Публикации "Осуществление воспитательной работы на основе технологии педагогической поддержки"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Осуществление воспитательной работы на основе технологии педагогической поддержки"
Автор: Анейчик Маргарита Владимировна

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 91
Доклад по теме:
Осуществление воспитательной работы
на основе технологии педагогической поддержки
Составитель:
Анейчик Маргарита Владимировна,
воспитатель ГПД
высшей квалификационной категории
Ульяновск, 2017
Кандидат педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, автор технологии педагогической поддержки Олег Семёнович Газман последовательно проводил постулат о том, что главной обязанностью педагога в воспитании является мягкая, ненавязчивая помощь педагога в саморазвитии, самореабилитации, самоопределении и самоорганизации ребенка. Растить в себе человека можно, только помогая другому, быть человеком, - говорил Олег Семёнович.
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальностей ребенка. На смену авторитарной по характеру педагогической деятельности всё шире используется практика гуманистического лично-ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка. Педагогическая поддержка относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность обучающемуся, воспитаннику преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение. Поддержать можно лишь то, что уже имеется в наличии: развитие самости, самостоятельности человека.
Для чего нужна незрячему или слабовидящему школьнику педагогическая поддержка? Для того, чтобы он мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться, получать знания, формировать умения и навыки учебной и внеурочной деятельности, развивать свойства личности, обеспечивающие успешную социальную адаптацию в общество после получения образования, быть способным к социальной реабилитации.
Задачи психолого-педагогической поддержки в процессе осуществления обучения и воспитания школьников со зрительной депривацией:
1. Способствовать осознанному выбору незрячими, частично видящими и слабовидящими школьниками дальнейшего пути образования или самообразования с опорой на свои возможности с учётом индивидуальных особенностей физиологического, психолого-педагогического и интеллектуального развития личности;
2. Помощь (содействие) обучающимся, воспитанникам в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, социальной адаптации: проблемы с выбором образовательного маршрута, проблемы самоопределения и саморазвития, самокоррекции, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями на основе оптимального самосовершенствования коммуникативных качеств личности, проблемы сформированности навыков и умений самообслуживания и успешной мобильности.
3. Повышение мотивации обучения школьников с глубокими нарушениями зрения через создание оптимальных условий образования с учётом особенностей развития зрительного анализатора;
-вовлечения в активное осуществление внеурочной деятельности по выбору незрячих, частично видящих и слабовидящих школьников;
-внедрение в практику использования носителей информации наиболее удобных для конкретного обучающегося, воспитанника; совершенствование мета предметных компетенций.
4. Осуществление учебно-воспитательного процесса школьников со значительными нарушениями зрительных функций на основе здоровье сберегающих технологий.
5. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, исключающей гиперопеку со стороны педагогических работников и членов семьи, обеспечивающую оптимальную самостоятельность личности со зрительной депривацией.
Оптимальная и обоснованная психолого-педагогическая поддержка реализуется в том случае, если основы профессиональной позиции воспитателя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:
любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать, способность исключать в практической деятельности педагога гиперопеку;
уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений, построение отношений с обучающимися, воспитанниками как с людьми, не имеющими ограничения возможностей здоровья, но нуждающими в специальных тифлопедагогических подходах;
ожидание успеха в решение проблемы, готовность оказать содействие и прямую дозированную помощь, исключающую даже минимальное унижение достоинства личности, при решении проблемы, отказ от навязчивых субъективных оценок и выводов;
осуществление учебно-воспитательного и коррекционно-педагогического воздействия на обучающихся, воспитанников, обеспечивающего признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право хочу и не хочу);
поощрение и одобрение самостоятельности, стремления к самокоррекции и самообразованию, самосовершенствованию обучающегося, воспитанника, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа с учётом собственных возможностей; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне школьника со значительными зрительными патологиями (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
собственный самоанализ, постоянный самоконтроль, повседневный поиск оптимальных приёмов и методов психолого-педагогического и коррекционно-развивающего подходов и способность изменить позицию и самооценку воспитателя с целью наилучшего осуществления учебно-воспитательной и работы по социально-культурной и социально-бытовой реабилитации.
