Публикации Программа "Авиа моделирование"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа "Авиа моделирование"
Автор: Попова Елена Викторовна

Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа «Авиа моделирование» по содержанию и тематической направленности является технической, по функциональному предназначению – прикладной, по форме организации – кружковой, по типу – модифицированной, по времени реализации –двухгодичной.Новизной программы является содержание, направленное на развитие навыков в проектной деятельности, художественного и эстетического вкуса дошкольников творческого объединения. Оригинальность программы в том, что дошкольник не просто строит модель, но и разрабатывает для каждой модели индивидуальный внешний вид.Актуальность программы заключается в том, что умения и навыки, полученные на занятиях, готовят дошкольников к конструкторско-технологической деятельности, дают ориентацию в выборе профессии.Педагогическая целесообразность заключается в развитии творческой, познавательной, социальной активности детей. С педагогической точки зрения важен не только сам факт изготовления ребятами моделей и участия в соревнованиях моделистов, в выставках, а приобретенный детьми в процессе этой работы устойчивый интерес к технике и профессиональной направленности. Обучение детей основам авиамоделизма ориентирует их на занятия спортивным авиамоделизмом.Авиамоделизм – первая ступень воспитания не только будущих летчиков, но и будущих квалифицированных рабочих, инженеров, конструкторов, изобретателей и рационализаторов. При стремительном росте науки и техники объем знаний неуклонно растет, появляются новые технологии производства, новые материалы. Моделируя летательные аппараты, знакомясь с историей их создания, конструкцией и технологиями их изготовления, учащиеся познают современные, передовые технические решения.Занимаясь в авиамодельном объединении в течение ряда лет, ребята знакомятся с большим количеством различных материалов и инструментов, таким образом, приобретают очень полезные в жизни практические навыки. При изготовлении моделей дошкольники сталкиваются с решением вопросов аэродинамики и прочности, у них вырабатывается инженерный подход к решению встречающихся проблем.Занятия авиамодельным спортом решают проблему занятости детей, прививают и развивают такие черты характера, как терпение, аккуратность, выносливость, силу воли. Совершенствование авиамоделей требует от обучающихся мобилизации их творческих способностей.Цель программы: развитие интереса ребенка к познанию и творчеству, как основы развития образовательных запросов и потребностей детей через Авиамоделирование.Задачи программы:Образовательные:
  • Теоретическая подготовка детей в области спортивного Авиамоделирования в пределах программы.
  • Создание условий для практической реализации полученных знаний.
  • Развивающие:
  • Формирование творческого, конструкторского мышления, овладение навыками труда.
  • Развитие коммуникативных и творческих способностей детей.
  • Воспитательные:
  • Воспитание у детей трудолюбия, целеустремленности в процессе работы над моделями, трудовое воспитание.
  • Дополнительная программа «Самоделкин» предназначена для дошкольников 5-7 лет.Программа работы творческого объединения рассчитана на 2 года. Количество обучающихся в группе 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по.Режим занятий: программой предусмотрено 72 часа на освоение программы всего образовательного цикла.Методы обучения. На занятиях авиамодельного объединения применяют различные методы обучения, которые обеспечивают получение дошкольниками необходимых знаний, умений и навыков, активизируют их мышление, развивают и поддерживают интерес к авиамоделизму.Излагается теоретический материал, используя словесные методы: рассказ, объяснение или беседу; сочетать с демонстрацией учебно-наглядных пособий, действующих моделей или конструкций.Чтобы выработать у детей дошкольного возраста практические умения и навыки, им вначале предлагается изготовить несложные модели. Затем, усложняя задание, дети приучаются к самостоятельности, вводятся элементы творчества.Основной метод проведения занятий объединения – практические работы как важнейшее средство связи теории и практики в обучении. Их цель — закрепить и углубить полученные теоретические знания детьми, сформировать соответствующие навыки и умения.На выбор методов обучения существенно влияет материально-техническая база объединения: наличие материалов, инструмента, оборудования.Основное место в практической работе занимает постройка летающих моделей. Практическую работу по постройке летающих моделей проводится по плану, с учетом индивидуальной подготовленности учащихся, их склонностей, способностей и производственных навыков, то есть умения владеть инструментом и приемами обработки материалов.На каждом занятии педагог проводит инструктаж по технике безопасности.Содержание программы нацелено на создание условий для самореализации личности ребёнка, выявления и развития творческих способностей. В течение учебного года каждым ребёнком изготавливается модель, с которой он участвует в внутри кружковых соревнованиях. После этого ребята изготавливают простую модель самолета и, запуская ее, приобретают навыки регулировки модели. Очень важным моментом является оценка руководителем физических и психических способностей каждого ребёнка с целью выбора наиболее подходящего для него класса авиамоделейВ рамках программы работа строится таким образом, что дети постепенно переходят от простейших и занимательных форм работы к более узким и специальным. Авиамоделисты приучаются к самостоятельному конструированию моделей.Одновременно с практической работой проводятся беседы и лекции по авиации. С готовыми моделями учащиеся проводят всевозможные игры и соревнования. Многие такие игры с бумажными моделями можно проводить зимой в закрытых помещениях.Ожидаемые результаты реализации программы.В ходе реализации программы учащиеся будут знать:
  • основные типы авиамоделей,
  • различия между выполнением стендовых и действующих моделей,
  • основные элементы простейших конструкций моделей,
  • терминологию моделизма,
  • основы макетирования,
  • виды материалов, применяемые в моделировании,
  • технику безопасности при работе с инструментами,
  • правила проведения соревнований по модельному спорту.уметь:
  • изготавливать разные виды простых моделей из бумаги, картона;
  • регулировать модели;
  • проводить соревнования.
