Публикации Булгаков М.А. Жизнь и творчество

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Булгаков М.А. Жизнь и творчество
Автор: Чигарева Вера Николаевна

ОГБПОУ «Шарьинский медицинский колледж»Костромской областиКонспект урока литературыТема « Булгаков М.А. Жизнь и творчество »Подготовила Чигарева В.Н.,преподаватель русского языка и литературыг. Шарья.Тема: Булгаков М.А. Жизнь и творчество.Цель урока:  показать сложность и трагичность жизненного и творческого пути М.А.Булгакова; вызвать интерес к личности и творчеству писателя.Задачи:Образовательные:
  • изучить биографию и творческий путь писателя;
  • познакомиться с тематикой и проблематикой произведений;
  • познакомиться с творческой историей создания романа «Мастер и Маргарита».
  • Развивающие:
  • совершенствовать навыки анализа текста - синтеза, классификации информации: выделение главной информации, ключевых слов, установление логико – смысловых связей;
  • развивать речевую культуру обучающихся.
  • Воспитательные:
  • воспитание доброго, чуткого отношения к окружающим людям, стремление к истинным ценностям: добру, труду, семье как основе человеческого бытия;
  • Тип урока: урок изучения нового материала. Методы обучения: технология развития критического мышления. Приемы:
  • «куст ассоциаций»
  • прогнозирование темы
  • верные – неверные утверждения
  • инсерт
  • «знаю – хочу узнать – узнал новое» (таблицы ЗХУ)
  • беседа
  • РАФТ
  • дерево фантазий
  • виртуальная экскурсия
  • Формы работы: групповая, индивидуальная, в парах.Оборудование: проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (задания для работы в группах) Ожидаемый результатУчащиеся знают биографию писателя, темы, волновавшие автора, тематику и проблематику наиболее известных его произведений; определяют место М. А. Булгакова в мире современной литературы; умеют работать с дополнительной литературой, обобщать и делать выводы; участвуют в беседе, используя полученные ранее знания по литературе и истории.Время проведения занятия – 45 минутТехнологическая карта урока Ход урока:Самоопределение к деятельности.1 стадия. Вызов.а) Прогнозирование темы. «Верите ли вы в настоящую, верную, вечную любовь? Кто сказал вам, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!……«… Правду говорить легко и приятно …»«…трусость, несомненно, один из самых страшных пороков»  «…никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!..» «…Рукописи не горят…»Вопросы:
  • Кому принадлежат эти знаменитые высказывания?
  • Как вы думаете, как можно сформулировать тему сегодняшнего занятия?
  • Сегодня мы изучаем жизнь и творчество этого замечательного писателя М.А.Булгакова.б) Куст ассоциаций.Булгаков М.А…. Какие ассоциации вызывает у Вас это имя?в) «Верные – неверные утверждения». А верите ли вы, что…
  • По образованию М. Булгаков - медик, закончил Киевский медицинский  университет с отличием?
  • Первые произведения писателя – пьесы?
  • М. Булгаков писал письмо Сталину с просьбой о выезде из СССР из – за  бедственного положения?
  • Булгаков М. - лауреат Ленинской и Сталинских премий, Государственной премии СССР, а также обладатель многих орденов и наград?
  • Мы вернемся к этим вопросам в конце занятия и узнаем, какие из ваших утверждений были правильными, а какие - нет. г) Заполнение таблиц ЗХУ: «знаю – хочу узнать – узнал новое»А сейчас возьмите таблицы и заполните 1 и 2 и 3 колонку « Знаю» (Что вы уже знаете о Булгакове?) и «Хочу узнать» (Что бы вам хотелось узнать о писателе?)Обучающиеся фиксируют вопросы о Булгакове, ответы на которые хотелось бы узнать.2 стадия. Осмысление.а) Прослушивание лекции с использованием презентации и виртуальной экскурсии в дом Булгакова, заполнение графы «узнал» (задание для всех обучающихся).Лекция – презентация. Содержание слайдов.
  • Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны в Киеве. В семье было семеро детей. (5, 6 слайд)
  • В 1909 году Михаил Булгаков окончил  и поступил на  . 31 октября 1916 года получил диплом об утверждении «в степени  с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными» (7 слайд)
  • В 1913 году М. Булгаков женился на  (1892—1982) (8 слайд)
  • После начала  Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем он был направлен на работу в село Никольское , после чего работал врачом в . (9 слайд)
  • Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики. (10 слайд)
  • Работал врачом  (11, 12 слайды)
  • В декабре 1917 года Булгаков впервые приехал в Москву к своему дяде, известному московскому врачу-гинекологу Н. М. Покровскому, ставшему прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце».
  • (13, 14 слайд)
  • В 1921 М. А. Булгаков окончательно переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»). С 1922 по 1926 год в газете «Гудок» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова. (15 слайд)
  • В 1923 М. Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898—1987), которая в 1925 году становится его женой. (16 слайд)
  • В 1925 году написан «Театральный роман», закончена пьеса «Зойкина квартира». Появляется повесть «Роковые яйца», в которой говорится о проникновении невежества в науку. Эту тему Булгаков продолжит и в повести «Собачье сердце». Рукопись этого произведения вместе с дневниками изъята сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года. Повесть будет опубликована лишь в 1987 году. Запрет на публикацию объяснял отзыв Л.Б.Каменева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя» (17 слайд).
  • В 1925 году писателю удаётся опубликовать в московском журнале «Россия» две части из трёх своего романа «Белая гвардия» с посвящением Любови Евгеньевне Белозёрской, в котором писатель вновь обращается к драматическим событиям в Киеве на переломе 1918-1919 годов. (18 слайд).
  • Чтение эпизода романа заранее подготовленным учеником (см.приложение 1).
  • Появление романа имело сенсационный успех. После публикации к Булгакову обратился Художественный театр с просьбой написать пьесу по мотивам романа. Так родились «Дни Турбиных», поставленные в 1926 году и сделавшие автора знаменитым. (18 слайд)
  • Мемуаристы утверждают, что это была любимая пьеса Сталина. Сталин не любил Булгакова, однако пьесу защитил от критиков, считая, что она демонстрирует непобедимую силу большевизма (18 слайд).
  • В советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. А. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. К 1930 году произведения Булгакова перестали печатать, его пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. Тогда же он написал письмо Правительству , датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе.
  • Чтение по ролям СТАЛИН. Мы ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь. А, может быть, правда, вас пустить за границу? Что, мы вам очень надоели?БУЛГАКОВ. Я много думал в последние годы, может ли русский писатель жить без родины, и мне кажется, что не может…СТАЛИН. Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите работать? В Художественном театре?БУЛГАКОВ. Да, я хотел бы, но я говорил об этом, мне отказали.СТАЛИН. А вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся. Нам бы нужно встретиться, поговорить с вами…Обсуждение. Вопросы:
  • Получил ли Булгаков желаемый ответ на свою просьбу?
  • Можно ли назвать Булгакова внутренним эмигрантом?
  • Вывод: ободрённый звонком, Булгаков только потом понял, что взамен взятой им назад просьбы об отъезде он не получил ничего, кроме зарплаты советского служащего.
