Публикации Конспект занятия по ФЦКМ "Берегите природу"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по ФЦКМ "Берегите природу"
Автор: Привалова Татьяна Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №4»660130, ул. Петра Словцова, 16а тел. 247-28-30Конспект ООДФЦКМТема: «Берегите природу»(старший дошкольный возраст) Автор: Привалова Т.В.Воспитатель 1 квалификационной категорииКрасноярск, 2022Конспект занятия «Берегите природу»Цель: Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры, правильного отношения к окружающей среде посредством игровой деятельностиЗадачи:Образовательные:- формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;- обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья социум;- способствовать развитию координационных способностей, умению ориентироваться на местности.Развивающие:- развивать у детей способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде;- развивать представления о неразрывной связи человека с природой;- развитие познавательной, творческой активности детей;- формирование экологического мышления детей, культуры;- развивать познавательно-исследовательский интерес, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях.Воспитательные:- воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за свои поступки;- воспитывать эмоциональную отзывчивость к природе;- воспитывать гуманное, бережное отношение к природе,- воспитывать навыки сотрудничества в трудовой деятельностиМатериалы: Мультимедийная установка, познавательный фильм «Полезные растения», «Чистый воздух», «Сила воды». Карта, картинки с растениями, стаканчики с водой, земля, глобус, пазлы «Деревья», кораблики, таз с водой – 4 шт, значки «Эколята – дошколята».Ход занятия.Голос Феи: Здравствуйте ребята! Я спешила к вам, чтобы открыть самую главную тайну природы с помощью цветика - разноцветика. Но, на пути мне встретилась Баба Яга все лепестки цветика-разноцветика развеяла по ветру. (в руках серединка от цветика разноцветика и карта) А мне оставила вот такую карту. Как же я смогу теперь открыть вам самую главную тайну природы, если у меня не осталось ни одного лепестка.Воспитатель: Ребята, а мы сможем помочь фее природы? А как мы можем это сделать? Что мы должны сделать? А как можно собрать лепестки цветика - разноцветика?Дети: (найти по карте и т. д.)Воспитатель: Давайте рассмотрим наш маршрут по карте и уточним, откуда мы начнем путешествие? «Аптека»Что изображено на первой картинке нашей карты? Что он обозначает?Дети: (Аптека, Больница)Воспитатель: А чем связано природа и аптека? Зачем мы приходим в аптеку?Дети: (За лекарствами)Воспитатель: А из чего делают лекарства?Дети: (из лекарственных трав)Воспитатель: Правильно, молодцы!Давайте закроем глаза, сосчитаем до трёх, один, два, три. Открывайте глазки. (Слышатся звуки леса, пение птиц)(дети находят конверт)1 задание «Загадки»На столе лежит конверт, а в ней лежат загадки и первый лепесток от цветика - разноцветика.Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что в этом конверте.В этом задании нужно отгадать загадки. Сейчас мы проверим, знаете ли вы, ребята лекарственные растения.Он сорняк, он цветок,От болезни мне помог.Как присяду на диванчик, Вспомню желтый.(Одуванчик)Растет зеленою стеной,Ее обходят стороной,Колючая и злая дива.А как зовут траву?(крапива)Вдоль дорожек его встретишь,Ранки, ссадины излечишь,Сорвешь листочек осторожно.Кто нас излечит?(Подорожник)Он "любит - не любит" ответить нам можетИ глянет приветливо желтым глазком.Аптечный цветок на него так похожЕго мы лекарственным другом зовем.