Публикации
Лексические нормы русского литературного языка
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лексические нормы русского литературного языка
Автор: Чигарева Вера Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лексические нормы русского литературного языка
Автор: Чигарева Вера Николаевна
ОГБПОУ «Шарьинский медицинский колледж»Костромской областиКонспект урока русского языка.Тема «Лексические нормы русского литературного языка».Подготовила Чигарева В.Н.,преподаватель русского языка и литературы г. Шарья.Тема: Лексические нормы русского литературного языка.Цель: повторить лексические нормы словоупотребления в русском языке; научиться исправлять ошибки, связанные с нарушением лексических норм словоупотребления.Задачи:Образовательные:рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка, выработать способ их предупреждения. Развивающие: развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий. Воспитательные:воспитание бережного отношения к слову, любви к русскому языку. Тип урока: повторительно-обобщающий урок.Технология системно-деятельностного подхода. Приемы:подводящий диалог теоретический экспресс-опрос выполнение упражнений практическая работа « Литературное редактирование» тестирование Формы работы: групповая, индивидуальная.Ожидаемый результат:Знают лексические нормы словоупотребления в русском языке; умеют исправлять ошибки, связанные с нарушением лексических норм словоупотребления.Оборудование: словари-справочники, толковый словарь русского языка, словарь синонимов, словарь иностранных слов, раздаточный материал (задания для работы в группах)Время проведения занятия – 45 минутТехнологическая карта урокаХод урока1.Самоопределение.Слово учителя:- Как только человек заговорит – его речь сразу раскроет все его секреты: грамотен ли человек, насколько культурен. Хорошо ли образован, умен или глуп. В последние годы наблюдается резкое падение уровня речевой и письменной культуры, даже пресса и телевидение не являются образцами культуры слова. В печатные издания прорвался мощный поток грубой , нелитературной, а иногда и нецензурной лексики.2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений.- Вот некоторые примеры из разговорной речи. Давайте попробуем найти ошибки в предложениях и исправить их:Растёт число заболеваемостей гриппом (заболеваний).Юбку не проплатили ещё (используется просторечное «проплатили» вместо общеупотребительного «заплатить»).Привезли красивую тюль и яичную шампунь (тюль и шампунь – мужского рода).Порядок оформления сделки не прописан в законе (вместо общеупотребительного «не описан»)Испытывают затруднения. Совместно с учителем исправляют ошибки.3. Постановка учебной задачи. Постановка цели, проблемы и задач урока.-Сегодня особенно остро ощущается речевое неблагополучие. В чём же оно проявляется?(Засорение языка иностранными словами, незнание лексических норм современного русского литературного языка)Проблема урока: (Как сохранить наш язык правильным, красивым, выразительным?) -Каковы пути решения проблемы? (Изучение норм современного русского литературного языка (орфоэпических, акцентологических, словообразовательных, морфологических, синтаксических, стилистических, чтение художественной литературы) - Как связана с проблемой тема нашего урока? (Да, чтобы сохранить наш язык правильным, красивым, выразительным, надо знать лексические нормы современного русского литературного языка) - Какова цель нашего урока?(Вспомнить лексические нормы, научиться исправлять речевые ошибки) 4. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.Планирование деятельности.Цель урока: вспомнить лексические нормы, научиться исправлять речевые ошибки.- Что нам понадобится для достижения цели? ( словари, таблицы (см. презентацию), карточки с заданиями.План занятия:1.Актуализация теоретических знаний по теме «Лексика. Лексические нормы».2.Самостоятельная работа над лексическими нормами, исправление речевых ошибок(работа в группах).3.Практическая работа по редактированию текста.4.Контрольный тест5. Реализация выбранного проекта. ЭКСПРЕСС-ОПРОС, РАБОТА В ГРУППАХ.Инструктаж «Как работать с листом самооценки». Теоретический экспресс-опрос. Перед вами карточки с вопросами трех цветов: на красных – сложный вопрос, на жёлтых – полегче и на зелёных - самый простой. Выберите себе карточку с вопросом и быстро подготовьте на него ответ. Проверить правильность своего ответа вы сможете по эталону, размещенному на слайдах презентации (см. приложение 1.