  • С 1930 по 1936 год работает во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «»  по инсценировке Булгакова. (19 слайд)
  • В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его женой в 1932 г (20 слайд). Елена Сергеевна всю себя посвятила мужу и его работе. Она писала под его диктовку, перепечатывала рукописи на машинке, редактировала их, составляла договоры с театрами, вела переговоры с нужными людьми, занималась корреспонденцией. Великой её заслугой является сохранение булгаковского архива: многие рукописи, хранившиеся в единственном экземпляре, она успела перепечатать. Благодаря её невероятной энергии после смерти Булгакова смогли увидеть свет многие до того неизданные его произведения, главным из которых является, конечно, роман «Мастер и Маргарита».(21 слайд)
  • В Москве Булгаковы жили в доме на Большой Садовой улице (Большая Садовая, 302 бис., пятый этаж, кв. 50), где сейчас расположен музей М. А. Булгакова. В квартире № 50 частично происходило действие романа «Мастер и Маргарита» и проходил Бал у Сатаны. (22слайд)
  • Работа с тестом. Инсерт.Вопрос: Что вы знаете об истории создания романа?Давайте познакомимся с историей его романа. Я раздаю карточки с текстом. Прочитайте текст и графическими значками пометьте + - знал, ? – непонятно, - не согласен, * - могу дополнить. (23слайд)Текст ( см.приложение 2).Обсуждение:
  • Скажите, что вы отметили в тексте как непонятное ? – непонятно,
  • Есть ли в тексте информация, с которой Вы не согласны? - не согласен,
  • Есть ли в тексте информация, которую вы могли бы дополнить? * - могу дополнить
  • Вывод о значимости знания творческой истории создания романа для его понимания и осмысления.Отражением жизни творца является роман «Мастер и Маргарита», история создания его тесно переплетается со всем сюжетом. Судьба Мастера и Булгакова представляют собой две необычайно похожие жизненные линии. Свой долг, как творца, он видит в том, чтобы возвратить человечеству веру в высшие идеалы, напомнить о поиске истины. И роман о вечной любви и творческой силе выступает явным тому подтверждением. Виртуальная экскурсия в Дом Булгакова (индивидуальное задание)
  • Во дворе нас встречают двое: один длинный и худой, в клетчатом костюме, а другой маленький, толстенький, с хитрой кошачьей мордой. Да это они самые - Фагот (или Коровьев) и Кот Бегемот!( 24 слайд)
  • Мы входим во двор, открывая витую тяжелую решетку. По обеим сторонам небольшой арки рисунки в полстены к роману «Мастер и Маргарита» Здесь изображены герои романа. Кого вы можете назвать? (Воланд, Иешуа, Пилат, кот, Маргарит, боров и др.) (25 слайд)
  • Писатель занимал в доме слева несколько комнат на первом этаже.. Квартира Булгакова невелика, но и это жилье он получил не сразу. Отсутствие жилья было тяжелейшим обстоятельством его жизни Мечта о крыше над головой не оставляла его.
  • Первая комната Под стеклом – диплом врача и врачебные инструменты писателя. (26 слайд)
  • «Синий кабинет»: Это воссозданный образ последнего рабочего кабинета Михаила Афанасьевича, который находился в Нащекинском переулке Москвы.Секретер, за которым писатель работал над романом «Мастер и Маргарита» (27 слайд).
  • Кухня. В этом месте шипели примусы, вывешивалось белье, происходили соседские скандалы. Эта кухня стала неиссякаемым источником образов и впечатлений для Булгакова, ведь именно здесь разговаривали и шумели будущие персонажи "Собачьего сердца" и "Мастера и Маргариты". Здесь Бегемот "починял примус", здесь обитала та самая Аннушка, которая "разлила подсолнечное масло на трамвайных путях (28, 29 слайд)
  • Если мы пройдем вправо по коридору, то попадем в гостиную, где также много предметов мебели, туалетный столик, кресла, стулья, фортепиано, за которым часто музицировала супруга М. Булгакова. Много фотографий последней жены Булгакова – Елены Сергеевны, Музы писателя. (30 слайд)
  • Слово учителя:
  • В 1939 г. здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи диагностировали у Булгакова гипертонический нефросклероз болезнь почек. 10 марта 1940 года, на 49-м году жизни, Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. (31 слайд).
  • После кончины Булгакова смыслом жизни Елены Сергеевны стала публикация романа. Она сама перепечатала его и была его первым редактором. Елена Сергеевна перепечатывала роман дважды – в 1940м и в 1963м. гг.
  • В одной из комнат « нехорошей квартиры » мы видим скульптуру писателя, которая изображает Булгакова, сидящим на скамейке на Патриарших прудах. (32 слайд) Дерево фантазийВопрос: пофантазируйте: о чем размышляет писатель?г) Дифференцированная работа.
  • Задание обучающимся со средним уровнем коммуникативной компетентности: составьте взаимовопросы в парах по материалу лекции.
  • Задание обучающимся с высоким уровнем коммуникативной компетентности (работа в группах): (создать проблемную ситуацию), поставить проблемный вопрос и найти ответ на поставленный вопрос. (Например, «Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 года по 1940, до дня своей смерти, Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати. Почему?»)