При учёте концепции педагогической поддержки О.С. Газмана, можно предположить, что в области образования обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, он бы исходил из того, что развитие школьника с особыми образовательными способностями протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония трёх существенно различных процессов становления личности - социальная адаптация, индивидуализации и интеграция.
Адаптация подразумевает активное усвоение действующих в социальной группе (в семье, классе, школе, воспитательной группе) норм (нравственных, учебных, коммуникативных, социально-культурных и других) и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Для успешной учебно-познавательной и внеурочной деятельности у обучающегося, воспитанника с ограничением возможностей здоровья появляется необходимость быть как все, чтобы оптимально адаптироваться в любом из указанных социумов. Но возникает проблема с проявлением некоторых индивидуальных качеств.
Любой обучающийся, воспитанник в условиях школы-интерната, минимум три раза попадает в различные, по воздействию на него социумы своих сверстников: поступление в начальную, переход в общую среднюю, переход в полную среднюю школу. Многие участвуют в социальных группах, связанных с занятиями спортом, музыкальными занятиями, видами внеурочной деятельности, и каждый раз старается не выделяться, принимает принятые в ней нормы общения, лексику, интересы и даже манеру поведения. После периода адаптации он начинает осознавать, что развивается в недостаточной мере, начинает испытывать недовольство собственной незаметностью.
Таким образом, наступает следующая стадия становления личности – индивидуализация. Эта стадия возникает в результате смешанных чувств, таких, как спокойствие от пройденного этапа адаптации к новым условиям и неудовлетворение своей потребности в индивидуальности. Именно теперь незрячий, частично видящий, или слабовидящий школьник начинает раскрывать свои внутренние ресурсы, будь то уровень владения общими учебными умениями и навыками, успехи или неуспехи в спорте, или умение общаться с противоположным полом, находить общий язык со взрослыми. Тем самым он находит свой круг общения, где сможет реализовать свои способности в полной мере.
Затем начинается третья фаза – интеграция. В это время обучающийся, воспитанник стремится быть идеальным в глазах других людей, у него возникают противоречия между теми особенностями личности, которые сложились на стадии индивидуализации и установившимися требованиями социальной группы.
Если социум принимают эти особенности, то у школьника со значительными расстройствами зрительных функций формируются новообразования личности – те качества, которых не было не только у него, но и у других членов группы. Эти черты отвечают потребностям развития как группы, так и собственной потребности обучающегося, воспитанника осуществить значимый вклад в деятельность общественной группы постоянного общения индивида.
В итоге, прохождение всех перечисленных этапов в должной мере обуславливает становление личности. Если же человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него могут возникнуть некоторые проблемы, например, неуверенность в себе, безынициативность, конформизм. При возникновении трудностей в прохождении стадии индивидуализации могут развиться и нежелательные новообразования личности, в частности, агрессивность, негативизм, неадекватная самооценка. При этом важно отметить, что при изменении социальной ситуации, в которой находится человек, он вновь проходит все эти стадии – одну за другой.
Педагоги призваны содействовать оптимальному течению процессов адаптации, индивидуализации и интеграции обучающихся, воспитанников и стимулировать успешность прохождения той или иной стадии становления личности. Не навязчивый своевременный совет о перестройке или координации поведения незрячего, частично видящего или слабовидящего школьника может предупредить появление тех не желательных качеств личности, которые могут развиться при негативном завершении этапа её социализации.
Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности Газман Олег Семёнович рассматривал в качестве идеальной цели при осуществлении технологии педагогической поддержки.
Без представления об идеале, — считал он, — невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных.
А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
Олег Семёнович считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила:
Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.
Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — диалог культур.
Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
Доверяя — не проверяй!
Признавай право на ошибку и не суди за нее.
Умей признать свою ошибку.
Защищая ребенка, учи его защищаться.
Механизм воспитания на основе технологии педагогической поддержки заключается в следующем – воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. Воспитание, — по глубокому убеждению Олега Семеновича, — без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно. Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.
После смерти Олега Семёновича Газмана его ученики разработали и описали механизм технологии педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:
- I этап (диагностический) - диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы;
— II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием глазами ребенка);
— III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
— IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);
— V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности.