(ромашка)В конверте с последней загадкой лежит лепесток, на котором, изображён природоохранительный знак «Берегите лекарственные растения»Воспитатель: Идем дальше. Что там у нас по карте? Ребята, как вы думаете, на что похож этот знак?Дети: (на капельку воды)Воспитатель: Давайте закроем глаза, сосчитаем до трёх, один, два, три. Открывайте глазки.(Слышны звуки капели или журчащего ручья)1. Ребята, что же такое вода? 2. Как вы думаете какого цвета вода?3. А имеет ли вода вкус?Воспитатель: Ну вот, мы выяснили, что вода не имеет вкуса и запаха, она бесцветная. 4. Кому ещё нужна вода? (Растениям, животным, насекомым и т. д.)Воспитатель: Без воды всё живое на Земле погибнет. Вода – это жизнь.5. А как вы думаете, много ли воды на Земле? Хватит ли её нам всем?Детям воспитатель показывает глобус.Воспитатель: На глобусе синим цветом обозначена вода. Это моря, океаны, реки и озёра. А кто из вас, ребята был на море? Кто знает какой вкус у морской воды?Дети: СолёныйВоспитатель: Правильно, она солёная. А можно ли её пить?Дети: НельзяВоспитатель: Мы с вами пьём только пресную воду. А где в природе её можно встретить?Дети: В реке, озере.Воспитатель: А теперь посмотрите на глобус и сравните: какой воды больше, пресной или солёной на нашей планете?Дети: Больше солёнойВоспитатель: А могут ли жить в солёной воде рыбы?Дети: МогутВоспитатель: Как в пресной, так и в солёной воде, рыбы могут жить. Но раз мы с вами узнали, что пресной воды меньше на Земле, то как мы должны к ней относиться?Дети: Мы должны беречь пресную воду.Воспитатель: А как нужно беречь воду?Дети: Не включать сильно кран, закрывать его после водных процедур, не загрязнять реки и озёра.Воспитатель: вот как много мы узнали о воде.2 задание: Игра «Ходят капельки по кругу»Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя.Воспитатель: Я - Тучка, а вы - капельки, и вам пора отправляться в путь. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют.Полетели капельки на землю… Попрыгали, поиграли. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, и вдруг яркое солнышко их пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к Тучке.Дети находят следующий лепесток цветика - разноцветика, со знаком «Берегите воду»Следующий знак на карте под №3 (мусорный бак)Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за знак?Дети: Это контейнер для мусораВыполняют задание - действия, чтобы добраться до места (закрыв глаза повернуться вокруг себя, хлопнуть 3 раза и сделать 3 больших шага в сторону звука разбитого стекла).(Слышны звуки разбитых бутылок и стекла)3 задание: «Сортировка мусора»Воспитатель: Кто же посмел так намусорить? Разве можно так делать, ребята?Дети: Нет, нельзя оставлять мусор, надо все за собой убирать.Воспитатель: что нужно сделать сейчас?Дети: разобрать мусорПеред вами 4 контейнера.Обратите внимание контейнеры не простые, на них есть знаки.Распределяют мусор по контейнерам, на которых есть знаки«Пищевые отходы», «Бумага», «Пластик», «Метал».Разобрав мусор, под журналом, дети находят лепесток со знаком «Не бросай мусор»- Какие вы внимательные. Молодцы!Вот мы нашли еще один лепесток.Воспитатель: Следующий знак на карте «Дерево». А теперь уточним наш маршрут дальше. У нас на карте еще есть один знак, похожий на деревце. Давайте закроем глаза, сосчитаем до трёх, один, два, три. Открывайте глазки. Видео ролик «Вырубка леса»Воспитатель: Ребята, что же они делают? Что происходит?Воспитатель: А что будет, если все леса вырубят? (ответы детей)А что мы можем сделать? Чем помочь природе?Дети: Посадить новые деревья, ухаживать за деревьями, не рубить елки.Воспитатель: Молодцы, правильно!4 задание: Складывание пазлов «дерево»На столе, дети находят следующий лепесток цветика - разноцветика природоохранительный знак «Высаживать деревья и ухаживать за ними»Воспитатель: вот мы и нашли еще один лепесток.