  • Выступление 2 – 3 учеников с составленными вопросами. Обсуждение.
  • стадия. Рефлексия
  • а) А теперь давайте вернемся к началу занятия. Соотнесите предположения, выдвинутые в начале урока, с биографическими данными М.А. Булгакова. Проверяется «Верите ли вы…..» Ответ на эти вопросы и есть осуществление обратной связи по концептуальным моментам урока.б) Проанализируйте записи в своих таблицах…. Получили ли вы ответы на свои вопросы? Обсуждение.На какие вопросы не получили ответа?Итог: вопросы, оставшиеся без ответа, можно взять для подготовки в качестве индивидуального задания домашнего задания (по желанию).Заключительное слово учителя:Михаил Афанасьевич Булгаков – художник, оставивший богатое литературное наследство почти во всех жанрах: начинал он с фельетона, рассказа, очерка, создал цикл оригинальных пьес и инсценировок, имевших зрительский успех, писал повести, либретто, глубокие и блестящие по форме романы — “Белая гвардия”, “Жизнь господина де Мольера”, “Записки покойника”.Михаил Афанасьевич безумно любил жизнь. Он никогда не претендовал на первое место, но невольно так получалось благодаря его остроумию, благодаря необычайной жизненной силе, бурлящей в нём. Характеризуя личность Булгакова, можно выделить такие качества, как независимость суждений, жизнестойкость в тяжёлых испытаниях, высокоразвитое чувство собственного достоинства, первоклассный юмор, искусство быть самим собой во всех ситуациях. В жизни каждого талантливого человека есть вехи, которые определяют его судьбу. Возможно, сегодняшнее знакомство с Булгаковым заинтересовало вас, заставило по-другому взглянуть на его произведения, какие-то из них прочитать или перечитать заново.Домашнее задание:В доме-музее Булгакова находятся два ящика. Первый – почтовый ящик писем Любви. На нем написано:«С восьмидесятых годов существует традиция оставлять на 302-бис послания с пожеланиями любви и вдохновения. Это место стало мистическим для многих. Кто-то нашел свою половинку, кто-то помирился с любимым человеком, кто-то добился признания своих талантов».Второй – ящик писем Мастеру. На нем ничего не написано, но, думаю, имеется ввиду не только герой романа, но и сам Булгаков, признанный гений, Мастер.Напишите небольшое послание Михаилу Афанасьевичу Булгакову. (РАФТ или эссе)РАФТПеред написанием вы должны определиться с четырьмя параметрами будущего текста:Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать?А – аудиторией. Кому вы будете писать?Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе).Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?ЭссеМожет быть, вы о чем-то спросите писателя? Или что – то ему пожелаете? Это и будет вашим домашним заданием.Модель написания эссе:
  • Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д.
  • Работа над черновиком.
  • Правка. Редактирование.
  • Подумайте, о чем напишите… Может, быть, о чем-то спросите писателя? Это и будет вашим домашним заданием.Оценивание работы на уроке.Приложение 1.Эпизод из романа «Белая гвардия»Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звёзды: звезда пастушеская – вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс.Но дни и в мирные и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О, ёлочный дед наш, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты?…Алексею Васильевичу Турбину, старшему – молодому врачу – двадцать восемь лет. Елене – двадцать четыре. Мужу её, капитану Тальбергу, - тридцать один, а Николке – семнадцать с половиной. Жизнь-то им как раз перебило на самом рассвете.Приложение 2.Творческая история создания романа «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» – вершина творчества, последнее произведение писателя, завершает значимую для Булгакова тему – художник и власть, это роман трудных и печальных раздумий о жизни, где соединились философия и фантастика, мистика и проникновенная лирика, мягкий юмор и меткая глубокая сатира. Это итоговое произведение как бы резюмирует представления писателя о смысле жизни, о человеке, о его смертности и бессмертии, о борьбе доброго и злого начал в истории и в нравственном мире человека. Тема добра и зла является одной из наиболее важных в романе. Булгаков считает, что зло всегда уравновешивает добро. Распространителями зла на земле являются люди, которыми движет жажда власти, богатства, зависть, трусость и страх.