Соблюдение этих этапов требует от педагога ведение дневника воспитателя на каждого обучающегося с отражением этапа, на котором находится взаимодействие с конкретным обучающимся, воспитанником по осуществлению технологии педагогической поддержки. Педагог должен быть в курсе своего индивидуального взаимодействия по данной технологии с любым незрячим, частично видящим, или слабовидящим школьником воспитательной группы и направлять своё коррекционно-педагогическое воздействие с конкретным решением задач чётко определённого этапа.
При появлении негативных проявлений в поведении у кого-либо из обучающихся, воспитанников успешным осуществление технологии педагогической поддержки может быть при соблюдении педагогом-воспитателем определённых шагов в коррекционно-педагогическом взаимодействии с ним. Шаги эти могут быть такими:
I. Аналитико-информационный
1. Педагог фиксирует сигналы о наличии у обучающегося, воспитанника значимой для него проблемы:
- неадекватное поведение обучающегося, воспитанника (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость);
- обращение родителей к педагогу или администрации;
- тревожные суждения о школьнике с глубокими нарушениями зрения одноклассников или участников воспитательной группы, педагогов, работающих в этой группе;
- попытка участника воспитательской группы прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи.
2. Обработка воспитателем получаемой информации и формирование предположения о содержании и причинах формирования проблемы.
3. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы обучающегося, воспитанника и совместному с участниками воспитательной группы поиску путей и способов ее решения.
4. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и других.
II. Контактно-созидательный
1. Определение эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению;
2. Обеспечение эмоционально-положительного настроения обучающегося, воспитанника к беседе, устранение психологических барьеров;
3. Поиск и установление первоначального контакта с членом коллектива класса или воспитательной группы.
III. Диагностический
1. Организация доверительной беседы с обучающимся, воспитанником;
2. Диагностика (раскодирование) проблемы участника воспитательной группы;
3. Определение причин возникновения проблемы.
IV. Проектный
1. член классного коллектива или воспитательной группы при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы;
2. обучающийся, воспитанник и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы.
V. Деятельностный
1. Осуществление обучающимся, воспитанником плана намеченных действий по решению проблемы;
2. Педагогическая поддержка усилий участника воспитательской группы.
VI. Результативно-аналитический
Совместное обсуждение педагога с обучающимся, воспитанником успехов и неудач на предыдущих этапах.
При организации режимных моментов обучающихся, воспитанников технология педагогической поддержки предполагает помощь воспитателей :
-в устранении неумений в пространственной ориентировке, в направленном формировании у обучающихся навыков самообслуживания и бытового обслуживания индивидом, с оптимально возможной самостоятельностью;
- в формировании у незрячих, частично видящих и слабовидящих школьников культуры поведения за столом и культуры общения при приёме пищи;
- в расширении и совершенствовании представлений обучающихся в ходе прогулок и при проведении экскурсий; при организации игр на свежем воздухе.
Именно хорошая пространственная ориентировка обеспечит в будущем достаточный уровень мобильности человека со значительными нарушениями зрительных функций. Высокий уровень навыков самообслуживания и бытового обслуживания поспособствует нивелированию влияния вторичных отклонений в поведении из-за зрительной недостаточности. Хороший уровень культуры поведения за столом и культуры общения, иногда, поможет более успешному установлению коммуникативных связей с другими людьми, как имеющими, так и не имеющими ограниченных возможностей здоровья. Совершенствование представлений лиц со зрительной недостаточностью поможет устранить неадекватность образов предметов долговременной памяти, точность которых, позволяет на оптимальном уровне познавать окружающую действительность. Перечисленные факторы – немаловажные условия для успеха социальной адаптации во вновь приобретённом социуме постоянного пребывания личности.
Оказывая помощь незрячим, частично видящим и слабовидящим школьникам в организации досуговой и вне учебной деятельности, занятий по самоподготовки воспитатель призван всячески содействовать их овладению коммуникативно-информационными и тифло-информационными технологиями, так как именно от умений находить, обрабатывать и использовать нужную информацию зависит оптимальность учебно-познавательной, досуговой и вне учебной деятельности обучающихся, воспитанников. Помощь эта может проявляться через консультацию воспитателя, если он достаточно квалифицирован в использовании компьютерных технологий, или через своевременное приглашение специалиста, могущего в доступной форме объяснить способы деятельности с используемой обычной техникой или тифлотехникой школьникам с наличием дефектов зрительного анализатора. Умение обучающихся, воспитанников, наилучшим образом, использовать доступные им источники информации, способствует развитию их самостоятельности в учебно-познавательной и вне учебной деятельности, а так же при осуществлении самостоятельной подготовки заданий по учебным предметам и для проведения воспитательских мероприятий.
