельности
П 3.1-3.2
25
Программирование линейных алгоритмов
П 3.3
26
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.
П 3.4
Стр 129-130
27
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.
П 3.4
Стр 130-136
28
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.
П 3.5
Стр 137-138
29
Программирование циклов с заданным условием окончания работы
П 3.5
Стр 138
30
Программирование циклов с заданным числом повторений
П 3.5
Стр 139
31
Различные варианты программирования циклического алгоритма
П 3.5
Стр 139-149
32
Итоговая контрольная работа
п 1.1 -3.3
Итоговое повторение (2 ч)
33
Анализ контрольной работы. Повторение по теме Математические основы информатики
понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека
п. 1.1-1.3
34-35
Резерв
HYPER13PAGE HYPER15
2