Публикации Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся в формировании ключевых компетенций.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся в формировании ключевых компетенций.
Автор: Буравова Светлана Викторовна

Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся в формировании ключевых компетенций.
Буравова С.В., Скорых Ю.В.
ОГАПОУ СТАКС
Когда говорят, что человек как индивид не открывает,
а лишь усваивает уже добытые знания, это лишь значит
то, что он не открывает их для человечества, но лично
для себя всё же должен открыть. Человек доподлинно
владеет лишь тем, что он сам добывает собственным
трудом.
С. Л. Рубинштейн [1]
Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, изменение качества жизни, экологической обстановки, ломка прежних социальных институтов, пересмотр системы прав и свобод граждан остро ставят проблему социализации личности.
Развитие техники и информационных технологий, современная организация труда, способность работать в команде, принимать решения требуют от работников более широких умений и компетенций, чем раньше. Причем в настоящее время растет востребованность умений, которые могут быть перенесены из одной сферы деятельности в другую, в том числе коммуникативные и социальные. В этой связи роль профессионального образования приобретает особую значимость, как для отдельной личности, так и для работодателя и общества в целом. Именно поэтому профессиональное образование и обучение стало предметом пристального интереса социальных партнеров.
Актуальность выбранной темы в том, что проблема социализации личности, формирования в связи с этим ключевых компетенций, т. е. умений непосредственно связанных с жизнью и деятельностью человека в социуме, требует поиска новых моделей, технологий и концепций обучения и воспитания.
Целью данной работы является организация проектной – исследовательской деятельности обучающихся как инновационного подхода к образованию, воспитанию и развитию личности в условиях усложнения социальных процессов, связей и отношений.
Такой подход, будучи адекватный современным социальным вызовам, предполагает выход не только за рамки классно - урочной формы организации образовательного процесса, но и за рамки образовательного учреждения.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1.Развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению;
2.Формировать у обучающихся умения и навыки взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и способности воспринимать его информацию;
3.Создавать ситуации, в которых необходимо выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Термин социализация обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определённую сумму знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация – процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности, как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни.[2]
Социализация личности не возможна без социального партнерства, где особенно развиваются ключевые компетенции учащихся, которые позволяет им быть конкурентно – способными на рынке труда.
Предметом социологии молодёжи является: изучение роли и места молодёжи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения; рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение жизненных планов и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включённости молодёжи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях; определение морально – психологической готовности к труду и к безработице, и т. д. [2]
В прагматической парадигме, где целью обучения является подготовка ребёнка к взрослой жизни, место общеучебных умений и навыков занимают компетенции
Термин компетенции представляют собой сочетание – знания + умения + опыт. Это способность решать практические задачи в различных сферах жизни и деятельности на базе теоретических знаний и практического опыта.[3]
Развитие ключевых компетенций учащихся является актуальной задачей современного образования.
Упор на компетенции или умения пришел в школу из мира предприятий и труда. Впервые понятия "компетенция" и "ключевые компетенции" стали использоваться в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века.
Это было связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника (позднее качества стали называть компетенциями). Это требования мира труда, которые в последние десятилетия связаны не только и не столько с происходящими изменениями в технологиях, сколько с изменениями востребованных и необходимых человеку для работы и жизни качеств. Задача современного образования - формирование у учащихся необходимых компетенций, имеющих значение не только для избранной ими профессии, но и обеспечивающих им гибкость и способность к адаптации в социальной и профессиональной сфере, становится наиболее актуальной. Поэтому современное образование претерпевает изменения. Очевидно, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, необходимо формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. То есть ключевые компетентности, определяют в большой степени современное качество образования.
Цель компетентностей - помочь учащемуся адаптироваться в социальном мире.
Необходимо что бы молодые люди развили ключевые компетенции до уровня, позволяющего им быть готовыми к взрослой жизни и создающего базу для дальнейшего обучения и труда.
Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени могли работать самостоятельно, и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. Ведущее место среди таких технологий отводится проектно - исследовательскому методу.
В процессе проектно - исследовательской деятельности предполагается формирование следующих ключевых компетенций обучающихся:
- ценностно-смысловые компетенции;
- общекультурные компетенции;
- учебно-познавательные компетенции;
- информационные компетенции;
- коммуникативные компетенции;
- социально – трудовые компетенции;
- компетенции личностного самосовершенствования. [4]
Социальный проектно - исследовательский метод максимально эффективно развивает навыки разумного социального поведения в сообществе, закрепляет навыки командной работы и совершенствует полезные социальные навыки и умения.
Так как цель социального проектирования это привлечение внимания учащихся к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества, включение их в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Предлагаем рассмотреть осуществление формирование ключевых компетенций на примере создания проекта Наши зелённые друзья.
Профиль нашего учебного заведения – сельское хозяйство. Основными профессиями является – мастер растениеводства, рабочий зеленого хозяйства.
Работодатели этих профессий заинтересованы в хороших специалистах. И чтобы быть востребованными на рынке труда, необходимы прочные знания экологии, умения организовывать и озеленять санитарно-защитные зоны промышленных предприятий.
Ребята этой весной приложили усилия для улучшения озеленения Старооскольского городского округа: высаживали саженцы, убирали мусор на территории, участвовали в побелке деревьев и решили познакомится с ролью лесных насаждений Старооскольского городского округа вложить посильный вклад в улучшение состояния озеленения нашего города и района. Выбранный проект назвали Наши зеленые друзья
Актуальность выбранной темы проекта Наши зелёные друзья состоит в том, что в условиях современного развития общества, когда происходят разносторонние глубочайшие воздействия на окружающую нас природу и непродуманная хозяйственная деятельность людей приводит к отрицательным экологическим последствиям, экологическому кризису, а зелёные насаждения, леса, выполняющие преимущественно защитные, санитарно – гигиенические, оздоровительные и природно-заповедные функции, сами нуждаются в защите.
