Публикации сообщение для семинара - практикума

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: сообщение для семинара - практикума
Автор: Галимова Лилия Рихватовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №7» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики ТатарстанСеминар – практикум«Использование современных технологийдля обучения дошкольников безопасномуповедению на дорогах» Подготовила: Галимова Лилия Рихватовна, воспитатель первой квалификационной категории10.10.2022г.Слайд 1: Представление темы.Слайд 2: Самое дорогое у человека – это наша жизнь и наши дети. Одним из основных факторов риска для жизни и здоровья детей остается дорога, дорожно-транспортные происшествия. Ежедневно в нашей стране происходит около тысячи ДТП, в которых погибает около ста пятидесяти человек, около тысячи получают ранения, увечья. Почти 40 % пострадавших – дети, и эта цифра растет. Существует такая житейская аксиома: чем раньше начнешь готовить ребенка к самостоятельной жизни, тем более развитого, жизнеспособного человека получишь. Начинать изучать ПДД и основы безопасности дорожного движения надо как можно раньше, то есть в дошкольном возрасте.Надежное поведение обеспечивают только привычки, а их нельзя создать словами предостережения типа «Будь осторожен» или «Не перебегай проезжую часть». Только систематические, повседневные тренировки с постоянным личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, когда ребенка еще водят по улице за руку, могут создать у него привычки.Первыми учителями, которые могут и должны помочь обществу решить эту проблему, должны стать воспитатель детского сада и родители. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил.Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у детей необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность. Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.Любое правило, изложенное скучно, неинтересно, с трудом воспринимается ребенком. Поэтому современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении правил дорожного движения и культуру личной безопасности и внедренить в практику современные методы и подходы воспитания и обучения.Планировать и проводить работу с детьми следует в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перезагрузки детей излишней информацией и учитывая настроение детей. Слайд 3: Огромную роль в работе с детьми имеет проектная деятельность. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющееся условия. Особенности взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме проекта, игры, конкурсы, раскрывают творческие способности детей, что, естественно, сказывается на их результатах. Использование проектов способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитию чувства контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является лэпбук.Лэпбук – сравнительно новое средство обучения, взятое из американской педагогики, представляет собой  одну  из разновидностей  метода проектов. Лэпбук - это небольшая самодельная папка, в ней собирается материал по какой-то определенной теме, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Информация в лепбуке представлена в виде открывающихся окошек, с вынимающимися и разворачивающимися листочками, с кармашками, дверками, подвижными деталями, маленькими книжками,  которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, детям нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лепбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку; ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.Лэпбук служит эффективным средством закрепления правил дорожного движения, формирования основ дорожной безопасности, навыков предвидении опасных дорожных ситуаций, развития у детей необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность. Лэпбук воспитывает в детях юных пешеходов, владеющих дорожной азбукой и правиламибезопасного поведения на дороге. Слайд 4: Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества без информационно-коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. Компьютер быстро входит в жизнь наших детей. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений. Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования. Использование компьютера, интерактивной доски, проектора и других технических средств в образовательной деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма способствует воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, формированию его личности, обогащению интеллектуальной сферы дошкольника, позволяет расширить возможности педагога. В своей практике мы активно используем компьютерные презентации в программе Power Point для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала, охватывают большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Например: «Основные дорожные знаки», «Правила безопасности на дорогах», «Какой бывает транспорт», «Правила дорожного движения для детей».Качественные иллюстративные материалы обеспечивают «эффективность» восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения можно использовать материалы информационного портала «Сакла». Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру образовательной организованной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.Слайд 5: Для обобщения знаний дошкольников правил дорожного движения начиная со старшей группы можно применять разнообразные интерактивные дидактические игры. Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;  красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка. Важно, что дети не только закрепляют полученные знания, но и осваивают работу с компьютером. Игра приучает дошкольника к самостоятельности, развивает навыки самоконтроля.Интерактивные игры помогают разрешать проблемные ситуации на дороге, учат детей преодолевать трудности. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении дошкольников. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Компьютер также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.Дошкольники очень любят разгадывать кроссворды. Они способствуют развитию познавательной активности, памяти детей, развивают нестандартное мышление, обогащают словарный запас по правилам дорожного движения. Компьютерные технологии обладают рядом преимуществ: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей; наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную; движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей; компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.При использовании информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе должны соблюдаются санитарно-гигиенические требования, нельзя забывать о норме. Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка.Уважаемые воспитатели предлагаю вам проиграть интерактивную игру по правилам дорожного движения.Слайд 6: ПОМНИТЕ! Ребенок учится законам улицы, беря пример с нас, взрослых! Пусть наш пример учит примерному поведению на улице и не только нашего ребенка, но и других детей! Переходите улицу точно в соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах! Движение – ЖИЗНЬ, когда ПО ПРАВИЛАМ!