При руководстве вне учебной деятельностью школьников с глубокими нарушениями зрения, воспитатель призван:
- ненавязчиво содействовать наиболее правильному выбору форм и видов кружковой работы в соответствии с интересами и возможностями индивида, способов участия в коллективах художественной самодеятельности с учётом наличия слуха, музыкальных и исполнительских способностей;
-важно обеспечивать доступ к источникам информации, наилучшим образом доступным конкретному обучающемуся, воспитаннику с учётом оптимального использования обще учебных умений и навыков, сформированных у него и особенностей его психолого-физиологического развития;
-полезно направлять участие школьников в конкурсах и соревнованиях таким образом, чтобы они получали от них удовлетворение, способствуя этим развитию их общественной активности;
-желательно помочь участникам конкурсов и соревнований правильно и достаточно полно провести подготовку к ним.
Поскольку, нередко, у обучающихся, воспитанников со зрительной депривацией недостаточен уровень стремления к активной деятельности, то для стимулирования их общественной активности, иногда, полезно привлечь психолога, могущего пробудить их сознание на необходимость активизации действий в том или ином направлении для обеспечения самосовершенствования личности. Полезно заинтересовать родителей развитием активности их ребёнка, поскольку родительский совет, иной раз, может оказаться наиболее влиятельным фактором на действия незрячего, частично видящего или слабовидящего обучающегося, воспитанника. Главное, чтобы школьник с глубокими расстройствами зрения вполне осознанно начал формировать у себя общественную активность по собственной инициативе.
При привлечении незрячих, частично видящих и слабовидящих школьников к самостоятельному проведению мероприятий в воспитательной группе есть смысл воспитателю чётко учитывать их интересы при выборе темы, над которой предстоит работать;
- педагогу, желательно, заранее просмотреть доступность литературы по источнику информации, который наиболее приемлем для ответственного за мероприятие, для обеспечения его самостоятельности при обработке содержания реферата, устного журнала, заочного путешествия, дискуссии, эвристической беседы, выступления или викторины;
-желательно предоставить готовящему материал по теме список литературы, так как для лиц с ограничением зрительных возможностей поиск материалов - не простой процесс;
-необходим со стороны наставника доброжелательный предупредительный контроль за качеством подготовки мероприятия при работе обучающегося, воспитанника над его содержанием, чтобы поддерживать стремление к наилучшей подготовке материала;
- при проведении мероприятия школьником педагог призван быть готовым немедленно прийти на помощь ведущему при испытывании им каких-либо, даже незначительных затруднений, могущих вызвать в нём растерянность или смущение.
При организации самоподготовки обучающихся, воспитанников воспитателю необходимо предусмотреть регламент, оптимально учитывающий их способность к самостоятельной полной подготовке задания по каждому предмету за отведённое для этого время. Перед началом занятия педагогу полезно дать рекомендации по оптимальному использованию источников информации с учётом наибольшего удобства для конкретного обучающегося, воспитанника при работе над выполнением задания. Нередко воспитателю полезно напомнить незрячим, частично видящим и слабовидящим школьникам об алгоритмах действий при выполнении тех или иных заданий, указав источник, который может содержать текст того или иного алгоритма. При необходимости воспитатель напоминает школьникам о заучивании наизусть стихотворений, фрагментов текста, определений, правил, условий теорем и осуществляет предупредительный контроль по практике использования вновь заученных установочных материалов. Обеспечивая максимально возможную самостоятельность деятельности обучающихся, воспитанников, педагог контролирует качество выполнения заданий через текущую проверку. При выполнении письменных работ он указывает наличие ошибки и предлагает проанализировать её с учётом изученных правил или определений, условий теорем, а затем исправить её. Беседа между школьником и воспитателем проходит вполголоса, не отвлекая внимания других участников занятия. При проверке качества выполнения устных заданий педагог может предложить тихий пересказ текста или ответ на вопросы по тексту как собственные, так и из учебника. При отсутствии должного ответа на вопрос незрячему, частично видящему или слабовидящему школьнику предлагается найти ответ в параграфе или заданном пункте учебника. Переход обучающегося, воспитанника от одного предмета к подготовке другого осуществляется по согласию с педагогом. Если воспитатель надеется на высокий уровень самостоятельности и качественное выполнение обучающимся, воспитанником задания, он может разрешать переход к выполнению задания по другому предмету без предварительной проверки. Последовательность выполнения заданий по предметам может определяться школьником самостоятельно, если его не удовлетворяет порядок, предложенный воспитателем. Завершается занятие по самоподготовке итогом, в котором педагог высказывает замечания по ходу занятия и выносит предложения, при выполнении которых, по его мнению, ход самоподготовки может быть более результативным.
