Публикации
«Образовательное событие – средство развития ключевых компетенций дошкольников»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Образовательное событие – средство развития ключевых компетенций дошкольников»
Автор: Марченко Марина Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Образовательное событие – средство развития ключевых компетенций дошкольников»
Автор: Марченко Марина Владимировна
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕКАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫС ДЕТЬМИ 3-7 ЛЕТВведение в действие новых образовательных стандартов (ФГОС) в дошкольном образовании поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада - от среды до образовательного процесса. И связано это вовсе не с тем, что современные дети развиваются не так, как дети предыдущих поколений, и им нужны совершенно особые, уникальные условия. Напротив, ФГОС призван закрепить за ребенком право не торопиться, обжиться в своем возрасте, освоить все его ресурсы теми способами, которые свойственны его возрасту.В течение некоторого времени в наших детских садах наблюдалась излишняя «школяризация», которая была заметна во всем - от расстановки столов-парт до организации образовательного процесса в виде занятия, больше похожего на школьный урок. Введение ФГОС положило начало многим существенным изменениям. Однако все усилия по перестановке мебели, пересаживанию детей из-за парт в круг окажутся ничтожными, если педагоги не будут задаваться вопросами: зачем мы это все делаем? какого результата ожидаем? какие изменения произойдут в ребенке в результате нашей деятельности? в чем смысл всей нашей работы?Так в чем же заключается инновационность? Что теперь возможно? Например, отказаться от некоторых традиционных форм работы - не тех, традиционность которых имеет мощный фундамент научных обоснований, а тех, которые в большей степени стали привычкой: «Не помню почему, но так делали всегда». Можно перестать ориентироваться на традиционные перечни обязательных уголков и уделить внимание тому, что реально интересует детей и важно для их развития.Например, если для детей совершенно не актуальна игра в «Почту», тогда не нужны в уголке ничего не значащие для них муляжи посылок, конверты и прочие предметы, которые только отнимают полезную площадь.Можно перестроить ежедневную деятельность группы так, чтобы у детей появилось больше времени на самый естественный для них и в то же время самый развивающий вид деятельности - игру. Игру настоящую, протяженную во времени и пространстве; с множеством перетекающих из одной игры в другую сюжетов; помогающую получать образовательные результаты - не только предметные, к которым некоторые воспитатели и родители относятся особенно трепетно, несправедливо считая это единственным критерием готовности к школе, но и универсальные, закладывающиеся именно в дошкольный период.У педагогов есть возможность развивать регуляторные способности детей не через «сели ровненько, глазки на меня, слушаем внимательно», а через предоставление детям возможности высказываться, принимать решения, планировать свою жизнь в группе, уклад и т. д.У воспитателя есть возможность несколько облегчить свой труд, взяв в напарники такой мощный ресурс, как развивающая предметно-пространственная среда. Конечно, даже идеально организованная среда не способна заменить взрослого как носителя и передатчика культурных средств, однако она не только способствует решению образовательных задач, но и нейтрализует одну из основных трудностей наших детских садов - большое количество детей в группах.Самое же главное заключается в том, что новые возможности появляются у детей. Основная из них - прожить дошкольное детство в соответствии со своими потребностями и возможностями, а также - заявить о себе: о том, что он тоже знает, как устроен мир, и у него есть свои представления о прекрасном, что он много может и умеет, что он думает. По мысли итальянского педагога Лориса Малагуцци, у ребенка есть сто языков, чтобы сообщить нам об этом:У ребенка сто языков, сто рук, сто мыслей,Сто способов думать, играть и говорить.Сто способов слушать, восхищаться, любить.Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать сто миров,Чтобы совершать открытия.У ребенка сто языков,но у него крадут девяносто девять из них.Школа и культура отделяют голову от тела.Они учат: думать без рук, делать без головы,Слушать молча, понимать без радости,А любить и восторгаться только на Пасху и Рождество.Они учат: открывать уже существующий мир,А девяносто девять из ста миров крадут.Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение,Небо и земля, разум и мечты - вещи, несовместимые друг с другом.В общем, учат, что нет никакой сотни.Ребенок говорит: сотня есть.