Публикации
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА И ГРАЖДАНИНА НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА И ГРАЖДАНИНА НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Автор: КОСТЯКОВ ОЛЕГ СТЕПАНОВИЧ
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА И ГРАЖДАНИНА НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Автор: КОСТЯКОВ ОЛЕГ СТЕПАНОВИЧ
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА И ГРАЖДАНИНА НА УРОКАХ ИСТОРИИРодина… Отечество… Для русского человека эти слова всегда имели большое значение. Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть счастливым в будущем – эта мысль проста и понятна всем. В современных условиях общество нуждается не просто в образованном, профессионально подготовленном человеке, а в личности с богатым духовным и социально-нравственным потенциалом, способным воспринимать и развивать национальные и мировые достижения во всех сферах общественной жизни. Человечество должно принимать в качестве приоритета нравственность, мораль, этику, в противном случае мир может показаться на краю катастрофы.Формирование у молодежи гражданской зрелости, любви к Отечеству, чувства долга, верности традициям, гордости за свою малую Родину продиктовано временем. Как нравственное чувство истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие и провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость, любовь. Воспитание у подрастающего поколения устойчивых нравственных убеждений на основе исторических, духовно-культурных ценностей стоит в ряду главных образовательных задач. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных. Каждая эпоха требует активной и целенаправленной работы с подрастающим поколением, особенно в вопросах воспитания у молодежи уважения к государству, без которого у любого государства нет будущего. Если мы не научим подростков любить свою страну, кому она будет нужна? На современном этапе развития нашей страны чувство патриотизма должно стать тем стержнем в жизни каждого человека, который поможет нам построить новое общество и сделать Россию сильной и значимой в мире. Невозможно добиться процветания страны, если предать забвению героические и трагические страницы ее истории, в том числе и истории родного края. Воспитание чувства патриотизма у студентов — процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности студента. Знакомство студентов с родным краем, с историко-культурными, национальными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в труде, в быту, во внеурочных мероприятиях, так как воспитывают в студенте не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Патриотизм применительно к студенту определяется, как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. Осознав это, студент может менять мир к лучшему, быть полезным, любить страну не только в душе, но и в делах. Гражданственность и патриотизм для меня и моих студентов не просто красивые слова. Они наполнены искренним пониманием и осознанием важности и необходимости. Я убеждена, что педагог это, прежде всего, гражданин и патриот, и думаю, что это убеждение передалось моим обучающимся. Участие в акциях «Милосердие», «Дорогами добра», Благотворительная акция помощи детям Армянского детского дома - все это делается не по принуждению. Горохов Александр принял участие в конкурсе исполнителей военно-патриотической песни "Споемте друзья" и был награжден дипломом. Уже стало традицией проведение викторин, конкурсов, бесед, посвященных Дням воинской славы России. Уроки мужества, вечера, сборы, беседы, классные часы, просмотры видеофильмов формируют у студентов патриотическое сознание, любовь к Родине, готовность к ее защите.Большое воспитательное значение имеют проводимые встречи студентов с выпускниками, проходившими службу в «горячих точках», с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла. Так я со студентами своей группы провела внеклассное мероприятие «День призывника», целью которого было воспитание любви к Родине, патриотических чувств у молодежи; формирование представлений о воинском долге и верности отечеству и поднятие престижа службы в армии. В ходе мероприятия студентам представилась возможность встретится с выпускниками колледжа - курсантами военно-патриотического клуба «Каскад», проходившими службу в горячих точках, и узнать ответы на интересующие их вопросы. Военно-патриотический клуб «Каскад» - общественная организация, действующая на базе колледжа, основное направление деятельности которого – подготовка к службе в армии, физическое и творческое развитие. Занятия в клубе проводятся по предметам военной начальной подготовки: физическая, основы рукопашного боя, огневая, горное ориентирование. Выпускники умеют стрелять, преодолевать препятствия, в том числе и плавание, работать на высоте с помощью канатов и различных систем. Изучают взрывоопасные предметы и правила работы с ними. Участвуют в различных мероприятиях, соревнованиях, слетах в городе, области, России. Особое место в деятельности клуба занимает поисковая работа, то есть работа по поиску и перезахоронению погибших во время Великой Отечественной войны. Поисковая работа проводилась в Калужской, Смоленской, Ленинградской, Курской областях, в окрестностях города Анапы. Поднято и перезахоронено 538 человек. Курсанты клуба награждены различными наградами: за участие в боевых действиях (Чеченская республика, Южная Осетия, Цхинвал – Осипов Алексей, Лагутин Юрий), орденами мужества. Более 500 молодых ребят прошли в клубе допризывную и спортивно-прикладную подготовку. 