Публикации Занятие по развитию речи "Пересказ сказки "Петух да собака"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие по развитию речи "Пересказ сказки "Петух да собака"
Автор: Филимонова Анна Николаевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад Аленький цветочек г. Надыма
Технологическая карта
непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи
Пересказ сказки Петух да собака
Филимонова Анна Николаевна,
Воспитатель старшей группы В
Надым, 2022
Образовательные области: речевое развитие
Интеграция видов деятельности: речевое развитие + логопедическая поддержка
Лексическая тема: Пересказ сказки Петух да собака
Вид занятия: комбинированное
Формы образовательной деятельности: виртуальное путешествие.
Цель: совершенствование умения понимать текст на слух.
Задачи
Образовательные: учить пересказывать сказку; учить формулировать вопросы к сказке; учить подбирать подходящие по смыслу глаголы и прилагательные, характеризующие героев сказки; пополнять словарный запас.
Воспитательные: показать на примере героев важность и значимость дружбы
Развивающие: совершенствование актёрского навыка, умения перевоплощаться в нужного героя.
Планируемый результат: развитие умения понимать текст на слух; умение получать информацию из разных источников; совершенствование актёрского мастерства; уменьшение эмоционального зажима при публичном выступлении.
Подготовительная работа: систематическое чтение и инсценировка произведений; разбор произведений и определение образа и характера героев; работа со специальными опорными схемами, характеризующими героев.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, пазл в электронном конструкторе ONLINE PUZZLE, АУДИОФАЙЛ Плач, раздаточный материал на каждого ребенка, карандаши, куклы: собака, лиса, петух.
Технологическая карта НОД

Этап занятия
Структурные компоненты деятельности
Ход занятия
Деятельность педагога
Деятельность детей
Время
1.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
Здравствуйте ребята, сегодня мы в очередной раз отправляемся в увлекательное виртуальное путешествие по миру сказок. А для того что бы наше путешествие прошло успешно мы должны превратиться в настоящую команду и получить заряд бодрости. Давайте поздороваемся с соседом, который стоит справа в ласковой форме, улыбнёмся и передадим наш волшебный колокольчик.
(Поочерёдно произносят приветствие соседу справа в доброжелательной ласковой форме, звонят в колокольчик и передают его по кругу)
Здравствуй Тимошенька, далее звонит в колокольчик и передаёт следующему стоящему справа по кругу.
2 мин
2.
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия
Мотивация
Включает аудиофайл с плачем.
Ребята, что происходит? Что это за звук? Вы слышите?
(Спрашивает у детей слышат ли они, достаёт из-за компьютера лису- куклу)
Проблемная ситуация:
Ничего себе, вот это да, ребята, вы представляется с нашей лисичкой случилась большая неприятность, её заколдовала злая колдунья. Теперь она ничего не помнит, совсем ничего: никто она, ни как её зовут, ни из какой она сказки, а ещё её не слышат дети!!! Чем мы можем ей помочь, ребята? Её заколдовали, значит мы попытаемся …..
Но как узнать из какой ты сказки? (Делает вид, что слышит лису) Что-что говоришь, была картинка, но волшебница заколдовала…Ребята, мы сможем собрать картинку?
Давайте подумаем, как можно назвать эту сказку?
Давайте внимательно посмотрим и определим главных героев.
Давайте вспомним сказки где есть лиса.
Мы может по иллюстрации точно определить сюжет? Как мы знакомимся со сказками?
Тогда давайте прочитаем и расколдуем нашу лисичку. Поможем?
Садимся на свои места.
Слышат плач.
Пытаются понять от куда он идёт. Пытаются понять, что случилось.
Дети предлагают варианты ответа: её можно расколдовать, лису можно отправить в сказку
Дети отвечают: да, мы сможем собрать пазл.
Дети собирают пазл в интерактивном приложении.
Дети отвечают: я бы назвал эту сказку, например, собака и петух…
Дети отвечают: главные герои сказки – это лиса, петух.
Дети отвечают: лиса есть в сказках: Колобок, Заюшкина избушка, Лиса и журавль и т.п..