Педагоги, работающие по Программе, создают все условия для того, чтобы у ребенка появилась возможность:быть услышанным и оцененным; решать проблемные ситуации, устанавливать связи там, где это неочевидно; аргументировать свои суждения, предлагать собственные творческие решения; работать в группах, сотрудничать, помогать друг другу; уходить от помощи взрослого, двигаясь к автономии группы («мы сами»); решать задачи, ставить их, преодолевать препятствия, реализовывать свои намерения. А что это, как не навыки, крайне необходимые человеку XXI века, пресловутые четыре «К»: коммуникативность, креативность, командная работа, критическое мышление?Одним из развивающих и в то же время очень естественных для дошкольников форматов организации жизни в группе может стать образовательное событие. Развивающий эффект такого формата доказан многолетней практикой Е.Е. Кравцовой, Ж.И. Сугак. Их идея погружения детей в особые увлекательные истории с продолжением и неожиданными поворотами, актуальна и востребована. Свои варианты использования событийности как образовательной единицы предлагает Н.В. Гришаева. Событийностью наполнена жизнь детей из «Школы самоопределения» им. А.Н. Тубельского.Для педагогов, работающих по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», очень важно выстраивать образовательную деятельность с детьми с учетом зоны ближайшего развития (Л. С. Выготский), а так же с учетом пространства детской реализации (Н.Е. Веракса). Событийный формат образовательной деятельности позволяет проектировать ситуации, в которых у ребенка появляется осмысленная потребность как в осознанном владении имеющимися в социуме культурными нормами, так и в творческом подходе к использованию появившихся умений. Образовательное событие становится тем пространством возможностей, в котором ребенок является инициатором собственной образовательной деятельности.ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕСистема дошкольного образования в нашей стране имеет богатую историю. Даже не углубляясь в специализированную литературу, изучая воспоминания, фото и видеоархивы, литературные произведения, можно увидеть, как изменялось содержание детской жизни в детском саду. Детский сад всегда был очень чуток к запросам времени. Дети гуляли в скверах, выращивали цыплят и репку, водили хороводы и клеили ракеты, когда обществу достаточно было только этого. Когда появился запрос на подготовку к школе, детский сад стал частью образовательной системы: появились специальные единицы образовательного процесса - занятия, которые продолжительное время являлись единственной его формой. На сегодняшний день арсенал педагогов обогатился и другими формами работы с детьми: интегрированные и комплексные занятия, проекты, разнообразные мероприятия, выполняющие в том числе и образовательные задачи. Эти образовательные единицы являются популярными и активно используются в работе с детьми. авторы программы «От рождения до школы» предлагают еще одну - называя ее «образовательное событие». Для чего она нужна? Что в ней нового, особенного? Так ли сильно она отличается от уже имеющихся? Что означает термин «образовательное событие» в контексте образовательной деятельности в детском саду?ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯЖизнь малыша наполнена самыми разными событиями. Например, событием для него может стать короткое, но яркое происшествие, какое-то явление, оставившее след в душе (на утреннике у бабушки Маланьи в корзинке оказалась настоящая курочка!).Это такой факт, который может запомниться на всю жизнь и всегда будет вызывать яркие воспоминания, это настоящее событие.В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие - это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. За кажущимся на первый взгляд исключительно игровым сюжетом стоит продуманная и кропотливая работа взрослого, направленная на появление у ребенка как необходимых для жизни универсальных качеств (коммуникативные и познавательные способности, саморегуляция), так и более конкретных, предметных результатов, без которых ближайшее будущее (обучение в школе) может существенно осложниться.Да, настоящая живая курочка - это, безусловно, событие. И такими событиями - яркими и впечатляющими, но краткосрочными - тоже должна быть наполнена жизнь ребенка в детском саду. Однако настоящее образовательное событие долгосрочно, это достаточно длительный отрезок времени, когда все дети вовлечены в единую, общую для всей группы историю, т. е. каждый может найти себе занятие, которое будет интересно, актуально и значимо для его развития.ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ1. Образовательное событие - часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления.2. Образовательное событие - развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников. Лучше всего, если в названии темы будет либо вопрос, на который ответят дети («Как я устроен», «Как помочь...»), либо то основное действие, на которое ориентируется вся событийная деятельность («Помогаем...»).3. Образовательное событие подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако, в отличие от театрализованной или сюжетной игры, ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом. Таким образом, история, в которую погружается ребенок, становится наиболее органичной формой познания для этого возраста.4. Образовательное событие - история, происходящая в течение длительного периода. У детей должно быть достаточно времени для вхождения в образовательное событие, обсуждения, планирования, подготовки, для неожиданных поворотов и выхода из них. Образовательное событие не завершается развязкой. Оно продолжает существовать в виде воспоминаний, обращений к детской «документации», рефлексии.5. Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основным критерием успешности образовательного события является не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность. Если деятельность не вызывает эмоционального отклика, эффективность события как образовательной единицы значительно снижается.СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ1. Эмоциональный взрыв - получение известия, принятие решения.2. Ожидание самого события, подготовка к нему - в это время человек предпринимает конкретные действия. Грядущее событие подогревает интерес, держит в состоянии возбуждения, иногда меняет режим, образ жизни.3. Наступление ожидаемого события - еще один эмоциональный взрыв.4. Жизнь после события - жизнь, которую это событие, возможно, круто изменило. В физике и в некоторых разделах философии «событие» трактуется как «то, что происходит в некоторый момент времени и рассматривается как изменение состояния мира».Однако событие может и не изменять нашу жизнь, в нем может быть пропущен первый этап, а сам процесс ожидания и подготовки может стать не менее значимым, чем само событие. Так, например, люди ждут Новый год, день рождения, отпуск. Эти события не являются неожиданностью, тем не менее по мере их приближения людей охватывает волнение, возбуждение: покупка - подарков, украшений, новых саженцев, купальника; планирование - куда бы съездить, кого пригласить, как украсить дом, как разбить грядки и т.д.Например, событийность жизненного уклада как ожидания, подготовки, кульминации и своеобразного послевкусия событий очень хорошо представлена в романе Ивана Шмелева «Лето Господне». Глазами ребенка в романе описан один год жизни традиционной, не особо богатой, работящей семьи конца XIX века, живущей в соответствии с кругом народного календаря. Каждый день семьи наполнен обычными бытовыми хлопотами. Однако в доме постоянно витает дух грядущего события, очередного, традиционного праздника. В книге ярко переданы особый душевный настрой каждого члена семьи; разговоры, которые сопровождают процесс ожидания. А также специальная, присущая только этому событию подготовка: особые покупки, особый способ уборки дома или украшение интерьера, чтение особых книг и даже особый стиль общения с соседями и родственниками. Все это вызывает душевный трепет ребенка, вводит его в состояние радостного ожидания, а само событие становится кульминацией, ярким всплеском эмоций, оставляющим неизгладимую память на долгие годы.Не менее важны для ребенка «следы» ушедшего события, позволяющие ему еще раз вернуться к своим переживаниям: подсохший ломоть пасхального кулича, осыпавшаяся еловая веточка. Роман особо ценен тем, что в нем описаны именно детские переживания, оставившие неизгладимые воспоминания на всю жизнь.Подводя некоторый итог «взрослого» понимания сути события, мы можем с уверенностью сказать, что вне зависимости от продолжительности и способа возникновения событие - это нечто значимое и оставляющее след в душе.СОБЫТИЕ КАК СО-БЫТИЕС позиции простого житейского восприятия, термин «бытие» предполагает не очень спешное, размеренное, но в то же время значимое, сущностное течение жизни. Со-бытие - наполняет термин особым объединяющим всех участников бытия смыслом. Со-бытие в детском саду - это не просто деятельность, подчиненная одной теме, в которую вовлечены и взрослые, и дети. Со-бытие - это небольшой отрезок жизни, наполненный какими-то особыми, специфичными для этого периода смыслом и атмосферой.Например, вот семья художников. С одной стороны, это обычная семья, живущая обычными бытовыми проблемами: они ходят за продуктами, готовят еду, стирают и гладят одежду, делают с детьми уроки. Тем не менее, перешагнув порог их дома, сразу можно понять, в чем его особенность, и не только по специфическим материалам, которыми наполнен дом. Сама атмосфера может много рассказать о жизни семьи - о чем здесь говорят, спорят, какие бывают гости, какие книги читают и т. д.