Публикации ПОВЫШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПОВЫШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Автор: Тимиряева Валия Рашитовна

Тимиряева Валия Рашитовна,воспитатель высшей квалификационной категории, «МБДОУ ДС № 365 г. Челябинска» ПОВЫШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.Аннотация: Данная статья посвящена проблемам современного родительства. Основной вопрос, рассматриваемый в данной статье – повышение уровня родительской компетентности.В статье освещаются теоретические вопросы родительской компетентности и повышение уровня педагогической и психологической грамотности родителей.Ключевые слова: педагог, родитель, компетентность, родительская компетентность, семья, «взаимодействие», «сотрудничество».Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует.(В. Леви)В настоящее время родители включены в государственно - общественное управление образовательной организацией, они участники образовательных отношений и вместе с педагогом выстраивают индивидуальную образовательную траекторию ребёнка. В связи с этим от каждой стороны требуется личностная заинтересованность, и понимание результативности своей части партнерства. Без этого взаимодействие не может быть эффективным.Одной из важных задач ФГОС является, привлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУ. Требования ФГОС ДО позволяют рассматривать процесс дошкольного образования не только, как средство развития и воспитания ребенка, но также как условие повышения общего функционального ресурса родителей, многие их которых не отличаются достаточным уровнем знаний в области воспитания и развития ребенка. В настоящее время совершенствуются направления дошкольного образования, очень важное место отведено сотрудничеству с семьей, обеспечению психолого - педагогической поддержки семьи и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.Для того, чтобы работа с родителями не была формальностью, отношения семьи и детского сада должны строиться на основе понятий:- «сотрудничество»- это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.- «взаимодействие»- способ организации совместной деятельности с помощью общения, на основании открытости обеих сторон.Взаимодействие ДОУ с родителями предполагает разнообразие форм и методов работы. Оно направлено на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них умений и навыков в воспитании детей.Родительство не профессия, а сложное многогранное социально – психологическое явление. На формирование компетентности родителей влияют самые разные факторы: культурно – исторические, социально – экономические, этические, психологические и др.Родительская компетентность – это, прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка.Компетентность – это актуализированные знания и опыт, помогающие эффективно решать те или иные профессиональные задачи, это, прежде всего сложное личностное образование, на основе которого строится готовность и способность родителей выполнять свои родительские функции.Компетентный родитель в любой момент времени, в любой ситуации общения со своим ребенком может быть искренним и обнаруживать с ним «совместный язык», видеть актуальную ситуацию его развития и находить наиболее эффективные пути, средства и методы развития ребенка. Родительская компетентность – это сочетание знаний, чувств и действий. Современные родители достаточно грамотные люди, в основном имеющие среднее специальное или высшее образование, свободно погружающиеся в мир литературы и Интернета для получения разнообразной информации, касающейся развития, воспитания и образования детей. Тем не менее, специалисты отмечают существенное ослабление воспитательного потенциала семьи, разобщенность и холодность детскородительских отношений, деформацию социализирующего влияния семьи. Поэтому помощь педагога в формировании родительской компетентности неоценима. Родитель - не педагог. А значит, в полной мере невозможно сформировать у него педагогическую компетентность. Это удел профессионалов. Поэтому прямой профессиональный долг каждого педагога – помочь родителям осознать себя родителями, познать свои сильные и слабые стороны, научиться эффективно, сотрудничать с собственным ребенком.Очень важно включение родителей в жизнь ребенка в детском саду. Семинары, родительские собрания, родительские клубы, несомненно, дают много информации о воспитании ребенка. Но этого мало. Важно полученную информацию применить и почувствовать, что все методы и приемы, о которых рассказывали педагоги, действенны. Но не каждый родитель сразу будет переносить все, что услышал от педагогов, в свою воспитательную практику. Главная задача взаимодействия воспитателя и семьи - поиск путей решения всевозможных проблем. Традиционные формы работы с родителями не дают такой возможности, поскольку в основной своей массе созданы для воздействия на широкий коллектив родителей всей группы.Педагог – профессионал. Он и выступает инициатором взаимодействия, используя различные пути вовлечения родителей в жизнь ребенка в дошкольный период, обогащения представлений родителей о возрастных психолога – педагогических особенностях детей, методах и приемах воспитания, инициирует диалог в построении индивидуальной траектории развития ребенка, помогает родителям сформировать рефлексивную позицию. Первый и главный секрет – уважение и принятие родителей такими, какие они есть. Педагогу важно помочь родителям осознать свою роль и роль педагога в развитии и становлении ребенка, встать на путь взаимного дополнения. Детский сад – огромный пласт жизни малыша. Здесь он учится общаться и дружить, познавать весь многогранный мир, становится членом общества и многое другое. Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Это актуально всегда и везде. Не надо забывать хвалить родителей своих воспитанников.Таким образом, для повышения педагогической компетентности родителей и привлечения их в воспитательно – образовательный процесс ДОУ, педагогам необходимо заменять традиционные формы на новые, более актуальные, направленные на обмен опытом, формирование умений и навыков в воспитании детей. Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от положительного настроя обеих сторон, гибкого индивидуального подхода, умения заинтересовать неформальными приемами общения. От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все субъекты педагогического процесса, прежде всего, дети. Список литературы:1. Бандура, А. Теория социального научения/А. Бандура. СПб.: Евразия, 2000. — 320 с.2. Гиппенрейтер, Ю. Б., Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Гиппенрейтер. М.: АСТ: Астрель, 2009. –352 с.3. Овчарова, Р.В. Психология сопровождения родительства. – М.: Академия, 2005. – 368 с.4, Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого - социальный институт, 2006. 496 с.5, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года No 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»