Ответы детей: мы знакомимся со сказками читая книжки или смотря мультики.
Ответы детей: да.
Дети садятся за столы.
4 мин
3.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проектирование решений проблемной ситуации,
актуализация знаний,
или начало выполнения действий по задачам НОД
Давайте вспомним какие образы есть у героев в сказках?
Как называют лису? Почему? Лиса какая, подберите прилагательные?
Как называют петуха в сказках? Почему?
Давайте представим себя в роли этих героев и для этого нам надо подготовится. Сделаем пальчиковую гимнастику (см. приложение) и артикуляционную гимнастику 9см. приложение). Отлично.
Давайте представим себя одним из героев и поздороваемся со всеми в его образе.
Дети отвечают: лису называют: лиса-рыжая краса, плутовка, Патрикеевна.
Дети отвечают: петуха называют: петушок золотой гребешок.
Дети помогают провести пальчиковую и артикуляционную гимнастику.
Дети перевоплощаются в роль и здороваются с ребятами.
2-3 мин
4.
Открытие детьми новых знаний, способа действий
Сейчас я прочитаю сказку. Ваша задача: 1. Внимательно слушать, запомнить название. 2. Запомнить главных героев. 3. Понять о чём сказка? Повторите задание.
(Читает сказку)
Какие главные герои в сказке?
Какой герой появился. Кого нет на картине?
Сейчас вы внимательно прослушаете второй раз сказку и запомните какими словами называют героев в сказке и незнакомые слова. Повторите задание.
Включает аудиофайл.
Какие незнакомые слова встретились?
(Разбор слов: дуплистое дерево, бедность, заря заниматься стала)
Как называют петуха, роль петуха?
Кто перескажет сказку?
Сейчас поиграем в игру: Вопросы к сказке (2 команды)
Какие вопросы можно задать к сказке?
Дети отвечают: нам нужно запомнить название, героев и о чём эта сказка.
Дети отвечают: главные герои в сказке: это петух, собака и лиса.
Дети отвечают: на картине нет собаки.
Дети отвечают: мы внимательно послушаем сказку и запомним, как называют героев.
Дети слушают, запоминают.
Ответы детей:………..
Дети пересказывают сказку.
Дети играют в игру и формулируют вопросы к сказке: например, почему петух ушёл из дома?....
9 мин
5.
Самостоятельное применение нового на практике,
либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)
(Раздаёт раздаточный материал (катросхемы))
Внимательно посмотрите и закрасьте тех героев, которые есть в сказке Петух да лиса.
Давайте вспомним качества и образ героев, посоветуйтесь (работа в паре)
Закрасьте на карточке нужные символы?
Давайте встанем в круг и посмотрим, что у нас получилось.
Дети закрашивают героев сказки, выбирая только тех кто есть в сказке.
Дети работают в паре, рассуждают и закрашивают символы характеризующие героев (каждого отдельно).
3 мин
6.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог занятия. Систематизация знаний.
Выходим все и встаём в красивый круг.
Давайте вспомним, по какой сказке мы путешествовали?
Какие качества у собаки в этой сказке, что ты отметил на карточке (идёт анализ заполненных карточек по характеристике героев)
Чему учит эта сказка?
Дети встают в круг.
Дети отвечают: мы путешествовали по сказке Петух да собака.
Ответы детей: например, сказка учит тому, что друг всегда придёт на помощь, что дружбу надо ценить…
Или сказка учит, что всегда даже в сложной ситуации надо подумать и не принимать поспешных решений….
3
7.
Рефлексия
Подумайте какой герой тебе понравился больше всего?
Ответы детей: например, мне понравилась собака, потому что она смелая и спасла петуха
2
Приложение
Приложение 1
Картосхема Определение главных героев сказки и их качеств
Приложение 2
Условное обозначение качеств героев
(разработано совместно с детьми)
- драчливость, задирство
- настоящий друг
- хитрость, коварство
- мудрость
- зазнайство, самовлюблённость
- рано встаёт, дневное бодрствование
- сила (физическая)
- охраняет, сторожит
10