Публикации Игра в развитии эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра в развитии эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста
Автор: Овчинина Ольга Николаевна

Овчинина О.Н.Игра в развитии эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел проверить, действительно ли мудрец знает все. Он поймал бабочку. Зажав в ладонях бабочку, спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил«Все в твоих руках».Вот так в руках педагога возможность создать в группе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя спокойно, тепло, уютно и комфортно.Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному благополучию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей. Он стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Задача педагога – помочь ребенку овладеть эмоциями.Обращая внимание на проблему в эмоциональном благополучии у дошкольников: с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в развитии эмоциональной сфере - дети стали менее отзывчивыми, не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Особенно интенсивно вопрос психологического здоровья разрабатывался в последнее время кандидатом психологических наук Аллой Дамировной Андреевой, кандидатом психологических наук Ниной Иосифовной Гуткиной и другими. Для её решения необходимо создать соответствующие условия: организовать предметную среду, создать благоприятную атмосферу для взаимного доверия и уважения. В дошкольном возрасте дети очень эмоциональныЭмоции у них выражаются более бурно и непосредственно. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми. Если взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И тогда у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.Эмоциональное неблагополучие может возникнуть в разных ситуациях, например, при переживании неуспеха, в каком либо виде деятельности, особенно в спортивных соревнованиях, на занятиях или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду.Положение ребенка в группе, его взаимоотношения со сверстниками влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.Комфортное состояние ребенка в детском саду зависит и от созданных условий.Для создания условий эмоционального благополучия детей в группе возникает ряд проблем. Во-первых, надо выбрать место для уголка? Как его расположить? Во-вторых, где взять средства? Часть материала для уголка педагоги делают сами, используют подручные средства, бросовый материал. Большую помощь оказывают родители: что-то делают своими руками, что-то приносят из дома.Наполняя пространство предметами, которые ребенку близки, к которым он испытывает теплые чувства. Дети, играя в уголке психологической разгрузки, чувствуют себя намного лучше, и, кроме того, это весело, забавно и полезно. Это не только помогает снимать напряжение и усталость, но для детей еще полезно тем, что благотворно влияет на развитие вестибулярного аппарата ребенка.В зависимости от возраста воспитанников и их интересов продумываются и подбираются интересные дидактические игры, многие из которых легко сделать своими руками.Например, в младшем возрасте вводятся сенсорные стимулы, побуждающие детей переживать привычные, наиболее знакомые им ощущения, к которым относятся осязательные и вестибулярные.Проведение таких игр, как «Ветерок», «Дождик», «Путешественники» позволяет наблюдать большое количество разнохарактерных эмоциональных реакций в процессе подпрыгивания, кружения, раскачивания (вестибулярные ощущения). А проведение таких игр, как «Пушинка», «Мошки», «Волшебный мешочек», позволяет наблюдать большое количество разнохарактерных эмоциональных реакций в процессе поглаживающих, покалывающих, трясущих и других движений и действий (осязательные ощущения).Детей знакомят с простыми, визуально легко воспринимаемыми связями: «эмоция – внешнее ее выражение». При этом эмоциональные состояния должны ярко проявляться в мимике, жестах, позах.Используя театрализованные инсценировки, в частности настольный театр, что позволяет в процессе общения с детьми называть эмоциональные состояния персонажей, придумывать варианты оказания помощи героям. Например: «Как вы догадались, что зайчик загрустил?», «Что случилось с ежиком? Ему нужна помощь?», «Почему лиса смеется?». Побуждая детей самостоятельно подбирать картинки по словесному указанию: «Покажите радостного зайчика», «Покажите сердитого зайца», «Найдите такого же медведя» и т. д.Осуществляя такую работу, поддерживаем эмоциональный настрой детей, учим их сопереживать, когда пытаемся помочь героям литературных произведений. Например, инсценировка сказки «Случай в лесу». Для этого берём изображения двух зайчат (один – в состоянии печали: ушки опущены, слезы капают, а другой – в состоянии радости: уши подняты, улыбающийся рот, лапы широко расставлены – торопится домой) и ежика (в одной лапе он держит корзину, а другой указывает дорогу домой). Эмоционально - сенсорная игра «Котёнок» побуждает детей переживать привычные, наиболее знакомые им ощущения.Игры, используемые для эмоционального благополучия детей, нравятся детям не только своим содержанием. Некоторые игры вызывают у детей такой интерес, что они организуют их самостоятельно, без участия взрослых.Таким образом, среда по эмоциональному благополучию детей позволит, обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможность для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.Литература:1. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Часть 1- 2 изд. центр ВЛАДОС, 2010.2. Кошелева А.Л. Эмоциональное развитие дошкольников. М, 1985.3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы. 4. «Я – ТЫ – МЫ» Программа соционально – эмоционального развития дошкольников. Москва МОЗАИКА – СИНТЕЗ«Случай в лесу»Игра «Котенок»