Публикации Значение математики как общеобразовательной дисциплины в становлении будущего специалиста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Значение математики как общеобразовательной дисциплины в становлении будущего специалиста
Автор: Глазунова Светлана Алексеевна

Значение математики как общеобразовательной дисциплины в становлении будущего специалиста Глазунова С.А., преподаватель математикиЧасто преподаватели математики на первом курсе слышат от студентов вопросы:
  • зачем нужна математика технологам хлеба или технологам молока?
  • где нам пригодятся производные и интегралы? И другие подобные вопросы.
  • Сейчас активно разрабатываются и внедряются методики преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования. Делается акцент на обновлении содержания общеобразовательных учебных предметов с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности профессий и специальностей. При этом возникает ряд сложностей.Дисциплины общепрофессионального цикла и профессиональные модули начинают изучаться со второго курса, а соответственно, чтобы решить задачу по профессии или специальности, надо хотя бы ввести студентов в предмет разговора. Это отвлекает от того, для чего студенты пришли на занятие - от изучения математики и отнимает время.Преобладающее большинство тем в математике в явном виде не связано с профессиональной деятельностью. Например, не очевидна связь между декартовой системой координат в пространстве и УЗИ. Тем не менее, изучение декартовых координат подготовит восприятие и мышление студента и значительно облегчит понимание профессиональной темы.В большинстве случаев профессиональная направленность реализуется одним из приведенных ниже способов.Во-первых, составляются задачи, связанные с выбранной профессией только субъектом или объектом действия. Например, механику на предприятии надо подсчитать вероятность того, что сломается механизм Вряд ли чем-либо подобным механик будет заниматься в своей профессиональной деятельности.Во-вторых, включаются прикладные модули, соответствующие профессиональной направленности профессий и специальностей только в некоторые удобные темы. Для чего изучать тогда все остальные темы? Этот вопрос для студентов остаётся открытым.Такие действия в итоге не способны должным образом показать важность математики в становлении будущего специалиста.Тем не менее, трудно переоценить значение математики в жизни человека. Особенно оно возрастает в связи со стремительным техническим прогрессом. Все современные электронные устройства и средства коммуникации работают и обмениваются информацией на основе математических языков. Экономические законы тоже используют математический аппарат. Математика во всех сферах человеческой жизни. Без неё невозможно рассчитать стоимость покупки и сдачу, построить дом, определить время, сконструировать и сшить одежду, сравнить предметы и так далее. Знаменитая фраза Карла Гаусса полностью звучит следующим образом: «Математика — царица всех наук, а арифметика — царица математики. Она часто предоставляет услуги астрономии и другим естественным наукам, но во всех смыслах она обладает правом находиться в первых рядах». Физика, химия, биология, астрономия и другие дисциплины, базирующиеся на них, используют средства математики. Даже в гуманитарных областях и искусстве присутствует математика: ритм стихов, ноты в музыке, золотое сечение и другое.Успех в профессиональной сфере определяется не только хорошими знаниями, умениями и навыками по профессии или специальности, но и высоким уровнем логического мышления, критическим подходом, навыками нестандартного мышления, высоким уровнем интеллекта. Именно математика учит мыслить стройно, логично, нестандартно, творчески. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» – говорил Михаил Васильевич Ломоносов. Педагог-математик Алексей Иванович Маркушевич писал: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели». Нельзя не упомянуть слова русского писателя, публициста, сценариста Вениамина Александровича Каверина: «Математика - самый короткий путь к самостоятельному мышлению».На демонстрации данных фактов надо бы в первую очередь сосредоточиться при ответе на вопросы о значении математики как общеобразовательной дисциплины в становлении будущего специалиста.Математика - это базовая дисциплина, которая добывает «драгоценный камень», а дисциплины общепрофессионального цикла и профессиональных модулей из этого «камня» формируют «ювелирное изделие» - специалиста для работодателя.