В общем случае, успех технологии педагогической поддержки обеспечивается при теснейшем взаимодействии классных руководителей и воспитателей. Педагоги старших классов помогают подросткам успешно осваивать социально значимые ценности, нормы и культуру поведения, чтобы подросток сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его;
-постигать и осваивать внешний мир;
-познавать и развивать свой внутренний мир;
-способствовать осознанному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности;
-помогают (содействуют) учащимся в решении актуальных задач развития, обучения и социализации:
-проблемы с выбором образовательного маршрута, проблемы выбора пути получения профессии после окончания школы на основе чёткого учёта собственных возможностей незрячего, частично видящего, или слабовидящего человека;
-проблемы самоопределения и саморазвития, самокоррекции и самореабилитации; проблемы взаимоотношений со сверстниками, имеющими дефекты зрения и без ограниченных возможностей здоровья, учителями, родителями;
- проблемы отрицания или усвоения молодёжных субкультур.
Успех использования технологии педагогической поддержки будет более эффективным, если приёмы и методы этой технологии будут присутствовать в семейном воспитании незрячих, частично видящих и слабовидящих школьников.
В настоящее время родители включены в государственно - общественное управление образовательной организацией, они участники образовательных отношений и вместе с педагогом выстраивают индивидуальную образовательную траекторию ребёнка.
В связи с этим от родителей и педагогов требуется личностная заинтересованность, и понимание результативности своей части партнерства в осуществлении учебно-воспитательного процесса. Без этого взаимодействие не может быть эффективным.
Для обеспечения технологии педагогической поддержки важно, чтобы родители обладали такими качествами, как природная чувствительность (способность чувствовать другого как самого себя, эмоциональная отзывчивость, уникальность, целесообразность, целостность). Успеху этой технологии могут содействовать и культура воспитания в семье, и традиции воспитания, передающиеся от поколения к поколению, и стереотипы и привычки поведения, и духовно – нравственные традиции общества.
Основными принципами взаимодействия школы и семьи могли бы быть:
- взаимоуважение и взаимодополнение;
- диалог;
- единство целей;
- координация усилий;
- сотворчество в воспитании.
Воспитатель, являясь педагогом – профессионалом, выступает инициатором взаимодействия. Он, используя различные пути по обогащению представлений родителей о возрастных психолого – педагогических особенностях школьников со зрительной депривацией, методах и приемах воспитания, инициирует диалог в построении индивидуальной траектории самосовершенствования и самокорекции обучающегося, помогает родителям сформировать рефлексивную позицию.
На родительских собраниях и в частных беседах педагог поддерживает родителей в их воспитательной практике, помогает осознанно относиться к родительству, воспитывать ребенка не интуитивно, а с полным осознанием собственной роли в его становлении, овладевать методами и приемами воспитания. Такое сотрудничество воспитателя и родителей усилит позитивность результатов технологии педагогической поддержки.
Педагогическая поддержка не означает "просто погладить ребенка по голове", а является "сложной, высокотехнологической, специальной педагогической (но психологоемкой деятельностью), в основе которой лежит совершенно другое понимание воспитания, чем оно было характерно для прежней парадигмы (воспитание=воздействие). Педагогическая поддержка может быть отнесена к иной культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и обучающегося, воспитанника.
Главное правило здесь: дать возможность обучающемуся, воспитаннику преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок. К этому призваны стремиться все участники образовательного процесса.