Нравственно-философский смысл романа состоит в категорическом неприятии любой формы жизни, которая подавляет в человеке духовное начало и сводит человека на уровень биологического существа. Это «страшный суд» над административной системой и ее создателями. Замысел романа и начало работы над ним Булгаков относил к 1928 году, однако идея написания книги о приключениях дьявола в Москве у него возникла на несколько лет раньше, в начале-середине 1920-х годов. К мыслям о Боге Булгаков часто обращается в своем дневнике 1920-х годов: « Может быть, сильным и смелым Он не нужен, но таким, как я, жить с мыслью о нем легче…. Итак будем надеяться на Бога и жить. Это единственный и лучший способ»; «Что будет с Россией, знает один Бог. Пусть он ей поможет». Сюжет романа фантастичен. В советскую атеистическую Москву является сам дьявол и учиняет в ней невиданный разгром и неразбериху. Дьявол имеет огромную родословную в мировой литературе. Булгаковский Воланд, безусловно, состоит в литературном родстве и с мрачной «гоголевской нечистью», и с героем романа «Элексир дьявола» немецкого мистика – фантаста Э.Гофмана, и с Мефистофелем из великой драмы И.Гёте « Фауст». Связь с последним преломляется через призму одноименной оперы Шарля Гуно, любимой Булгаковым.При подготовке к написанию романа Булгаков много читал: Библию, русскую и зарубежную классику, «Жизнь Иисуса» Э.Ренана, Ф.Фаррара «Жизнь Иисуса Христа», А.Мюллера «Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи и судья Иисуса из Назарета», Д.Штрауса «Жизнь Иисуса», словарь Брокгауза и Эфрона, работы по демонологии, изучал работы художников.Первые главы были написаны весной 1929 года. В первой редакции автор перебрал несколько вариантов названий своего произведения: “Черный маг”, “Копыто инженера”, “Гастроль Воланда”, “Сын Гибели”, “Жонглер с копытом”, но ни на одном не остановился. Эта первая редакция романа была уничтожена Булгаковым 18 марта 1930 года, после получения известия о запрете пьесы “Кабала святош”. Об этом писатель сообщил в письме правительству 28 марта 1930 года: “И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…” Работа над романом возобновилась в 1931 году. Замысел произведения существенно изменяется и углубляется – появляется Маргарита и ее спутник – писатель, который позднее будет назван мастером и займет центральное место. К ноябрю 1933 года было написано 500 страниц рукописного текста, разбитого на 37 глав. Жанр определен самим автором как “фантастический роман” – так написано наверху листа с перечнем возможных заглавий: “Великий канцлер. Сатана. Вот и я. Шляпа с пером. Черный богослов. Подкова иностранца. Он явился. Пришествие. Черный маг. Копыто консультанта (Консультант с копытом)”, но ни на одном из них Булгаков не остановился. Все эти варианты заглавия как будто указывают по-прежнему на Воланда как на главное лицо. Однако Воланд уже значительно потеснен новым героем…Наконец, третий и единственно законченный вариант третьей редакции романа создавался в период с ноября 1937 года до весны 1938 года. Эта редакция занимает 6 толстых тетрадей; текст разбит на тридцать глав. Появилось известное и окончательное название – “Мастер и Маргарита». Правка этой машинописи Булгаковым началась 19 сентября, причем отдельные главы переписывались. Эпилог был написан 14 мая 1939 года.Булгаков умер во время работы над отделкой текста романа, ему не удалось выполнить свою собственную текстологическую задачу по этому произведению. Елена Сергеевна с 1946 до 1966 года предприняла шесть попыток пробиться через цензуру и напечатать роман. Журнал “Москва” (№11 за 1966 г. и №1 за 1967 г.) опубликовал роман в сокращенном варианте с многочисленными искажающими смысл текста цензурными купюрами и редактурой (на все это была вынуждена соглашаться Е. С. Булгакова, лишь бы сдержать слово, данное умирающему автору, опубликовать это произведение).(Источник: Русский язык и литература. Литература.11 класс. Учебник в 2 ч. Ч.2./ Под ред. Журавлева В.П . – М.: Просвещение, 2017. - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»)Приложение 3.Презентация к уроку. Булгаков М.А. Жизнь и творчество.