То же можно сказать и об образовательном событии. Оно атмосферно. Оно не довлеет, не доминирует, не подчиняет себе всю деятельность детей. Результатом образовательного события не станут стройные ряды одинаковых поделок и рисунков на стенах. О том, что занимает, увлекает хозяев группы, расскажет сама атмосфера. Событие можно «прочитать» в среде. И это необязательно объявление на дверях группы: «С 1 по 20 марта в нашей группе проходит образовательное событие «Встреча перелетных птиц»».О том, что происходит образовательное событие, в которое дети действительно включены, расскажут скорее те продукты детской деятельности, которые присутствуют в группе либо в единичном экземпляре, либо в небольшом количестве.Представьте себе, что вы зашли в группу детского сада и огляделись. На стене висит листок, на нем от руки, печатными буквами расписан «Устав моряка». В углу стоит корабль, склеенный из упаковочного картона: раскрашен не идеально, зато сразу видно - детской рукой. В игровом уголке - раскрашенные бумажные цилиндры. Может быть, это подзорные трубы? На полках стоят книги по морской тематике, рядом расположена таблица вязания морских узлов, обрывок бумажного листка, на котором детской рукой выписаны морские профессии (кок, боцман, капитан). Так постепенно перед нами открывается картина жизни группы.При грамотном руководстве педагога тема захватывает детей, проникая в разные виды деятельности. В игре возникают ситуации, требующие определенных умений: разработать правила, склеить подзорную трубу, выяснить должностные обязанности членов команды, нарисовать карту с маршрутом похода. Возможно, придется решать вопрос с питанием команды, и тогда нужно организовать вылов рыбы. Кроме того, в пути возникают экстремальные ситуации. Это случится естественно, в игре или будет спровоцировано воспитателем и потребует разрешения через знакомые виды деятельности: рисование, конструирование, моделирование. Таким образом, дети и взрослые сосуществуют в едином деятельностном пространстве - в событии.Такую атмосферу невозможно насадить насильно, она рождается там, где есть искренний интерес, то, что Л. С. Выготский называл аффектом.ЭФФЕКТ АФФЕКТАВ основе любого образовательного события лежит очень сильная эмоция, или аффект. Эмоциональная сторона жизни ребенка несомненно, очень важна. Однако, когда мы говорим о значении эмоций в жизни ребенка-дошкольника, мы имеем в виду вовсе не одну только радость на его лице и не те приятные воспоминания, к которым он, возможно, будет возвращаться во взрослом возрасте.Речь идет о той важной роли, которую играют эмоции в развитии дошкольника, в частности в развитии их мышления. Л. С. Выготский в своем труде о высших психических функциях говорил о единстве аффекта и интеллекта: «Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления». Все дело в том, что «интеллектуализация аффекта» происходит только к началу младшего школьного периода развития (эмоции, по определению А. В. Запорожца, «становятся умными»), в дошкольном же возрасте эмоции безраздельно владеют ребенком и являются определителем всех его реакций.Например, в современной научной литературе накоплен целый ряд конкретных экспериментальных данных о связи эмоций с различными познавательными процессами: памятью, восприятием и мышлением. В результате многочисленных экспериментов по изучению влияния эмоций на запоминание (например, П. Фресса и Ж. Пиаже, 1975) было выявлено, что события, оцениваемые испытуемыми как очень приятные или очень неприятные, запоминаются лучше, чем события, не вызвавшие яркого эмоционального отклика.Эту особенность дошкольника никак нельзя игнорировать, и именно она должна лежать в основе любой предлагаемой малышу (прямо или косвенно) деятельности. Деятельность, на которую ребенок не отозвался эмоционально, неэффективна.Воспитателям хорошо знакома эта особенность дошкольников. Поэтому часто даже традиционные занятия начинаются с ситуации, призванной захватить внимание детей («Сегодня я шла на работу и вдруг заметила...», «Кто это там стучит в нашу дверь? Пойду посмотрю. Ой, да тут посылка/письмо...», «Ребята, к нам в гости пришел Зайчик. У него возникла трудность, и он просит нас помочь...»).Все эти варианты, несомненно, больше привлекают внимание детей, нежели: «Садитесь на свои места. Сейчас у нас будет очень интересное занятие...». Однако яркое начало не является залогом заинтересованности детей в течение всей деятельности. Эмоциональный отзыв - это не просто радостные восклицания и горящие глаза. Он определяется степенью их вовлеченности в деятельность на протяжении образовательного события.А это последнее зависит от мастерства педагога и от того смысла, который дети смогут найти в деятельности и который зачастую не соответствует тому пониманию, который вкладывает в это понятие взрослый.