Публикации Русский язык. Вариант заданий по формированию читательской грамотности для подготовки к ОГЭ с реализацией НРЭО

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Русский язык. Вариант заданий по формированию читательской грамотности для подготовки к ОГЭ с реализацией НРЭО
Автор: Заостровская Ирина Александровна

Русский язык. Вариант заданий по формированию читательской грамотности для подготовки к ОГЭ с реализацией НРЭОВариант 22. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1. В предложении 1 грамматическая основа крепость была 2. В предложении 2 грамматическая основа река была переименована 3. В предложении 3 грамматическая основа действовало 18 заводов 4. В предложении 4 грамматическая основа Верхнеуральск имеет 5. В предложении 5 грамматическая основа более 50 зданий являются 3. Пунктуационный анализ.Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.Он как будто знал (1) не прошло и недели (2) как война кончилась. Обрадовался Алексей (3) да и как не радоваться (4) жив -здоров домой возвращается. Такое только во сне снилось (5) а теперь наяву!.. Пришел к капельмейстеру проститься (6) а тот подает скрипку (7) возьми (8) говорит (9) на память.4. Синтаксический анализ.Замените словосочетание «футбольный мяч», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.5. Орфографический анализ.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.1. КОЕ-КТО – неопределенное местоимение пишется через дефис с частицей КОЕ-.2. НЕПРИЯТЕЛЬ – частица НЕ с существительным пишется слитно, так как без нее слово не употребляется.3. ПОГОНИШЬ – в окончании глагола I спряжения в форме 2 лица единственного числа пишется буква И. 4.ДОСЛОВНО – наречие образовано от прилагательного с помощью приставки ДО- и суффикса –О.5. НАОТМАШЬ – на конце наречий после шипящего пишется буква Ь. Прочитайте и выполните задания 6-9(1)Сын закончил школу и уехал учиться. <…>(2)А мы осенью уезжали в командировку и снова надолго. (3)Борьке перевалило за тринадцать, и она слабела на глазах. (4)Ей давно уже изменял слух, и она порой недоуменно смотрела на наши губы: губы шевелились, а она ничего не слышала. (5)Ходила Борька медленно и безрадостно, дважды за лето падала с балкона и подолгу хворала.(7)В середине сентября мы вылетели в Москву. (8)В кармане лежали загранпаспорта, и в нашем распоряжении оставалось четыре свободных дня. (9)Мы бродили по оранжево-желтой столице, под тихим шелестящим дождем, сидели на мокрых лавочках и весело глазели на торопливые цветные зонтики. <…> (10)Перед отлетом заказали телефонный разговор с Магниткой и долго-долго говорили с домом. (11)И на целых три года пересекли границу…(12)Когда вернулись, Борьки уже не было. (13)То, что нам рассказали о ней, не просто растрогало, а поразило нас.(14)Проводив нас, Борька почти отказалась от пищи, — говорят, так поступают только очень умные собаки. (15)Она днями лежала на ковре возле любимого кресла, подняться на которое ей уже не хватало сил. (16)А в тот предотлетный вечер за три часа до нашего звонка кошка забралась на столик, где стоял телефон. (17)Как? (18)Из каких сил? (19)Никогда до этого мы ни разу ее не видели на столь неудобном месте, вечно заваленном справочниками и бумагами.(20)Борька прочно прижалась к телефонному аппарату и умоляюще поднимала на всех роскошные зеленые глаза: не гоните, не трогайте. (21)Не испугала ее и трель междугородного звонка. (22)Пока шел разговор, пока трубка переходила из рук в руки, кошка так и оставалась на столике. (23)Она нервно тянулась седыми усами на звук знакомых голосов. (24)Как она уловила их неверным ухом? (25)Непонятно.— (26)Это непостижимо, — рассказывала мне сестра, — знаешь, жутковато было смотреть ей в глаза, такие они у нее пронзительные сделались. (27)Ну не может быть, чтобы она предчувствовала? Мистика какая-то…(28)Телефон дал отбой, Борька сползла со стола. (29)И все. (30)Больше к нему не подходила.(31)Дотянула она до Нового года, а под Новый год… (32)Как будто знала, что все равно не дождется. (33)Так стоит ли начинать год?(34) С тех пор в нашем доме нет и, видимо, не будет кошки. (35)Не решил ли в душе каждый из нас, что предательство по отношению к Борьке завести вместо нее другую? (36)Наверно, так оно и есть, а признаться друг другу как-то неловко: несерьезно вроде, сентиментально.(37)Среди фотографий, сделанных сыном Андреем еще в школьные годы, сохранился и снимок с Борькой. (38)Она смотрит на меня строгими умными глазами, и взгляд ее полон спокойствия и достоинства. (по А.А.Турусовой*)*Туру́сова А́нна Алекса́ндровна од. 1936г) - российская писательница, поэтесса, Член Союза писателей России, лауреат Литературного конкурса имени К. М. Нефедьева. Живёт в г. Магнитогорске.6. Анализ содержания текста.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.1. Борьке перевалило за тринадцать, и она слабела на глазах.2. Мы пересекли границу на четыре года.3. Борька дотянула до Нового года, а под Новый год ее не стало.4. Трель междугороднего звонка испугала кошку.5. Каждый из нас решил, что завести другую кошку будет по отношению к Борьке предательством.7. Анализ средств выразительности.Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.1. Мы бродили по оранжево-желтой столице, под тихим шелестящим дождем, сидели на мокрых лавочках и весело глазели на торопливые цветные зонтики.2. Никогда до этого мы ни разу ее не видели на столь неудобном месте.3.Она днями лежала на ковре возле любимого кресла, подняться на которое ей уже не хватало сил.4. Борька прочно прижалась к телефонному аппарату и умоляюще поднимала на всех роскошные зеленые глаза: не гоните, не трогайте.5. Дотянула она до Нового года, а под Новый год.8. Лексический анализ.В предложениях 1-5 найдите слово со значением «болеть». Выпишите его.9.Напишите сочинение-рассуждение на выбранное задание(9.1,9.2,9.3) Приведите два примера-аргумента из прочитанного текста, применяя цитирование .Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.9.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Е.Любичевой: «Существительное- сердце языковой вселенной, оно является душой всех частей речи». Приведите два примера-аргумента из прочитанного текста, применяя цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле. Раскрывая тему на лингвистическом материале. Работа. написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается.9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы текста: «С тех пор в нашем доме нет и, видимо, не будет кошки. Не решил ли в душе каждый из нас, что предательство по отношению к Борьке завести вместо нее другую?»Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.9.3 Как Вы понимаете значение слова ПРЕДАННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Как, по-вашему, проявляется преданность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.Ответы