Презентация к уроку). Поставьте себе оценку за ответы на вопросы в лист самооценки. Критерии оценки: за правильный ответ на вопрос на красных карточках – 5 баллов, неправильный, неточный ответ – 0 баллов; за правильный ответ на вопрос на желтых карточках – 4 балла, неправильный, неточный ответ – 0 баллов; за правильный ответ на вопрос на зеленых карточках – 3 балла, неправильный, неточный ответ – 0 баллов.Правильность ответа проверяет учитель.ТАБЛИЦУ ОТФОРМАТИРУЙТЕЛист самооценки ______________________________________________________________________Вопросы:Красные: 1.В основе каких стилистических приёмов лежат синонимы? ( Одним из наиболее распространенных приемов использования синонимов является так называемое нанизывание синонимов. Этот прием используется при максимальной детализации в процессе описания явления, а нередко и для создания градации: Какое же оно (море) серое? Оно лазурное, бирюзовое, изумрудное, голубое, васильковое.. Оно - синее-пресинее… Самое синее на свете. (Б. Заходер). Синонимы являются основой для создания антитезы - стилистического приема контраста, противопоставления. Вот как, например, синонимические цепочки грядущее - будущее, грядущий - завтрашний; жалок – ничтожен)2.Назовите виды синонимов. Приведите примеры.(Лексические синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения .Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: лик – лицо – мордашка – физиономия. Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работу – приступить к работе; возле дома – около дома)3.В основе каких стилистических приёмов лежат антонимы?(Антитеза и оксюморон. Антитеза – это противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь. Оксюморон – это стилистический приём сопоставления на первый взгляд несопоставимых понятий: убогая роскошь наряда, страшно красивый)4. К каким ошибкам приводит нарушение лексических норм?( Нарушение лексической сочетаемости слов, смешение слов – паронимов, употребление слова в несвойственном ему значении, многословие, употребление в речи слов – паразитов, речевая недостаточность, неточное употребление синонимов, ошибки в употреблении фразеологизмов)5. Что такое плеоназм?(Смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов: Смелый и храбрый человек). 6.Что такое тавтология? ( Повторение однокоренных слов (обычно): Питательная маска питает кожу.) Жёлтые:1.Что такое синонимы? Приведите примеры. ( Синонимы русского языка — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие тождественное или близкое лексическое значение. Странник (имя существительное) — пилигрим, путешественник, путник, паломник)2.Что такое омонимы? Приведите примеры.(Омонимы — это слова, которые совпадают между собой как в звучании, так и написании, но имеют различное значение. График (план работы) — график (художник)3. Что такое антонимы? Приведите примеры.(Слова, противоположные по значению: далеко – близко)4. Что такое омофоны, омоформы, омографы? Приведите примеры.(Омофоны (фонетические омонимы) — слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению.Омографы (графические омонимы) — слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению.Омоформы (грамматические омонимы) — это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах).5. Что такое паронимы? Приведите примеры.(Однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением).6.Что такое слова – паразиты?(лишние слова, не несут смысловой нагрузки и искажают смысл сказанного (короче, типа, это самое, как бы, а именно, вот, так сказать, кстати, значит, просто и прочие). Зелёные: 1. Какие слова называются устаревшими? Приведи примеры. ( Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления, называются устаревшими словами. Историзмы. Архаизмы)2. Какие слова называются неологизмами? Приведите примеры.( Неологизм – это слово или словосочетание, которое сравнительно недавно появилось в языке. Чаще всего это заимствованные слова из других языков. Маркетолог.)3. Какие слова называются профессионализмами? Приведите примеры.( Профессионализмы — это слова, являющиеся принадлежностью речи определенного говорящего коллектива, объединенного какой-либо производственной деятельностью, специальностью или профессией. Скальпель, алиби.)4. Что такое «лексические нормы»? (Правильность выбора слова; уместность его использования в общепринятых в языке сочетаниях).5. Какие слова называются диалектизмами? Приведите примеры.