Участники проекта поставили перед собой цель - участие в общественной жизни Старооскольского городского округа, путем решения экологических проблем лесных насаждений.
Перед собой учащиеся обозначили ряд задач:
1.Практический вклад в улучшение состояния лесных насаждений Старооскольского городского округа
2.Привлечение внимания общественности к проблемам лесных насаждений. 3.Знакомство с экологической ролью лесных насаждений в черте города. 4.Выявление уровня озеленения Старооскольского городского округа и состояния лесных насаждений.
5.Информирование учащихся образовательного учреждения о положительном значении лесных насаждений и ответственности каждого за их сохранение.
Провели первичную подготовку плана и необходимых материалов для реализации проекта.
Ученики учились доказывать актуальность предложенной ими темы проекта, определяли исследования и их методы, выдвигали гипотезы.
Для определения актуальности выбранного нами социального проекта, ученики проводят социологические исследования среди жителей района и школьников, задавая им вопросы, которые формулируют самостоятельно. Этот вид деятельности дает возможность ребятам учиться общению с людьми разного возраста и различного социального положения. Проведя исследование, ребята делают выводы о значении своей деятельности для общественности, и дальнейшие их действия проходят более мотивированно. При данной деятельности, обсуждая совместно план действия, у учащихся активно формируются коммуникативные компетенции. Эта компетенция включают, также умение убедительно формулировать и выражать свои устные и письменные аргументы, готовность к критическому и конструктивному диалогу, а также интерес к взаимодействию с другими. Следующий этап работы - распределение заданий между участниками. Каждая группа участников проекта отвечает за конкретные направления для реализации проекта.
Одна группа учащихся собирает информацию из печатных изданий, периодической печати; другая отвечает за поиск информации в интернете и будет создавать в последствии презентацию в Power Point, третья группа проводит социологические исследования, четвёртая состоит из наблюдателей, экспериментаторов и фотокорреспондентов, пятая-группа аналитиков.
При работе над проектом регулярно проводятся промежуточные обсуждения и анализ полученной информации, первых полученных результатов, что иногда приводит к частичному корректированию плана работы. Задача преподавателя в этот момент - помочь учащимся составить алгоритм действий, способов сбора и обработка информации, помочь учащимся оценить достоверность и необходимость найденной информации. Работа над проектом будет проходить в течение года. Ребята, ответственные за свой направления являются организаторами различных мероприятий, в которых участвует вся группа. То есть в различных делах постоянно меняются ответственные - организаторы и те, кто был простым участником. Это даёт возможность каждому учащемуся развить свои организаторские способности и выполнять поручения - формирование социальных компетенций.
Вклад каждого участника в осуществление группового проекта различен, но учащийся, если не остается просто наблюдателем, имеет возможность выбрать себе дело по душе. Роль преподавателя помочь учащемуся максимально проявить и развить свои способности.
Ребята ведут исследовательские работы для определения роли зеленых насаждений для различных экосистем. Выполняя проект, учащиеся активно осуществляют поиск информации, используя печатные издания, периодическую печать и интернет.
Налаживается связь со Старооскольским лесхозом, ребята знакомятся с историей создания лесхоза, узнают о его деятельности и проблемах. Для более аргументированного результата нашего проекта, ребята проводят обследование состояния озеленения города, с оценкой состояний деревьев. Заключительным этапом работы будет обобщение информации, что включает в себя анализ полученной информации и интеграция знаний, умений, навыков учащихся. Каждая группа объединит в единое целое всю информацию, полученную членами группы. Будут сделаны выводы для подведения итогов.
Логическим продолжением работы для ребят будет проведение агитации среди населения с целью привлечения внимания к проблемам зеленых насаждений города и района, с призывами бережнее относится к насаждениям. В ходе выполнения проекта ребята должны осознать важность своей деятельности и таким образом у них будут формироваться социальные, коммуникативные и гражданские компетенции, которые помогут им эффективно и конструктивно участвовать в общественной и трудовой жизни и в дальнейшей профессии.
У учащихся в ходе работы над проектом, формируется стремление к самостоятельному поиску знаний, настрой на конкретные действия, что можно назвать готовностью к образовательной деятельности, то есть развитию образовательной компетенции. Освоение навыков обучения вовлекает учащихся дополнять предыдущее обучение и жизненный опыт, чтобы использовать и применять знания и навыки. Это требует эффективного управления процессом собственного обучения, способности быть настойчивым в учебе, концентрироваться длительное время и критически относится к себе. Защита проекта так же ориентирована на творческую самореализацию развивающейся личности. Представляя проект аудитории, учащийся в процессе презентации самостоятельно может оценить смог ли он или группа выполнить эту деятельность по сравнению с другими. Процесс презентации так же развивает компетенции учащегося, его формирование как личности. Социальный проект способствует формированию социально значимых качеств личности. Важным показателем их труда служит отношение взрослых. Большинство учащихся, выполняющих проект, отмечают интерес к своей деятельности со стороны окружающих, что стимулирует формирование компетенции самосовершенствования.
Ребята могут увидеть внешний результат, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания, умения, компетенции и ценности. Учащиеся должны чувствовать ответственность за своё развитие, повышать уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем.
Список литературы:
1.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Соч.в 2 – х тт.Т.1. – М.; 1989.С.34.
2.Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи: Учебное пособие / Под ред. проф.Ю.Г. Волкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 576с.
3.Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 316с.: ил. – (Серия учебное пособие)
4.Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторский. – М.: Издательский центр Академия, 2007. – 352с.