Публикации Научные исследования в профессиональной деятельности учителя

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Научные исследования в профессиональной деятельности учителя
Автор: Терещенко Ольга Юрьевна

Тема 7. Организация констатирующего, формирующего и контрольного экспериментаЦель: формирование способности анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование.Форма текущего контроля: проверка заданийЗадания:1.Охарактеризуйте этапы научного исследования. 2. Объясните методику организации констатирующего эксперимента. Составьте аналитическую справку о существующих методиках изучения личностных качеств3.Разработайте анкету для изучения личностных параметров в соответствии с предполагаемым направлением вашего исследования.4. Подготовьте проект формирующего эксперимента.Ответы к заданиям:1.Охарактеризуйте этапы научного исследования. Этапы научного исследования и их характеристика:
  • Выбор темы исследования.
  • Один из самых важных и сложных этапов, так как перед выбором актуальной темы нужно проанализировать большое количество научной литературы. От удачно выбранной темы зависит возможность успеха работы в целом. Если тема выбрана неудачно, то длительная работа студента обречена на неуспех. Это связано с тем, что существуют темы, по которым можно получить в обозримом будущем новый познавательный результат, а есть и такие, где в ближайшее время это сделать трудно (например, из-за отсутствия методик для ее изучения.
  • Определение объекта и предмета исследования.
  • Объект исследования – это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается? Предмет— это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Обычно предмет исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается? Из сказанного следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом — то, что в этом объекте получает научное объяснение.
  • Определение цели и задач.
  • Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая, то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.
  • Формулировка названия работы.
  • Название работы рекомендуется формулировать по возможности кратко, точно в соответствии с ее содержанием. Необходимо помнить, что в названии должен быть отражен предмет исследования. Не следует допускать в названии работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов.».., а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о.».., «К изучению.».., «Материалы к.»... Сразу найти полную и краткую формулировку — дело не простое. Даже в ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия.
  • Разработка гипотезы.
  • Гипотеза — познавательная конструкция, включающая как предположение, так и способы его фальсификации; обобщающая, прогнозирующая получение определенных новых фактов и систематизирующая их. По определению Р.Солсо, гипотеза— обобщенное выражение стратегии исследования.
  • Составление плана исследования.
  • План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков их выполнения. План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, он дисциплинирует, заставляет работать в определенном ритме7. Работа с литературой. Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Эффективность работы с литературными источниками зависит от знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования. 8. Выбор методов исследования. Метод исследования — это способ получения сбора, обработки или анализа данных. Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи. Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их разрешения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.
  • Организация условий проведения исследования.
  • Организация исследования связана с планированием его проведения, которое определяет последовательность всех этапов работы, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полноценное исследование. Сюда входят подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, планирование наблюдения и т. д.
  • Проведение исследования (сбор материала).
  • На этом этапе работы с помощью выбранных методов исследования собирают необходимые эмпирические данные для проверки выдвинутой гипотезы.
  • Обработка результатов исследования.
  • Результаты каждого исследования важно обрабатывать по возможности тотчас же по его окончании, пока память экспериментатора может подсказать те детали, — которые почему-либо не зафиксированы, но представляют интерес для понимания существа дела. При обработке собранных данных может оказаться, что их или недостаточно, или они противоречивы и поэтому не дают оснований для окончательных выводов. В таком случае исследование необходимо продолжить, внеся в него требуемые дополнения. В большинстве случаев обработку целесообразно начать с составления таблиц (сводных таблиц) полученных данных.
  • Формулирование выводов.
  • Выводы — это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором.
  • Оформление работы.
  • Основанная задача данного этапа работы представить полученные результаты в общедоступной и понятной форме, позволяющей сравнивать их с результатами других исследователей и использовать в практической деятельности. Поэтому оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам. 2.Объясните методику организации констатирующего эксперимента.На этой стадии автор выпускной квалификационной работы должен изучить психологические феномены в конкретной области изучения. Важно, чтобы на анализируемые явления не оказывалось влияние иных факторов, любое воздействие должно быть исключено. Фактически наблюдают за теми же явлениями, но этот эксперимент самый простой, так как допустимы погрешности.В ходе констатирующего исследования проводят различные виды анализа. В частности, рассматривают отличия и взаимосвязи отдельных явлений или психологических показателей.Цель констатирующего этапа – установить наличие или отсутствие конкретных факторов, явлений в строго контролируемых условиях. Для достижения этой цели используются :– метод поперечного среза.Он предполагает анализ конкретной группы, явления. Например, дети дошкольного или школьного возраста. Здесь исследуют конкретные аспекты: уровень развития интеллекта, показатели физической активности и пр.лонгитюдный метод («продольное исследование»).Данный способ предполагает изучение конкретного действия, явления в динамике. нацелены на выявление закономерностей, тенденций развития, отклонений и изменений в определенный период времени.3. Составьте аналитическую справку о существующих методиках изучения личностных качествТак как тема обширная и существующих методик, очень много, и я работаю учителем начальных классов, я решила остановится на методиках изучения личностных качеств младших школьников. К ним относятся такие методики, как:
  • Методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка».