( Диалектные слова, или диалекты— слова, употребляемые жителями той или иной местности. Наберуха, катанки)6. Что такое лексическая сочетаемость слов? (Это способность слов соединяться друг с другом).Работа в группах.Всего 4 группы, группы смешанные. Формируются по принципу разного уровня успеваемости, чтобы обучающиеся помогали друг другу во время урока. Все группы примерно одного уровня. Результаты работы группы будут представлены в аудитории. Выполнение группами разных по содержанию заданий исключает бездумное списывание, которое приносит вред.Эталон ответов выводится на экран (см. приложение 1.Презентация к уроку). Обучающиеся сначала самостоятельно проверяют задание, исправляют ошибки, если есть; затем представляют свои ответы для других групп. Обратная связь с обучающимися реализуется в ходе фронтального опроса и обсуждения результатов выполнения задания. Задание 1: укажите, в каких случаях нет речевых ошибок (нарушения лексической сочетаемости). Укажите предложения с нарушением лексической сочетаемости и попробуйте исправить ошибку. Критерии оценки выполнения задания в баллах:5 – все правильно, 4 – не исправлена одна речевая ошибка, 3 – не исправлены две речевые ошибки.Группа 11.Скоро мы стали закоренелыми друзьями.2..О пагубном влиянии Васьки Бякина на весь класс говорили на собрании учителя и родители3.Выполнение утренней гимнастики следует заканчивать водяными процедурами.4.До глубокой осени цветут хризантемы.5. Благодаря этому произведению автор снискал себе мировую славу.Эталон ответов:2, 4, 5Скоро мы стали закадычными друзьями.Выполнение утренней гимнастики следует заканчивать водными процедурами.Группа 21.Голос мой совсем не был раздраженным, наоборот, я старался смягчить ситуацию.2.Это событие состоялось несколько дней назад.3.Заваривать травяные чаи рекомендуется на водяной бане.4.Удача ждет на пути тех, кто не останавливается перед трудностями, не ждет помощи от других5.Хотя в этих соревнованиях наши любимые фигуристы одержали поражение, зрители приветствуют их стоя.Эталон ответов:1,3,4.Это событие произошло несколько дней назад.Хотя в этих соревнованиях наши любимые фигуристы потерпели поражение, зрители приветствуют их стоя.Группа 31. В музее выставлены реликвии, преподнесенные делегациями.2.Ученики 6 класса быстро освоили компьютер.3.Друзья живут в одной деревне, но на разных улицах.4.. Главная сила Сибири - в ее обильной минерально-сырьевой базе.5.Маша угостила нас вкусным и сытным обедом.Эталон ответов:2,3,5.В музее выставлены подарки, преподнесенные делегациями. Сила Сибири - в ее богатейшей минерально-сырьевой базе.Группа 41.Эти функции поручаются отделам рекламы. 2.Любой проступок заслуживает осуждения.3.С особым удовлетворением директор отметил помощь учеников в выпуске школьной газеты.4. Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту.5.На теневой стороне улицы в жару гораздо приятнее, а еще лучше проводить время в нашем тенистом саду.Эталон ответов:2,3,5.Эти функции возлагаются на отделы рекламы.Улучшилось качество (повысился уровень) обслуживания пассажиров в нашем аэропорту.Какой вывод мы можем сделать на основе выполнения этого задания? Вывод (должны сделать обучающиеся): Нарушение лексической сочетаемости слов – речевая ошибка, избежать которой поможет внимательное отношение к значению слова, к особенностям лексической сочетаемости слов. В случае затруднения нужно обращаться к толковому словарю.Работа в группах.Задание 2:Составьте словосочетание или небольшое предложение с каждым паронимом, учитывая разницу в лексическом значении слов. Форму слова можно по необходимости изменять.Эталон ответов выводится на экран (см. приложение 1.Презентация к уроку). Обучающиеся сначала самостоятельно проверяют задание, исправляют ошибки , если есть, затем представляют свои ответы для других групп. Критерии оценки выполнения задания в баллах:5 – все правильно,4 – одна ошибка , 3 –две ошибки.Обратная связь с обучающимися реализуется в ходе фронтального опроса и обсуждения результатов выполнения задания. Группа 1 1.Запасной-запасный (возможный вариант: запасное колесо-запасный выход).2.Цветной-цветовой-цветастый (возможный вариант: цветная бумага-цветовая гамма-цветастый платок).3.Рыбный-рыбий (возможный вариант: рыбные котлеты-рыбий плавник).Группа 21.Зубной-зубчатый (возможный вариант: зубной врач-зубчатая бахрома).2.Эффектный-эффективный (возможный вариант: эффектный наряд-эффективные методы лечения).3.Блестеть-блистать (возможный вариант: кожа , смазанная маслом, блестит-блистать красотой).Скрытый-скрытный (возможный вариант: скрытый от всех подарок-скрытный человек).Группа 31.Двойной-двойственный-двоякий (возможный вариант: двойное дно-двойственная позиция по вопросу-двоякая выгода).2.Кожаный-кожный-кожистый (возможный вариант: кожаный портфель, кожное заболевание, кожистая черепаха).3.Костный-костлявый-костяной (возможный вариант: костный мозг-костлявая рука-костяной набалдашник трости).Группа 41.Нетерпимый-нестерпимый (возможный вариант: нетерпимое общество-нестерпимый стыд).2.Деловой-деловитый (возможный вариант: деловая переписка-деловитая походка).3.Одеть-надеть (возможный вариант: одеть ребёнка в платье-надеть на ребёнка платье).Какой вывод мы можем сделать на основе выполнения этого задания? Как избежать ошибок в употреблении слов- паронимов? Вывод (должны сделать обучающиеся): Смешение слов – паронимов также приводит к нарушению лексических норм литературного языка. Чтобы избежать этой ошибки, нужно использование в речи только те слова, значение которых точно известно; запоминать значения новых слов; анализировать смысловые части слов в связи с тем, что значительная часть созвучных слов – производные; больше читать ; чаще обращаться к толковым словарям.Работа в группахЗадание 3: Подберите к данным словам не менее 6 синонимов. Составьте предложения с 1 синонимическим рядом. В случае затруднения обращайтесь к словарю синонимов.Эталон ответов выводится на экран (см. приложение 1.Презентация к уроку). Правильность составления предложений проверяет учитель. Обучающиеся сначала самостоятельно проверяют задание, исправляют ошибки, если есть, затем представляют свои ответы для других групп. Критерии оценки выполнения задания в баллах:5 – подобраны синонимы ко всем словам, предложения составлены правильно, 4 –подобраны все синонимы к 2 словам, предложения составлены правильно; 3 – подобраны все синонимы к одному слову; предложения составлены правильно или подобраны синонимы ко всем словам, предложения не составлены, составлены не со всеми словами ряда.Обратная связь с обучающимися реализуется в ходе фронтального опроса и обсуждения результатов выполнения задания. Группа 11. буря2.неестественный3.осуществлятьГруппа 21.сражение2.добрый3.закрытьГруппа 31.похвала2.незначительный3.думатьГруппа 41.баловень2.отвратительный3.кричатьЭталон ответов: (все возможные синонимы см. приложение 1.Презентация к уроку)Вывод (должны сделать обучающиеся):Какова роль синонимов в речи? Как избежать ошибок в употреблении синонимов? Синонимы делают речь точной и яркой, богатой. Помогают избежать повторов. Неумение различать оттенки синонимов, невнимательное отношение к стилевой окраске, нарушение сочетаемости может привести к нарушению лексических норм. Чтобы избежать ошибок в употреблении синонимов, нужно учитывать, прежде всего, лексическое значение, сферу употребления, сочетание с теми или иными словами. В случае затруднения обращаться к словарю синонимов.Учитель: Часто ли вы используете слова иноязычного происхождения? Знаете ли вы, что использование данных слов оправдано лишь в тех случаях, когда заимствованное слово нельзя перевести на русский язык? А.М.Горький говорил: «Нет смысла писать конденсация, когда мы имеем хорошее слово – сгущение». Работа в группах.Задание 4.Подберите русские синонимы к иностранным словам. В случае затруднения пользуйтесь словарём. Составьте с данными словами словосочетания. Поставьте оценку в лист самооценки. Критерии оценивания :5 – значение слова определено верно, словосочетание составлено правильно, 4 – неправильно составлено словосочетание , 3 – словосочетание не составлено Группа 1амбицияГруппа 2 реставрацияГруппа 3инвесторГруппа 4альянсКаждая группа сообщает о проделанной работеВывод (должны сделать обучающиеся): С чем связаны ошибки в употреблении иностранных слов? Как избежать ошибок в употреблении иностранных слов?Ошибки в употреблении иностранных слов связаны с тем, что значение их неясно или неизвестно говорящему. Чтобы избежать ошибок в употреблении иностранных слов, нужно, прежде всего, знать их значение; проанализировать уместность их применения. Обращаться к словарям иностранных слов.6) 6.1.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА) Литературное редактирование.