Воспитатель: Следующий знак на карте «Палатка»Давайте посмотрим, что же там.Дети: палаткаДавайте снова закроем глазки, сосчитаем до трёх, один, два, три. Открывайте глазки. (Звучат звуки леса, пение птиц)Воспитатель: Вы наверно устали? Столько сделали добрых дел. Давайте присядем, отдохнем. 5 задание: «Защитники природы»Воспитатель: А теперь давайте поиграем в интересную игру. Я буду говорить вам действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, хлопайте в ладоши и кричите: «ДА» если плохо, то все вместе топайте ногами и кричите «НЕТ» Вы готовы?Дети: ДА!Если я приду в лесокИ сорву ромашку? (нет)Если съем конфеткуИ выброшу бумажку? (нет)Если зёрнышек немногоНа пеньке оставлю? (да)Если ветку подвяжу,Колышек подставлю? (да)Если разведу костер,А тушить не буду? (нет)Если сильно насорюИ убрать забуду? (нет)Если лес я берегу,Мусор убираю? (да)Я люблю свою природу,Я ей помогаю! (да)Воспитатель: Молодцы! Какие вы дружные. А вот и еще один лепесток от нашего цветика – разноцветика.На лепестке, который находит гость, был изображён природоохранительный знак «Я знаю правила поведения в природе».Воспитатель: Идем дальше. Что там у нас по карте? «Ветер»Ребята, как вы думаете, на что похож этот знак?Дети: на ветерВоспитатель: Давайте закроем глаза, сосчитаем до трёх, один, два, три. Открывайте глазки.(Слышны звуки ветра)Воспитатель: Скажите, ребята, у вас на даче, в доме, квартире есть кладовая? Зачем людям нужна кладовая? Интересно, а что хранится в кладовой у ветра? Что он может туда положить? Зачем это нужно? И где может быть кладовая ветра? Давайте порассуждаем, пофантазируем вместе с вами. Вот однажды поэт Тимофей Белозёров в одну такую кладовую ветра и нашёл там, догадайтесь что? А вот что (Изображение оврага).Чего ни натаскано в старый овраг!Хранится в овраге ночной полумрак,Тугие серёжки — подарок берёзы,Цветы иван-чая, кукушкины слезы,Зелёные, жёлтые бусы дождя,Перо куропатки на шляпе груздя.Сюда, как на дно сундука, спозаранокНакиданы ветром холстины тумана,В ручье, на голубеньком ситце волны,Мерцает старинная Брошка Луны…Воспитатель: Что не нашёл поэт в кладовой у оврага? А что бы вы хотели подарить ветру и положить в его кладовую? (Дети рассуждают, фантазируют). А сейчас, мы с вами узнаем, откуда берётся ветер.Воспитатель ставит таз с водой и вместе с детьми сделанные бумажные кораблики. Предлагает детям пустить кораблики на воду и подуть на них.Воспитатель: Почему кораблики поплыли? (их толкает ветерок). Откуда взялся ветерок? (это мы выдохнули воздух)Воспитатель: Какие мы все молодцы, собрали все лепестки цветика – разноцветика.На магнитной доске цветик – разноцветик, со всеми лепестками, на которых изображены природоохранительные знаки. Воспитатель: Ребята, что вам понравилось в этом путешествии? Что было трудным для вас? А что интересного вы узнали? Какой вывод вы сделали для себя? А что же будет, если мы не будем беречь природу? (ответы детей)Голос Феи природы: Спасибо вам, ребята! Я бы без вас не справилась.С вашей помощью мы собрали все лепестки цветика – разноцветика, и теперь знаем самую главную тайну природы. А в чем же заключается главная тайна природы?Дети: Любить природу, беречь, не мусорить.Воспитатель: А где пригодятся вам эти знания?Дети: когда мы пойдем в походГолос Феи природы: Молодцы, вы все правильно сказали и показали, как нужно беречь природу, и за это я вам хочу вручить значок, который означает, что вы настоящие хранители природы и принять вас в отряд «Эколята - дошколята»!Воспитатель вручает детям значки «Эколята –дошколята».