  • Правильная постановка учебного процесса, сочетание разных методов обучения способствуют развитию технического мышления дошкольников и успешной работы авиамодельного объединения. Ребёнок идет в авиамодельный кружок, когда у него пробудился интерес к авиации, появилось желание строить летающие модели своими руками. Поэтому в основе всей работы кружка авиамоделистов лежат практические занятия. Но практическая работа не должна быть самоцелью. Строя модель, регулируя или запуская ее, юный авиамоделист должен знать, как эта модель устроена и почему летает, на каких законах физики основано то или иное ее действие.С целью установления фактического уровня теоретических знаний по разделам дополнительной общеобразовательной программы, их практических умений и навыков проводится текущий контроль дошкольников в форме устного опроса, тестирования, практической работы.С целью определения степени освоения обучающимися содержания всего объема дополнительной общеобразовательной программы проводится промежуточная диагностика обучающихся в форме выставки - демонстрации творческих работ обучающихся; соревнования, позволяющих объективно качественно оценить умения и навыки обучающихся в техническом творчестве.Методическое обеспечение образовательной программыРабота авиамодельного кружка невозможна без инструментов и материалов. Сначала кружковцам понадобятся самые простые инструменты: ножницы и чертежные приспособления.Материалов для начала работы авиамодельного кружка потребуется немного: плотная (рисовальная или чертежная) и тонкая папиросная (цветная или белая) бумага, бамбук, тонкая проволока, нитки № 10 и № 30, сосновые или липовые брусочки, тонкая фанера, потолочная плитка , клей ПВА, Титан, бросовый материал(пластиковые бутылки, газетная бумага), пластилин, краски гуашевые, акриловые, фломастеры, , карандаши, канцелярские ножи, , рабочий стол. Необходимы кисточки, наборы: скрепок, декоративных булавок, ножницы, гелевые ручки, линейки, нитки и др.Используемая литература1.Андриянов Л., Галагузова М.А., Каюкова Н.А., Нестерова В.В., Фетцер В.В. Развитие технического творчества младших школьников.- М.: Просвещение, 1990г.2.Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. - М.: «Машиностроение",1989г.3.«Моделист – конструктор»; 2007 - 2013 годы М. Мир ваших увлечений.4.Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования. // Дополнительное образование. 2003. №35.Подласый И.П. Педагогика. – Москва: гуманитарный издательский центр Владос. 2003.6.Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н.К.Смирнова. – М., 20037.Горский В.А. Техническое творчество юных конструкторов. - М., 1980.8.Рожков В. С. Авиамодельный кружок.- М.: Просвещение, 19869.Тютин В.Ф. «Стрекоза – победительница»// Моделист – конструктор. – 1990. -№410.Авиамоделизм для начинающих. 50 вопросов и ответов. Специальный выпуск.11.Материалы специализированных сайтов Интернета.Рекомендуемая литература для детей и родителей:
  • Ермаков А. Простейшие авиамодели.- М: " Просвещение", 1989г.
  • Колотилов В.В. и др. Техническое моделирование и конструирование. .,1983
  • Костенко В.И., Столяров Ю.С. Модель и машина. - М., 1981.
  • Никитин Г.А., Баканов Н.А. Основы авиации. - М., Транспорт, 1984.1980
  • Пантюхин С. Воздушные змеи. - М: ДОСААФ СССР , 1984г.
  • Турьян А. Простейшие авиационные модели. - М.: ДОСААФ СССР, 1982г.
  • УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА СТАРШУЮ ГРУППУУЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНУЮ ГРУППУСодержание программы на старшую группуСодержание программы на подготовительную группу