Задание: Спишите, озаглавив и отредактировав предлагаемый текст. Объясните, где и почему произошло нарушение лексической нормы. Проставьте недостающие знаки препинания.Комментарий: Учащиеся получают карточки с напечатанным текстом без пометок. Проверяют по эталону (см. приложение 1.Презентация к уроку)Критерии оценки:5 – текст озаглавлен, правильно отредактирован, поставлены недостающие знаки препинания.4 - текст озаглавлен, допущены1/2 ошибки в редактировании, 1 пунктуационная ошибка.3 - текст озаглавлен, допущены 3 и более ошибки в редактировании, 2 пунктуационные ошибки.Карточка Русский язык это национальный язык великого русского народа. В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть которая зовётся языком литературным.Русский литературный язык это язык самой передовой революционной теории, язык передовой науки и техники, язык величайшей художественной литературы, мировое значение которой признано всем прогрессирующим человечеством. И.С. Тургенев звал русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным». Обращаясь к молодому поколению Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками... » ЭТАЛОН Русский язык — это национальный язык великого народа. В русском языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая называется языком литературным. Русский литературный язык — это язык самой передовой революционной теории, язык науки и техники, язык величайшей художественной литературы, мировое значение которой признано всем прогрессивным человечеством.И. С. Тургенев называл русский язык „великим, могучим, правдивым и свободным". Обращаясь к молодому поколению, он писал: „Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…»6.2. Контрольный тест по теме «Лексические нормы». Эталон ответов выводится на экран. Осуществляется взаимопроверка в парах. Оценка заносится в лист самооценки.Критерии оценки теста10 правильных – «5», 8 правильных – «4», 6/7 правильных -«3», 5 и менее правильных – «2»1 вариант1. Подберите существительное к прилагательному подвижнОй:1) состав2) ребенок 3) танец2. Выпишите из скобок слова, соответствующие норме сочетаемости:Дружба (сильная, крепкая)Приходить в (ярость, радость)Зияющий (пропасть, вершина)Высказать (мнение, вопрос)3. В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?А) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.Б) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной телепрограммы.В) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.Г) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы4. В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский?А) Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления.Б) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.В) Этому произведению живописи явно не хватает живых, жизненных красок.Г) Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны.5. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?А) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по велению злой феи?Б) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.В) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.Г) Человек он был злой; ему непременно нужно было кого-то мучить.6. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме, напишите правильный вариант.А) дать отпорБ) оказать впечатлениеВ) долгосрочный кредитГ) потерпеть поражение7. Найдите речевую избыточность:1) моя автобиография2) родился в марте месяце3) коренные жители4) отступить назад5) научный семинар6) пожилые старички8. Отметьте номера словосочетаний с лексическими ошибками:1) починка автомобиля2) эффективные меры3) серьезная причина4) гарантийный талон5) заклятый друг6) страшно обрадовались7) дождливая туча8) праздный ужин9. Выполните упражнение.1) Полуразруше…ую церковь решили (строить, реставрировать).2) Этот человек был полный (невежа, невежда) в вопросах иску…тва.3) Для всей школы этот ученик был (басней, притчей) во языцех.4) Прошу (оплатить, уплатить) мне расходы по команд…ровке.5) Для изменения типа пред…ставляемых услуг (абонементу, абоненту) требуется заполнить особую форму в главном офисе к…мпании.10. В данных предложениях неверно употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.1) Соблюдение простых правил личной гигиены - это самая эффектная защита от гриппа и ОРВИ.2) Когда я думаю о Леше, я всегда вспоминаю его печальные коричневые глаза.3) На прогулку Катя одела теплую шапку.4) Народ стекал туда в большом числе, несмотря на будничный день.5) На Викторе Александровиче красиво смотрелся генеральный мундир.2 вариант1. Подберите существительное к прилагательному переноснОй:1) смысл2) телевизор2. Выпишите из скобок слова, соответствующие норме сочетаемости:Глухой (овраг, обрыв).