  • Цель: изучение желаний младших школьников. Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.
  • Методика «Цветик-семицветик» .
  • Цель: диагностика желаний детей. Оборудование: цветик-семицветик из бумаги. Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В.Катаева "Цветик-семицветик". Возможен просмотр мульти- диафильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы. Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).
  • Методика «Радости и огорчения» (методика незаконченных предложений)
  • Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики: 1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: "Больше всего я радуюсь, когда...", "Больше всего я огорчаюсь, когда...". 2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения. 3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой - об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку. 4. Предлагается ответить на вопрос: "Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?" При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.).
  • Методика «Кем быть?»
  • Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора. Порядок исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) написать мини-рассказ "Кем я хочу стать и почему?"; в) написать рассказ на тему: "Моя мама (папа) на работе". Обработка полученных материалов может вкючать классификацию профессий, классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письменных работ, выявление влияния родителей на выбор профессии. 5. Методика «Выбор»Цель: выявление направленности потребностей. Инструкция испытуемому. "Передставь себе, что ты заработал (тебе дали) ... рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?"Обработка результатов. При анализе определяется доминирование духовных или материальных, индивидуальных или общественных потребностей.5. Методика «Составление расписания на неделю» С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.МоргунаЦель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом. Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего. Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием "школы будущего", составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.7. Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б.ОрловаЦель: диагностика мотивации учения. Порядок исследования.Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально. 8. Методика «Паровозик»Диагностирующий материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий - основные; фиолетовый, серый коричневый, черный - дополнительные). Вагончики беспорядочно расположены на белом фоне.Цель: Определение позитивного и негативного психического состояния ребенка.Ребенку предлагается построить «волшебный поезд» из разноцветных вагончиков. Сначала нужно выбрать самый красивый. Потом самый красивый из тех, которые остались и тому подобное.Фиксируются: позиция цвета вагончика, высказывания ребенка.Тревожность личности
  • Методика «Шкала тревожности»
  • Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить её в группе.
  • Модификация методики Дембо-Рубинштейн.
  • Цель: исследование самооценки учащегося. Оборудование: бланк, выполненный из клетчатой бумаги, на котором начертаны семь параллельных вертикальных линий длиной 10 см, каждая с точкой посередине. Линии подписываются в соответствии со шкалируемыми качествами: "рост", "доброта", "ум", "справедливость", "смелость", "честность", "хороший товарищ" (перечень качеств можно изменить).
  • Методика А.И. Липкиной «Три оценки».
  • Ученикам предлагается выполнить учебное задание в письменной форме по русскому языку и математике. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей листочков ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны».
  • Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»
  • Данная методика предназначена для выявления системы представлений  о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.
  • Разработайте анкету для изучения личностных параметров в соответствии с предполагаемым направлением вашего исследования.
  • Так как темой моей выпускной квалификационной работы является «Разработка и реализация кадровой политики в образовательной организации». Для дальней работы с эмпирическим исследованием очень важно изучить личностные параметры каждого педагога в образовательном коллективе. Для этого я разработала следующую анкету, которая включает в себя 11 вопросов.
  • Ваше образование:
  • а) высшее профессиональное; б) среднее профессиональное
  • Стаж работы:
  • а) до 5 лет;б) от 6 до 10 лет; в) от 11 до 20 лет;г) от 21 до 25 лет; д) от 26 до 40 лет; е) свыше 40 лет
  • Нравится ли Вам ваша профессия?
  • а) Даб) Нет в) Затрудняюсь ответить
  • Считаете ли Вы себя в профессиональном плане успешным человеком?
  • а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить
  • Как Вы оцениваете качество своего труда?
  • а) Высокое б) Среднее в) Низкое
  • Будете ли Вы работать лучше, если увеличится заработная плата?
