Публикации Работа концертмейстера в классе вокала

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа концертмейстера в классе вокала
Автор: Рябова Вероника Александровна

Методическая работа концертмейстера
ГБУДО г. Москвы ДМШ им. А.Н.Александрова
В.А.Рябовой
Работа концертмейстера в классе вокала
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы "Детская музыкальная школа имени А.Н. Александрова.
Концертмейстер - одна из самых распространённых профессий музыканта. Концертмейстеры работают в оперных театрах, во всех музыкальных учебных учреждениях, на вокальном, струнном, духовом, народном, дирижёрско-хоровом отделениях и т.д.
Концертмейстер является поддержкой для солиста, помощником, вдохновителем. В деятельности концертмейстера присутствуют несколько функций: педагогические, психологические и творческие.
Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение.
Рабочий процесс – это работа над произведением в целом, разучивание своей партии, выучивание музыкального текста, динамики, разучивание партии солиста.
Работа с солистом. Концертмейстер должен очень хорошо знать партию солиста. Работа концертмейстера и солиста – это отдельная работа.
Ученику необходимы индивидуальные занятия с концертмейстером, помимо работы с преподавателем. Во время пандемии COVID-19 многие концертмейстеры для работы с солистами делали аудио и видео записи, используя современные технологии, диктофоны и видеокамеры. Это было необходимо для разучивания нотного текста, для того, чтобы на расстоянии певец мог выучить свою партию вместе с аккомпанементом. Очень важно вместе разучивать нотный текст, оттенки, характер, содержание произведения.
Что касается самой работы с вокалистами концертмейстеру необходимо разучивать партию вместе с вокалистом, следить за чистой интонацией. Необходимо также подсказывать вокалисту приёмы, с помощью которых ему будет удобно петь. Очень хорошо, когда концертмейстер имеет определённые знания в области постановки голоса и вокала. Эти знания могут помочь в работе с вокалистами, в преодолении технических сложностей.
После того как вся техническая и текстовая работа сделана, можно говорить о текстовом содержании. Особое внимание нужно обратить на текст вокального произведения. Это может быть ария, романс, песня. Необходимо внимательно ознакомиться с содержанием произведения, пропустить его через себя, пережить художественный образ, созданный композитором. Сам концертмейстер должен уметь исполнить аккомпанемент и партию вокалиста или уметь её спеть вместе с аккомпанементом.
В некоторых учебных учреждениях есть такая практика, помимо концертмейстерских уроков, учеников-пианистов отправляют 1 раз в неделю на урок к вокалистам.
На уроке ученик играет вместе с солистом-вокалистом, таким образом приобретая дополнительные знания, которые ему потом помогут в его работе с вокалистом. В частности, в отношении к работе над звуком.
Выступление вокалиста и концертмейстера – это целостный, единый процесс. На пианиста возлагается большая ответственность. Он должен постоянно следить не только за своей игрой, а также за солистом. Уметь в нужный момент поддержать или поймать солиста, незаметно подсказать мелодию или слова.
Важную роль играет вступление пианиста, проигрыш в середине произведения и также заключительная часть.
Часто пианист задаёт начальный темп и характер, в котором должен начать своё исполнение солист. Также особой опорой в кульминационных моментах является исполнение концертмейстера. Идёт поддержка солиста не только в динамическом, техническом, но и в эмоциональном плане.
Концертмейстер-пианист – это и солист, и равноправный ансамблист, сопровождающий солиста. Также концертмейстер – это музыкант, изучающий с солистом либо оперную партию, либо романс, либо песню.
При долгой совместной работе солист и концертмейстер становятся одним целым. Эту мысль хорошо отражают следующее высказывание знаменитого оперного певца Фёдора Ивановича Шаляпина, который часто выступал в ансамбле со своим другом, известным русским композитором и пианистом Сергеем Васильевичем Рахманиновым: Когда Рахманинов сидит за фортепиано и аккомпанирует, то приходится говорить: не я пою, а мы поём!