Достичь (успех, положение)Верный (обещание, клятва)Водить (дружба, любовь)3. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить каменистый?А) На востоке наравне с серебром и медью раскрылись каменные богатства Алтая.Б) Стены мрачного коридора, а также потолок были высечены из сплошной каменной глыбы.В) Здесь, на каменных вершинах, ничто не растет.Г) У этого человека каменное сердце.4. В каком предложении вместо слова безобидный нужно использовать необидчивый?А) Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно безобидным человеком.Б) Шутки брата далеко не всегда были безобидны.В) Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки.Г) Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.5. В каком предложении вместо слова будничный нужно употребить будний?А) Однажды, в будничный день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег.Б) Из одной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более однообразную и скучную.В) Этот художник значительное место отводит изображению будничной стороны войны.Г) «Вот мы и приехали домой»,- уже другим, будничным голосом сказал капитан.6. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме, напишите правильный вариант.А) придерживаться точки зренияБ) вынести приговорВ) оказать покровительствоГ) играть большое значение7. Найдите речевую избыточность:1) юный вундеркинд2) праздничный ужин3) свой автопортрет4) хороший аппетит5) народный фольклор6) прогул без уважительной причины8. Отметьте номера словосочетаний с лексическими ошибками:1) очень понятливо рассказывает2) мелочная рыба3) представить друга4) большое событие5) кипучее безделье6) работа над ошибками7) ремонт холодильника8) возобновить вновь9. Выполните упражнение.1) На третьем курсе нам (представилась, предоставилась) в…зможность пройти практику на заводе.2) Заметив (оплошка, ошибка), технолог стал ее испр…влять.3) Учас…ники творческой экспедиции рассказали о (планах, перспективах) на будущее.4) Он дал мне (дружественный, дружеский) совет.5) После аварии больной на целый месяц попал в (травматическое, травматологическое) отд…ление.10. В данных предложениях неверно употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.1) Гарантированное обслуживание автомобиля включает в себя бесплатный ремонт либо бесплатную замену вышедших из строя комплектующих.2) Комната выполняла двойственное назначение: она являлась одновременно и гостиной, и спальней.3) Во время работы вам разрешено пользоваться коротким справочником по физике.4) Одежда настоящего туриста должна быть надежной и практической.5) Больше всего нас поразил яблочный сад, в котором деревья были высажены стройными рядами.Ключсоставкрепкая, ярость, пропасть, мнениевбвб (произвести впечатление)1, 2, 4, 61, 5, 6, 8реставрировать, невежда, притчей, оплатить, абонентуэффективная, карие, надела, будний, генеральскийтелевизоровраг, успех, клятва, дружбавваг (имеет значение)1, 3, 5, 61, 2, 5, 8предоставилась, ошибка, о планах, дружеский, травматологическоегарантийное, двойное, кратким, практичной, яблоневый Оценивание работы на уроке.Посчитайте баллы в таблице самооценки. Поставьте себе отметку за проделанную работу на уроке.Таблица перевода баллов в отметку.7) Рефлексии деятельности.а) Карточка эмоционального состоянияФ.И. обучающегося ______________________________________Заполните карточку значками:- да, – нет, - - затрудняюсь ответить.На уроке мне было интересноЯ чувствовал (а) себя комфортноЯ чувствовал (а) свою значимость на урокеЯ был(а) успешен (успешна)Я считаю, что материал урока мною понят и усвоенб) Какие цели и задачи мы перед собой на начальном этапе урока? Что получилось?Что не получилось? Над чем нужно продолжить работу?Нужно относиться к слову как к бесценному сокровищу, не засорять родной язык модными заимствованными словами, нелитературными выражениями. И, конечно, изучение литературы и культуры речи, знание лексических норм современного русского литературного языка – пути, позволяющие овладеть мастерством слова8). Домашнее задание. Творческая работаНапишите эссе на тему «Лексические нормы: оковы или помощники?»(Алгоритм написания эссе см. приложение 1.Презентация к уроку)