Публикации Особенности концертмейстерской работы в классе саксофона

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности концертмейстерской работы в классе саксофона
Автор: Рябова Вероника Александровна

Методическая работа концертмейстера
ГБУДО г. Москвы ДМШ им. А.Н.Александрова
В.А.Рябовой
Особенности концертмейстерской работы в классе саксофона ДМШ им. А.Н.Александрова
Из опыта моей работы в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования города Москвы "Детская музыкальная школа имени А.Н. Александрова" в классе саксофона пришла к пониманию, что концертмейстер - одна из самых нужных, распространённых профессий музыканта. Концертмейстер является поддержкой для солиста, помощником, вдохновителем, где-то педагогом, в некоторых случаях психологом. Особенно это актуально перед выходом на сцену, на зачёте, экзамене, концерте, конкурсе. Концертмейстеру нужно самому иметь правильный настрой, а также уметь иногда настроить, поддержать или успокоить солиста. Таким образом на концертмейстера возлагается двойная ответственность и за себя, и за солиста.
Поговорим немного о саксофоне. Саксофон - это тростевой духовой музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству язычковых деревянных духовых музыкальных инструментов. Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им 4 года спустя. С середины 19 века саксофон используется в духовом оркестре, реже в симфоническом, а также в качестве солирующего инструмента в сопровождении оркестра. Саксофон является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки. Инструмент обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.
Бывают саксофоны сопрановые, альтовые, теноровые, баритоновые, басовые и контрабасовые. Чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Большая часть саксофонов-транспонирующие инструменты, то есть как мы обычно объясняем ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Диапазон саксофона состоит из 3-х регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы от си-бемоль малой октавы до фа-бекар третьей октавы.
И учитывая то, что саксофон является транспонирующим инструментом, это создаёт некоторые неудобства при совместном разборе и разучивании произведений концертмейстера с учащимся в классе саксофона. Например, партия саксофона для концертмейстера написана в той же тональности, что и у солиста, а партия фортепиано в другой, реальной по звучанию. При этом концертмейстеру необходимо так же, как и учащемуся транспонировать мелодию в нужном ключе. В такой ситуации это является ключевым во время разбора произведения и помощи-подыгрывании солисту его партии. Здесь можно отдельно выучить партию саксофона, чтобы без проблем можно было подобрать её в любой тональности. Или, к примеру, во время концерта, если солист переволновался и вдруг забыл текст, нужно его поймать, понять, где он находится, и незаметно подыграть ему его партию. Сделать это нужно таким образом, чтобы публика не заметила ошибку, в этом заключается мастерство концертмейстера как более опытного ведущего товарища в ансамблевом исполнительстве.
В репертуаре саксофонистов встречаются произведения самых разных стилей: от эпохи барокко до самой современной музыки. У начинающих саксофонистов в репертуаре присутствуют сначала самые простые пьесы. Много пьес из детской фортепианной литературы, сборников таких как Школы игры на фортепиано под редакцией Николаева и других детских фортепианных сборников. Кстати, данные детские пьесы также используются в классах других инструментов, таких как скрипка, арфа, виолончель, флейта, гобой, кларнет и т.д. Также педагогами используются сборники вокализов для голоса и фортепиано в качестве учебного материала. Эти упражнения нужны для отработки красивого, кантиленного звучания инструмента. Используются также старинные танцы композиторов эпохи барокко, таких как И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, К.В.Глюк, А.Вивальди и т.д. Это менуэты, гавоты, бурре и другие старинные танцы.
И, как подмечено профессиональными музыкантами неоднократно, почти классическим является частое использование в учебном процессе пьесы из Детского альбома П.И.Чайковского, Альбома для юношества Р.Шумана и других известных сборников детской фортепианной литературы.
Затем в репертуарный план развития учащегося включены обработки народных песен, песен из кинофильмов, как русских, так и зарубежных, и достаточно много эстрадно-джазовых сочинений.
Украшением репертуара исполнителя порой бывают собственные аранжировки аккомпанементов. В своей практической работе с этим сталкиваюсь достаточно часто.
Приведу несколько примеров: при разучивании произведения Песенка о медведях из кинофильма Кавказская пленница (музыка Александра Зацепина, слова поэта Леонида Дербенёва) в средней части в нотах была достаточно простая музыкальная фактура, и с целью украшения музыкальной фразы и внесения разнообразия, в этот аккомпанемент был добавлен вариант собственной аранжировки. Также делала аранжировку пьесы А.Эшпая Старый мотив, песни Прекрасное далёко (музыка Е.Крылатова, слова Ю.Энтина) из кинофильма Гостья из будущего, песни из кинофильма Серенада солнечной долины (музыка Глена Миллера).
Важный момент: с маленькими детьми также необходимо оставлять музыкальную фактуру прозрачной, чтобы не запутать ребёнка. Во избежание того, что ученик может заслушаться и забыть свою партию.
Возможно музыкантам, воспитанным на классическом музыкальном репертуаре может встретиться ещё одна особенность, как это было со мной при работе с джазовым репертуаром в классе саксофона - это ритмические сложности, а также работа со сложными размерами. До этого я многие годы работала исключительно с классическими произведениями, и, попав в класс саксофона стала учиться осваивать совершенно новый для себя тип музыки. Не так просто оказалось читать с листа сложные джазовые гармонии, и при этом следить за солистом. Также оказалось не так просто читать с листа произведения, где в каждом такте меняется размер, и пьеса идёт в достаточно быстром темпе. В таких произведениях необходимо наиболее внимательно про себя считать, чтобы не сбиться и не запутаться, чтобы не сбиться самому и не разойтись с солистом.
Несмотря на все трудности, работа концертмейстером в классе саксофона разноплановая, насыщенная и интересная. Порой концертмейстер проявляет себя и как психолог, и как педагог, и как наставник-тренер к значимому выступлению.
И самый важный вывод из опыта моей работы таков, что очень хорошо иметь практику работы концертмейстером в разных классах: инструментальных, вокальных, хоровых, то есть играть с разными инструментами и приобретать бесценный опыт работы и исполнительского мастерства.