  • а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить
  • Создаются ли в школе условия для профессионального роста учителя?
  • а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить
  • Как Вы считаете, есть ли взаимодействие между педагогами-стажистами и молодежью?
  • а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить
  • Как Вы оцениваете социальные условия своего труда?
  • а) Высокий уровень б) Средний уровень в) Низкий уровень
  • Как Вы оцениваете психологическую атмосферу в коллективе?
  • а) Благоприятная б) Неблагоприятная в) Затрудняюсь ответить11. Какие проблемные ситуации Вы бы выделили в работе нашей школы, нуждающиеся в регулировании? ______________________________________________________________________
  • Подготовьте проект формирующего эксперимента.
  • Так как тема моей выпускной квалификационной работы в СКФУ была мне известна совсем недавно, и в настоящее время я описываю только теоретическую часть своей работы, то подготовить проект формирующего этапа я пока не могу, так как пока не достаточно информации по данной теме.Поэтому я решила, подготовить проект формирующего эксперимента прошлой темы «Роль мультимедийных технологий подачи учебного материала в повышении качества преподавания в начальной школе», которая была у меня при получении предыдущего образования. Проект формирующего эксперимента.Второй этап работы, формирующий, включал в себя организацию учебной деятельности с использованием мультимедиа технологий в экспериментальной группе, направленный на повышение качества знаний учащимися начальной школы. Контрольная группа изучала материал без использования мультимедиа технологий. Тема: Урок - чистой воды.Цель: способствовать формированию и обобщению знаний о воде, явлениях природы (круговорот воды), связанных с водой; формированию понятия «экологическая проблема» и убеждения в необходимости охраны воды в природе; создать условия для приобретения учащимися определенных знаний и умений, позволяющих участвовать в практической деятельности по охране воды в природе.Задачи урока:
  • Расширение знаний учащихся о воде.
  • Воспитывать бережное отношения к пресной воде; преодолению потребительского подхода к использованию воды, безответственного отношения к ней.
  • Оборудование: карточки для опроса; картинки с изображениями реки, деревьев, цветов, солнца, животных. (Приложение 2)Экспериментальная группа изучала материал с использованием мультимедиа презентации.Организация учебной деятельности с использованием мультимедийных технологий в экспериментальной группе подразумевала:
  • усвоить базовые знания по предмету окружающий мир;
  • систематизировать полученные знания;
  • сформировать у учащихся младшего школьного возраста мотивацию к учению и навыки самоконтроля.
  • Экспериментальная работа включает в себя разработку и проведение урока.Тема: Урок – чистой воды. Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; повторить значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле.Задачи:
  • Познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения и экономии воды в домашних условиях.
  • Закрепление, систематизация и расширение знаний учащихся о воде.
  • Расширить знания детей о необычных свойствах воды.
  • Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация, учебник, таблица «Круговорот воды в природе», карточки с заданиями, иллюстрации, аудио. (Приложение 3)Учебная мотивация учащихся изучалась методом анкетирования.Анкетирование учащихся в третьем классе проводилось по следующему опросному листу:
  • ты с интересом работал весь урок;
  • ты с интересом выполнял самостоятельные задания;
  • ты познакомился с дополнительными материалами;
  • ты регулярно выполняешь домашнее задание, чтобы на уроке получать хорошие отметки;
  • оцени свою усталость после урока.
  • Ученикам предлагалось уценить данные показатели по 5-ти бальной системе.На следующем уроке детям предлагалось выполнить тест по теме «Что мы знаем о воде». Экспериментальной и контрольной группе предлагался одинаковый тест, направленный на контроль знаний учащихся по данной теме. Цель тестирования: определение независимой оценки качества усвоения знаний по теме «Урок – чистой воды».Тест состоит из 3 частей (Часть А, Часть В и часть С) и включает 7 вопросов. Часть А состоит из 4 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание.Детям предлагалась определенная инструкция:Ребята. Ребята вам предлагается за 20 минут выполнить тестирование, состоящее из трех частей. В части А -4 задания, в части В – 2 задания, С –1задание. К каждому заданию дано несколько вариантов ответов. В части А и В может быть только один правильный ответ. В части С несколько правильных ответов. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. (Приложение 4)Критерии оценивания:Высокий уровень: 85-100% - 10-12правильных ответов.Средний уровень: 60-84%-6-9 правильных ответов.Низкий уровень: 1-59%-1-5 правильных ответов.