Публикации Коучинг – инновационная технология

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коучинг – инновационная технология
Автор: Тихомирова Элена Анатольевна

Коучинг – инновационная технология Выполнила учитель начальных классов: Тихомирова Элена АнатольевнаПрием «Паучка» Я“ 0________10„Мы“ 0________10„Дело“ 0________10Коучинг – инновационная технология.Выполнила учитель начальных классов: Тихомирова Элена АнатольевнаЭлементы коучинга на этапе рефлексии в начальной школе. Что такое коучинг? Коучинг (англ. Coaching) — инструмент личностного, интеллектуального и профессионального развития, формирование которого началось в 70-х годах XX века. Коучинг – инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально- личностном развитии учащихся Эта технология позволяет выявить и задействовать скрытые резервы ребёнка, помогает найти пути выхода из затруднительной ситуации. Эта технология не учит, а помогает учиться. Методы и техники коуч-подхода, применяемые на урокахБеседа посредством открытых и «сильных» вопросов.Лестница вопросов по логическим уровням и лестница (пирамида, спираль) достижений.Тоны голоса.Колесо развитияПартнерское сотрудничество.Колесо жизненного баланса.Шкалирование (шкала развития)Линии времени.Метод планирования Гантта.Стратегия творчества У.Диснея.Мозговой штурм WORLD CAFEСтруктура коуч-сессииI ВДОХНОВЕНИЕПРИТЧА, АФОРИЗМ, ЭПИГРАФ, ЗАГАДКА И Т.Д, 4 ВОПРОСА ПЛАНИРОВАНИЯII ЦЕЛИ УРОКАСОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ, ШКАЛА ЯСНОСТИIII ТЕЛО УРОКАПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ, ИССЛЕДОВАНИЯ, «МИРОВОЕ КАФЕ»,ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ШКАЛЕ ЯСНОСТИIV Д/ЗРАЗНОУРОВНЕВОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, «КИТАЙСКОЕ МЕНЮ»V РЕФЛЕКСИЯВОЗВРАТ К ЦЕЛЯМ УРОКА И ШКАЛЕ ЯСНОСТИ. ЦЕННОСТЬ УРОКА ДЛЯКАЖДОГОVI БЛАГОДАРНОСТЬ. Одним из этапов коучингового подхода является этап завершения или рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад Рефлексию можно применять на любом этапе урока (чаще всего в конце) и после изучения темы или раздела.Цель рефлексии для ученика – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.Функции рефлексии: диагностическая, проектировочная, организаторская, коммуникативная, смыслотворческая, мотивационная, коррекционная.Классификация рефлексии (исходя из функции) 1 Рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2 Рефлексия содержания учебного материала; 3 Рефлексия деятельности.Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится в начале урока и в конце деятельности или урока.Цель: установления эмоционального контакта с учащимися.Применяю такие приемы: карточки с изображением лиц, солнышка и тучки , цветовое изображение настроения; жесты «хорошо» и «плохо», картинки по содержанию «веселый» и «грустный», эмоционально-художественно-музыкальная (картина, музыка) Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка или весёлая. Учащимся предлагаются две картины разного содержания: радостная и тревожная. Учащиеся выбирают к музыкальному фрагменту картину, которая соответствует их настроению; оценка эмоционального состояния с помощью цвета: прием «Букет» и «Пейзаж». Учащимся предлагается черно-белая картина с изображением пейзажа. Учитель предлагает раскрасить картину такими цветами , которые соответствует их настроению на уроке (дети показывают цветные карандаши). «Комплимент»: комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. Рефлексия деятельности Цель: осмысление способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.Ученик должен не только освоить содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Для этого применяю такие приемы: «Лестница успеха»: например, в начале урока учащимся предлагается оценить свои знания по изучаемой теме (те, которые у них были сформированы ранее), определить их уровень на шкале от 1 до 5 или от 1 до 10 в зависимости от возраста. В конце урока вновь предлагаю определить уровень своих знаний, сравнить. А затем задается вопрос: «А что необходимо сделать, чтобы знать данную тему на «5»? Ученики, как правило, легко отвечают на этот вопрос. «Дерево успеха»: прикрепить на дерево листочки или яблоки соответственно конкретному заданию или деятельности на уроке.Прием « Цветограмма» или «Светофор» применяю, когда необходимо, чтобы ребенок оценил этапы своей деятельности в таблице или в самой тетради на полях рисует кружочки разного цвета, например: зеленый - у меня всё получилось уверенно и спокойно; желтый - у меня были ошибки, но я всё понял и исправил; красный - у меня не получилось, мне нужна помощь.На этапе рефлексии вызывает интерес приём “паучка”, когда всю работу класса на уроке учащимся предлагаю оценить по десятибалльной системе с трёх позиций: Я (личный вклад собственного труда)Мы (работа всего класса)Дело (степень усвоения темы)Прием «SMS»Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно работал он и учащиеся класса.