-эпример, осенью на прогулке Владик С. сосредоточенно обрывает с куста листочки. Одни (желтые) — отрываются мгновенно. Чтобы оторвать другие (зеленые), нужно приложить усилие. На взгляд взрослого — это совершенно бессмысленное, более того, неэкологичное поведение. Но Владик так увлечен, что не слышит обращенного к нему замечания. Он переходит к другому кусту, находит желтый лист, легко щелкает по нему. Поднимает упавший лист и смотрит на черешок. Трудно сказать, какой вы¬вод сделал Владик. Но затем он начинает обрывать листья избирательно — только желтые. Он щелкает по ним — и они тут же падают.Возможно, Владик и раньше слышал рассказ воспитателя о том, что листья осенью желтеют и опадают. Но его собственное исследование стало осмысленным именно сейчас, потому что базировалось на собственном интересе, а не было запланировано воспитателем на занятии.Чтобы интерес к деятельности внутри образовательного события не угасал, дети должны понимать не только что они делают, но и зачем, с какой целью. И детям должно быть очень важно то, чем они занимаются.Для малышей таким смыслом может стать помощь игровому персонажу. Они охотно включаются в игровую, нереальную ситуацию. Они готовы лепить из пластилина грибочки, чтобы помочь сделать белочке запасы на зиму. Они уверены в том, что нарисованные пальчиком ягодки рябины помогут снегирям пережить суровую зиму, и с радостью откликаются на любую самую фантастическую ситуацию, в которой присутствует герой, попавший в затруднение.При этом в младшей группе образовательное событие имеет одну принципиально важную особенность. Детям этого возраста очень сложно удерживать несколько задач одновременно. Они или играют, или познают (если речь идет о предметных результатах). Возможность совмещения - это иллюзия. Дети либо выходят из образа, теряют интерес к игре и начинают выполнять поставленную задачу, либо - и это более естественно для малышей - не выходят из образа и игнорируют предметную задачу. Именно из-за этой особенности большая часть образовательных событий в младшей группе должна быть нацелена на игру, на создание образов.Старшие дети уже более критично относятся к «понарошковым» проблемам того или иного персонажа. Они с готовностью принимают правила игры и включаются в нее. Вот только готовность старших детей играть не исключает скептического отношения к предлагаемым заданиям. Вряд ли они поверят в то, что в их наклеенных скворечниках будут жить птицы. Поэтому смысл задания будет скорее всего в том, чтобы сделать «правильно», так, чтобы похвалил воспитатель. Но будет ли при этом интерес развивающим?Задание станет по-настоящему интересным и осмысленным в том случае, если дети при его выполнении столкнутся с трудностью. Например, чтобы помочь герою, старшие дети будут вынуждены узнать что-то новое, а затем передать свое новое знание герою, используя объяснительную форму речи, которая требует от ребенка умения устанавливать причинно- следственные связи и отражать их в своей речи.Смыслом деятельности детей старшего возраста может стать и участие в социально значимых акциях, которое помогает детям чувствовать свою причастность к очень важной, взрослой жизни, или практическая необходимость, т. е. то, что нужно непосредственно самим детям.Например, в группе есть традиция - оформление музыкального зала к праздникам исключительно силами самих детей. Традиция такого рода таит в себе не только творческие возможности, но и темы для обсуждений в кругу. Как сделать так, чтобы гости сразу догадались, какому образовательному событию посвящен праздник? Обсуждение возможных элементов оформления - удобный случай для уточнения, повторения имеющихся у детей знаний о событии. В сезонных декорах могут быть отражены конкретные, характерные приметы (гирлянды из желтых листьев, грибов; снежинки, елочки; цветы и т. д.), в тематическом оформлении можно использовать символы (цирк - разноцветные кольца, булавы, буквы; море - сигнальные флаги, якоря, штурвалы; космос - звезды, планеты, ракеты и т. д.).Смыслом деятельности старших дошкольников может быть и просто желание что-то узнать. Не для кого-то, а для себя самого, или для того, чтобы продемонстрировать свое знание взрослым, поделиться осведомленностью со сверстниками.Например, под впечатлением протекающего в группе образовательного события о проблемах отходов, Валя 3. (6 лет) «проектирует» завод по переработке пластиковых пакетов. Сам факт существования таких заводов проговаривался воспитателем, но схема Вали изобилует такими подробностями многоэтапной переработки отходов, что становится понятно, что тема его захватила. Валя был очень настойчив в поиске информации. Опрашивал родителей, просил объяснить ему некоторые моменты, просматривал ролики в интернете. Примечательно, что листочек Вали с изображением завода вызвал большой интерес у детей. В группе появилась целая серия чудо-машин - от земных приборов до заводов по переработке космического мусора, расположенных непосредственно в космосе.