Публикации Особенности семейной идентичности у подростков, воспитывающихся в семьях различных типов.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности семейной идентичности у подростков, воспитывающихся в семьях различных типов.
Автор: Анисимова Александра Викторовна

Анисимова Александра Викторовнастудентка ТГПУ им. Л.Н.ТолстогоРоссия г. ТулаДекина Елена Викторовнанаучный руководительдоцент, кпн, ТГПУ им. Л.Н.ТолстогоРоссия г. ТулаАннотацияВ статье рассмотрены и кратко описаны особенности семейной идентичности уподростков, воспитывающихся в семьях различных типов.Ключевые слова: семейная идентичность, семьи различных типов.Семейная идентичность является понятием, которое наиболее целостно описывает переживание человеком своей принадлежности к семье. Однако из многих видов идентичности, изучаемых в психологии во второй половине двадцатого века, семейная идентичность представляется одним из наименее изученных видов. Мало разработанными остаются такие аспекты семейной идентичности, как ее структура, содержательное наполнение, онтогенез, способы диагностики. Существующие исследования семейной идентичности по большей части являются мозаичными, не описывающими феномен в полной мере, скорее, лишь в разрезе определенной темы.В наиболее обобщенном и при этом детальном виде феномен семейной идентичности разрабатывается в работах Н.В. Лукьянченко. В зависимости от фокуса исследования каждый автор по-своему определяет семейную идентичность. Поэтому, несмотря на то, что понятие введено еще в 1982 году Н. Аккерманом, однозначного его понимания, а также специальных методов исследования семейной идентичности до сих пор нет.Л.Б. Шнейдер обобщает современный взгляд исследователей на понятие идентичности как «результат активного процесса, отражающего представления субъекта о себе, собственном пути развития, и сопровождающийся ощущением собственной непрерывности, тождественности, качественной определенности, что дает возможность субъекту воспринимать свою жизнь как опыт продолжительности и единства сознания, целостности жизненных целей и повседневных поступков, действий и их значений, которые позволяют действовать последовательно».Так как идентичность определяется как личностное образование, психологический феномен, закономерным является выделение в ней структурных компонентов, видов и этапов формирования (понятие статусов идентичности). Структура идентичности может выделяться в зависимости от различных критериев. Основными критериями для выделения аспектов идентичности являются: сознательность (структура идентичности разделяется на сознательную и бессознательную части); социальность (выделяются социальный и личностный аспекты); характер переживания (объектный и субъектный, а также когнитивный, эмоциональный, ценностный и поведенческий аспекты). В концепциях многих авторов эти критерии не противоречат, но дополняют друг друга. Тем не менее, обычно выделяется наиболее удобный критерий для структуризации идентичности, обусловленный фокусом исследования автора. Границы подросткового возраста в настоящее время определяются по-разному. Период подросткового возраста является качественно неоднородным: подростки 10-11 лет отличаются по множеству характеристик от 23 подростков 16-17 лет. Принято разделять подростковый возраст на младший и старший. Границы данного разделения также размыты, но его необходимость неоспорима для более детального понимания особенностей развития в подростковом возрасте. В подростковом возрасте происходят быстрые как физические, так и психологические изменения. Исследователи отмечают развитие понятийного мышления, эмоционально-волевой сферы, выделяют характерные для подросткового возраста феномены: переживание чувства взрослости, социальное сравнение, желание походить на других и в то же время выделиться из группы, феномен воображаемых зрителей и пр. Все эти процессы оказывают влияние на становление самосознания подростков, которое детализируется и способствует достижению идентичности.Исследования становления самосознания и идентичности подростка под влиянием семейных факторов ведутся во многих направлениях. Изучаются психологические особенности подростков в зависимости от социально-демографических и структурно-функциональных характеристик семьи, в том числе, ее дисфункций: нарушения распределения ролей в семейной системе, семейных границ, образования коалиций внутри семьи и т.д.Реакция членов семьи на изменения, происходящие с самосознанием подростка, отражается на отношениях с самим подростком, на его дальнейшем становлении. Многие исследователи отмечают, что значимость семьи для подростков остается высокой, но при этом изменяются представления подростков о семье.Сформированность представлений о семье у многих подростков остается все еще неполной. В исследовании Р.Ф. Булатовой лишь 23% подростков смогли раскрыть сущность понятия семьи и семейных ценностей, 39% - раскрыли частично и 35% подростков не смогли ответить на этот вопрос. Размытость представлений о семье у подростков согласуется с результатами других исследований, показывающих, что, в общем, у подростков все еще остаются недифференцированными многие понятия, связанные с семьейО.Г. Кулиш выяснил, что в возрасте 16-17 лет появляется более или менее дифференцированный образ семьи; а потребность в создании собственной зависит от статуса личностной идентичности. Е.Б. Маценова утверждает, что большая часть подростков при планировании своей будущей семьи считает нормативным традиционный тип семьи в связи с его широкой представленностью в предыдущих поколениях.Важную роль в формировании идентичности играют отношения с членами семьи, оценка своей семьи, себя как члена семьи у подростка. До сих пор не было проведено целостного изучения переживаний подростка относительно принадлежности к родительской семье. При подтверждении высокой субъективной значимости семейных отношений для подростка, исследования отношения подростка к семье, не описывают и не дают анализ семейной идентичности подростков.Список литературы1. Абдуллина, С.А. Представления о родительстве у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста Дисс. … канд. психол. наук: 19.00.13 / С.А. Абдуллина. – М.; 2018. - 280 с. 2. Авакян, М.А., Колесникова, В.И. Исследование стереотипности форм реагирования в семейной системе / М.А. Авакян, В.И. Колесникова // Семья как ресурс развития взрослых и детей. Сборник тезисов «Психологические проблемы современной семьи». / Под ред. О.А. Карабановой, Е.И. Захаровой, С.М. Чурбановой, Н.Н. Васягина. – Москва-Звенигород, 30 сентября-4 октября 2015 г., 2015. - С. 186–355. 3. Авдулова, Т.П. Гендерная социализация и структура общения в отрочестве [Электронный ресурс] / Т.П. Авдулова // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2009. – Том 7. - №5. URL: (дата обращения: 10.04.2022).