68 из них проходили службу в должностях младших командиров, 32 человека проходили военную службу в горячих точках.В нашем колледже была установлена мемориальная доска в честь нашего студента, Полтавского Валерия Владимировича, который учился в нашем колледже с 1979 до 1982. Он отдал свою жизнь за Родину 5-го марта в Афганистане. Валерий Полтавский был посмертно награжден Орденом Красной Звезды.Студенты сотрудничают с Центром молодежи и активно принимают участие в городских молодежных мероприятиях и акциях. День Победы не стал исключением. Мы со студентами приняли участие в акции «Спасибо», целью которой было, чтоб ветераны почувствовали, что День Победы - по-прежнему главный праздник нашей страны. Своим участием в данной акции мы хотели поблагодарить ветеранов Великой Отечественной войны за мирное небо над головой и выразить искреннюю признательность за то, что не жалея себя, они защищали наше Отечество. За группой, в которой я являюсь классным руководителем, закреплены ветераны ВОВ, в течение учебного года мы поздравляли их с праздниками, оказывали посильную помощь. Автопробег «Нам дороги эти позабыть нельзя» позволил студентам посетить памятные места времен войны: Большой Дуб - Михайловка - Андросово - Новоандросово. Экскурсионное направление дает возможность воспитать у студентов потребность в изучении родного края, города; знать военную историю. Они позволяют систематизировать и углубить всю деятельность колледжа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, и объединяют проводимые в колледже социально значимые дела с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.При участии железногорских следопытов неравнодушных россиян в поселке Поныри Курской области к 70-летию победы был открыт памятный знак на месте, где стояла школа, которую защищала бессмертная рота старшего лейтенанта Ивана Рябова. Теперь о старшем лейтенанте Иване Рябове будут знать и помнить. Посещение места боя, памятного знака старшему лейтенанту Красной Армии Ивану Рябову и его роте направлены на формирование гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям. Музей - заповедник «Большой Дуб» является тем местом, где студентам удается прикоснуться к военным документам, к письмам солдат, к оружию. Музей партизанской славы «Большой Дуб» находится в живописном месте, где до начала Второй мировой войны, утопая в зелени садов, стоял мирный курский посёлок Большой Дуб. Ранним пасмурным утром 17 октября 1942 года 44 жителя посёлка – женщины, старики и дети были расстреляны, а затем сожжены немецко-фашистским карательным отрядом. Дерево Большой дуб, давшее имя посёлку, было облито у основания бензином и также подожжено. По инициативе ветеранов Великой Отечественной войны, поддержанной Железногорским городским комитетом КПСС, городским и районным Советами народных депутатов, в 30-летнюю годовщину Великой Победы, 9 мая 1975 года в торжественной обстановке был открыт мемориальный комплекс «Большой Дуб». Познавая историю Родины, переживая чувство гордости, восторженности богатым на события прошлым наших предков, испытывая тревогу за настоящее и будущее России, студент утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на ее героев. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Воспитательные мероприятия патриотической направленности призваны помочь студентам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем студента в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности мужественным борцам за торжество правды, справедливости.Патриотическое сознание молодого поколения остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой.Все ли наши ребята пройдут проверку действием, смогут показать себя настоящими патриотами, покажет, конечно же, время. И хотелось бы, чтобы оно было мирным. А если вдруг и предстоит встать на защиту Родины, то они выполнят патриотический долг с честью и достоинством.Список литературы и источников1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование –2005 - №4.2. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.3.Буторина Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования /Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.4. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.