«Фразеологизм или пословица»Я предлагаю учащимся выбрать фразеологизм или пословицу, которые характеризуют их работу на уроке:Шевелить мозгамиКраем ухаХлопать ушамиЛовить мухБиться как рыба об ледРефлексия содержания учебного материалаЦель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала.Применяю такие приемы: прием незаконченного предложения, тезиса, подбор афоризма; оценки приращения знаний и достижения целей высказывания «Я не знал….», «Теперь я знаю…»; работа по таблице-фиксации «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал); как вариант школьникам предлагается небольшая «Анкета», наполнение которой можно менять, дополнять, в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание, можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ; рефлексия достижения цели «Лист ожидания» (цель записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения); после объявления темы урока учащимся предлагается высказаться о том, что они ожидают от урока. Все «ожидания» выписываем на Листе ожидания. В конце урока возвращаемся к Листу ожидания и проверяем, все ли ожидания оправдались, а если нет, то что необходимо сделать, чтобы они осуществились: повторить какую-то тему, найти дополнительный источник информации, подготовить домашнее задание или просто взглянуть на вопрос под другим углом и т.д.; рефлексия отношения к проблеме (теме), мнение до и после изучения темы: прием «Синквейна», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное);2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).1.Дружба.2. Честная, крепкая.3. Доверять, понимать, помогать.4. Друзья познаются в беде.5. Доверие. Интеллектуальную рефлексию осуществляю через прием «Мудрая сова»: школьникам предлагаю самостоятельно поработать над содержанием текста. Читая, дети делают пометки:« + » - знаю « - » - не знаю « ! »- узнал новое « ? » - удивило Обязательное условие для такой работы: - наличие в тексте как знакомой, так и новой информации (конечно, для кого-то новой информации будет много, а кто-то будет ощущать ее дефицит, ведь запас знаний у детей разный); - в тексте должна содержаться правильная информация, если я хочу вывести детей не на спор, а на усвоение нового. Поэтому часто приходится не просто брать текст из учебника, а составлять его. После работы с текстом задаю вопросы: - Выберите ту информацию, которая вам знакома. - А какая информация ранее была неизвестна? - Есть ли в тексте сведения, факты, которые оказались для вас неожиданными? - У кого возник вопрос? Кто из одноклассников может его объяснить? - Что бы вы еще хотели узнать?Виды рефлексии – индивидуальная и групповая. Приемы для индивидуальной рефлексии «Плюс, минус, интересно»: это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Приём «Что, если…?»Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы …) Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического кластера, например «грабли» или «гроздь». Они приемлемы на стадии рефлексии, когда учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи или обобщают учебный материал. Это способ графической организации материала, который позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий при составлении кластера: 1. В центре чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.3. По мере записи, появившиеся слова соединить прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.Приемы для групповой рефлексии «Мозговой штурм». Этапы:1.Создание банка идей.Нарабатывается как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «невероятными».2. Анализ идей.Рассматриваются критически все предложения, в каждой идее желательно найти что-то полезное, возможно усовершенствовать эту идею или найти способ применения её в других условиях.3. Обработка результатовВыбирается самое интересное, практичное предложение или заранее известное решение (если оно есть). Представление результатов, обобщение, выводы 4. Рефлексия «Мозгового штурма»: Мне понравилось решение, которое предложил … , оно было …, Моё решение было…. Какие были сбои? Нарушались ли правила? и т.д.«Опорные слова и фразы для высказываний» Некоторые вопросы для рефлексии (содержания заданий, способов организации работы, итоговой, текущей, до и после выполнения заданий)- Какую задачу решали? Что надо было сделать? Что делали? Как выполняли задание? Что не получилось и почему? Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе?-Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали)? Почему? Как они были преодолены?-Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Что нас не устраивает? Прием «Пошаговые действия» позволяет не только значительно сэкономить время на данном этапе, но и выявить позицию и вклад каждого ученика в раскрытии и осознании темы урока.Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учителя и учащихся, позволяющая совершенствовать учебный процесс. Рефлексия, ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приемов, в итоге развивает его как личность. Прием «Паучка» Я“ 0________10„Мы“ 0________10„Дело“ 0________10