Публикации Создание ситуации выбора учебного задания на уроке.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание ситуации выбора учебного задания на уроке.
Автор: Екатерина Дмитриевна Еремина

Создание ситуации выбора учебного задания на уроке. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам. А. Гин Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами. Ш.А. Амонашвили Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые... Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чуждые решения, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети. ФОРМУЛИРОВКА: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием — право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор! Важнейшее педагогическое условие становления индивидуальности ученика в процессе обучения — создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребёнку совершить осознанный и желанный выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость. Уникальность индивидуальности конкретного человека заключается не в том, что он представляет собой неповторимое сочетание некоего набора признаков, а в том, что он как индивидуальность формируется в процессе свободного выбора жизненного пути в определённых условиях. Это можно сделать в рамках современной системы обучения.Создание педагогически грамотной ситуации выбора — дело не простое. То учитель не мог правильно подготовить ситуацию выбора, то школьники оказывались неготовыми адекватно действовать в создаваемой ситуации. Чтобы данный элемент личностно ориентированного урока был освоен и технологически обеспечен, надо решить следующие задачи:
  • определить понятие «ситуация выбора»;
  • выявить педагогические условия создания ситуации выбора на уроке;
  • разработать алгоритм деятельности педагога по её моделированию и построению на учебном занятии и определить последовательность действий учащихся в условиях индивидуального и коллективного выбора;
  • описать и систематизировать различные виды учебных задач, применяемых для создания ситуации выбора.
  • Применительно к личностно ориентированному обучению ситуация выбора это спроектированный учителем элемент (этап) урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать своё предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.Ситуации выбора, как видно из определения, присущи следующие черты:а) ограничение во времени, так как она занимает некоторую часть(этап)урока;б)наличие нескольких вариантов учебных задач и способов их решения;в)предоставление ученикам или группам учащихся свободы выбора;г)проявление каждым школьником своей активности и самостоятельности при решении избранного варианта задания.Ситуация выбора при правильном построении позволяет поставить ребёнка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность. Какие педагогические условия надо соблюдать при создании данной ситуации на учебном занятии? Личностно значимые ситуации выбора, как полагает профессор Т.В. Машарова, должны соответствовать пяти требованиям: во-первых, эти ситуации должны затрагивать сферу актуальных потребностей и интересов учащихся;во-вторых, ситуации должны постепенно включаться в систему жизнедеятельности ребёнка по мере развития у него субъектных способностей, умений самостоятельно определять цель и средства её достижения, нести ответственность за полученный результат;
  • в-третьих, ситуации выбора нужно включать в систему реальных отношений и деятельности ребёнка, т.е. ученик должен получать реальное переживание за последствия своего выбора, что позволит ему выработать собственную систему ценностей;
  • в-четвёртых, основанием для расширения свободы выбора должна быть успешная деятельность, сопровождающаяся формированием знаний, умений и навыков, необходимых для овладения ею;— в-пятых, несформированность качеств субъекта деятельности делает учителя и ученика неравными в ситуации выбора - в смысле ответственности за результаты деятельности, поэтому должны быть продуманы механизмы защиты ученика от собственных ошибок.Ситуация выбора на уроке не возникает случайно. Она моделируется и строится учителем. Несмотря на специфические особенности преподавания каждого учебного предмета, можно выделить общие этапы и схожие действия педагогов по её созданию. Алгоритм деятельности по проектированию и построению ситуации выбора на личностно ориентированном уроке должен включать следующие этапы и действия:
  • Формулировка цели (задач) применения ситуации выбора на учебном занятии.
  • Определение этапов урока, на которых целесообразно создавать ту или иную ситуацию выбора.
  • Выявление конкретного содержания учебного материала, при изучении которого следует применить ситуацию выбора.
  • Разработка определённого множества вариантов заданий, необходимого для осуществления ситуации выбора.
  • Предварительный анализ каждой учебной задачи для выяснения соответствия разработанных заданий возможностям учащихся. Педагогу надо при этом учитывать:
  • познавательные интересы и потребности учащихся;
  • наличие у них опорных знаний и умений;
  • развитость творческих способностей учеников;
  • сформированность в классном сообществе навыков индивидуальной и коллективной (групповой) учебной деятельности;
  • готовность детей осознанно и умело совершать выбор.
  • Решение учителем избранных заданий всеми возможными способами.
  • Окончательный выбор вариантов учебных заданий.
  • Продумывание отдельных деталей эффективного использования ситуации выбора на уроке:
  • подбор приёмов и методов стимулирования, учащихся к совершению выбора;
  • определение конкретных форм выполнения учебных заданий;
  • расчёт времени, требующегося для осуществления ситуации выбора;
  • определение степени свободы действий учащихся в данной ситуации;разработка критериев и способов анализа и оценки результатов решения учебных задач и т.п.9.Включение разработанной ситуации выбора в план-конспект урока.10.Определение в ходе учебного занятия оптимального момента для создания ситуации выбора.
  • Реализация учителем на уроке своих проектных разработок.
  • Анализ и оценка эффективности использования ситуации выбора.
  • Способность адекватно действовать в ситуации выбора развивается у человека постепенно. Поэтому одной из важных задач учителя, использующего личностно ориентированные технологии обучения, является формирование у уча щихся умений делать выбор, принимать самостоятельные решения. Разработаны памятки для учащихся, помогающие детям осваивать алгоритм действий в ситуации выбора. В памятке для осуществляющих индивидуальный выбор предлагаются такие советы:
  • Внимательно прочти все варианты учебных заданий.
  • Постарайся осмыслить каждое задание.
  • Попробуй соотнести свои желания с собственными возможностями успешного решения того или иного варианта учебной задачи.
  • Выбери то задание, которое в большей степени соответствует твоим возможностям.
  • Постарайся объяснить (обосновать) выбор, который ты хочешь сделать.
  • Теперь выбирай и направляй свои усилия на выполнение избранного варианта
  • задания.
  • Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного тобой выбора.
  • Для субъектов коллективного выбора в памятке рекомендуется использовать в совместной деятельности следующий алгоритм действий:
  • Внимательно прочтите предложенные на ваш выбор варианты учебных заданий.
  • Вместе проанализируй те содержание и варианты выполнения каждого из них.
  • Соотнесите индивидуальные и коллективные возможности членов своей группы с уровнем сложности предлагаемых заданий.
  • Учитывая мнение каждого члена группы, выберите тот вариант, которому отдаётся коллективное предпочтение.
  • Разработайте план совместных действий по решению избранного задания.
  • Попробуйте добиться того, чтобы каждый член группы внёс свой вклад в выполнение задания.
  • Вместе решите, кто и как представит результаты вашей совместной работы.
  • Оцените успешность сделанного выбора и результативность деятельности каждого члена группы и вашего коллектива в целом.
  • Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребёнку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость.