Публикации Картотека дидактических игр по лего - конструированию

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Картотека дидактических игр по лего - конструированию
Автор: Булдакова Татьяна Сергеевна

Картотека дидактических игр по лего – конструированию в старшей группе.В старшей группе занятия проводятся с использованием конструктора LEGO DACTA.Игра «Кто быстрее построит»Цели: учить строить конструкции из LEGO в команде, помогать друг другу; развивать внимание, быстроту.Оборудование: набор конструктора LEGO DACTA, образец.Правила игры: дети разбиваются на две команды. Каждой команде дается образец постройки (дом, машина с одинаковым количеством деталей). Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает та команда, которая быстрее соберет предложенную постройку.Игра «Найди такую же деталь, как на карточке»Цель: закреплять названия деталей конструктора LEGO DACTA. Оборудование: карточки, детали конструктора LEGO DACTA , плата.Правила игры: Дети по очереди берут карточку с чертежом детали конструктора LEGO DACTA, находят такую же и прикрепляют ее на плату. В конце игры дети презентуют свою постройку.Игра «Что лишнее?»Цели: развивать логическое мышление.Оборудование: набор конструктора LEGO DACTA.Правила игры: педагог демонстрирует детям ряд деталей и просит определить лишний элемент (каждый элемент состоит из двух деталей конструктора).Игра «Кубик»Цель: закрепление понятий (вправо, влево, вверх, вниз), развитие внимания.Оборудование: платформа, детали конструктора LEGO DACTA (рис. 9).Правила игры: Педагог дает инструкцию детям: «муха» может совершать ходы вверх, вниз, вправо, влево, каждый раз перемещаясь на одну клетку в указанном направлении». Дети по очереди называют следующий ход «мухи». Проигрывает тот, у кого «муха» выходит за пределы игрового поля.Игра «Таинственный мешочек»Цель: учить отгадывать детали конструктора LEGO DACTA на ощупь. Оборудование: наборы деталей конструктора LEGO DACTA, мешочек.Правила игры: педагог предлагает детям определить на ощупь и назвать лего – деталь. Дети по очереди достают из мешочка лего - деталь, называют ее и всем показывают, какая лего – деталь им досталась. Игра «Разложи детали по местам»Цель: закреплять названия деталей LEGO-конструктора. Оборудование: пластиковые контейнеры, детали LEGO-конструктора (клювик, лапка, овал, полукруг), платформы.Правила игры: Работа в паре. Детям раздаются контейнеры и конструктор. Каждый ребенок получает по две лего - детали. Задача детей: за короткое время собрать всю конструкцию. Побеждает тот, кто выполнил задание быстрее и без ошибок. Игра «Что больше»Цель: закрепление понятий «больше», «меньше».Оборудование: плата, детали конструктора LEGO DACTA, карточки с изображением знаков «больше», «меньше» или «равно» и цифр (рис. 10).Правила игры: дошкольник строит башни по образцу. Выкладывает под карточкой цифры, соответствующие количеству деталей башни. Педагог предлагает выполнить задание ребенку (например, какая башня больше? дошкольник должен выбрать знак «больше», «меньше» или «равно»).Игра «Собери модель»Цель: развитие концентрации внимания, логического мышления.Оборудование: кирпичики LEGO DACTA, платформа.Правила игры: дети конструируют модель под инструкцию педагога. При определении взаимного расположения деталей используются наречия «сверху», «посередине», «слева», «справа», «поперёк».Игра «Крестики-нолики»Цель: развитие концентрации внимания, мышления.Оборудование: плата, детали конструктора LEGO DACTA.Правила игры: на платформу наносится разметка игрового поля с помощью тонких LEGO – пластин. Детям предлагается выбрать кубики LEGO кубики двух цветов и начать игру (рис.11).Игра «Составь флаги»Цель: развитие внимания, памяти.Оборудование: кирпичики LEGO DACTA красного, синего, белого цвета.Правила игры: педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и предлагает составить все возможные флаги из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих. Из одного белого кирпичика и двух синих. После этого педагог предлагает детям выложить из кирпичиков LEGO DACTA флаг РФ.Игра «Светофор»Цель: закреплять значения сигналов светофора; развивать внимание, память.Оборудование: кирпичики LEGO DACTA красного, зеленого, желтого цветов.Правила игры: Педагог раздаёт детям кирпичикитрёх цветов и предлагает провести соревнования, кто больше сконструирует светофоров (дети могут использовать цвета в разном порядке). После выявления победителя, педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой нужно было их составить, чтобы не пропустить ни одного варианта.Игра «Цифры»Цель: закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.Оборудование: плата, детали конструктора LEGO DACTA, LEGO схемы «Цифры» (рис. 12).Правила игры: на плате выстраиваются цифры из LEGO DACTA от 1 до 10. Дошкольник считает от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1. Для усложнения педагог может предложить детям назвать соседей числа 5, 6 и т.д.Игра «Запомни и выложи ряд»Цель: развитие концентрации внимания, кратковременной памяти, логического мышления.Оборудование: плата, детали конструктора LEGO DACTA.Правила игры: выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлены детали в образце. Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец, а затем выставляют то же по памяти.Игра «Назови и построй»Цель: закреплять названия деталей конструктора LEGO DACTA; учить работать в коллективе. Оборудование: набор конструктора LEGO DACTA.Правила игры: педагог раздает каждому ребенку по очереди деталь конструктора LEGO DACTA. Ребенок называет ее правильное название и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку и презентовать её.Игра «Составь макет учебной, групповой и приёмной комнат»Цель: развивать пространственное ориентирование; учить работать в коллективе. Оборудование: набор конструктора LEGO DACTA.Правила игры: для взаимного расположения предметов в комнате используется точка отсчёта, не совпадающая с позицией ребёнка.Игра «LEGO мозаика»Цель: прямое и зеркальное копирование с образца с опорой на «шишечки» платформы.Оборудование: платформа, детали конструктора LEGO DACTA, схемы «LEGO - мозаики».Правила игры: дошкольнику необходимо на платформе из деталей конструктора выложить точную копию рисунка с карточки (рис.13). Игра «LEGO–подарки»Цель: развитие интереса к игре, внимания.Оборудование: игровое поле, LEGO человечки по количеству игроков, игральный кубик, LEGO -подарки. Правила игры: дети распределяют LEGO человечков между собой. Ставят их на игровое поле. Кидают по очереди кубик и двигают человечков по часовой стрелке. Первый человечек, прошедший весь круг, выигрывает, и ребенок выбирает себе подарок. Игра «Не бери последний кубик»Цель: развитие внимания, мышление.Оборудование: плата с башней.Правила игры: играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл.Игра «Поиск недостающей фигуры»Цель: формирование умения группировать предметы по признакам (свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма, размер, цвет). Оборудование: плата, детали конструктора LEGO DACTA.Правила игры: дошкольнику необходимо устанавливать закономерности: порядок чередования фигур по форме, размеру, цвету и доставить в пустые ячейки недостающие фигуры (рис.14). Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.Игра «Запомни расположение»Цель: развитие внимания, памяти.Оборудование: набор конструктора LEGO DACTA, платы по количеству игроков.Правила игры: педагог строит любую постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию, затем педагог ее убирает и дети пытаются по памяти построить такую же постройку. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.Игра «Построй, не открывая глаз»Цели: учить строить с закрытыми глазами; развивать мелкую моторику рук, выдержку. Оборудование: плата, наборы конструктора LEGO DACTA.Правила игры: перед детьми лежат плата и конструктор. Детям предлагается с закрытыми глазами построить любую постройку. У кого интересней получилась постройка, поощряют.Игра «Лабиринт из LEGO»Цель: развитие координации, формирование пространственных представлений.Оборудование: плата, детали конструктора LEGO DACTA. Правила игры: на плате выкладывается лабиринт с помощью деталей конструктора LEGO DACTA. Дошкольник может не только совершать ходы, передвигаясь по игровому полю при помощи LEGO человечка, либо катать по игровому полю шарик (рис.15). Игра «Рыба, зверь, птица»Цель: развитие памяти, внимания. Оборудование: кирпичик LEGO DACTA.Правила игры: педагог держит в руках кирпичик LEGO DACTA. Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит: «рыба». Ребенок должен сказать название любой рыбы, затем передает другому ребенку кирпичик и говорит: «птица» или «зверь». Кто ошибается или повторяет название птиц, зверей, выбывает из игры.Игра «Реши пример»Цель: составление и решение примеров с помощью конструктора LEGO DACTA.Оборудование: плата, детали конструктора LEGO DACTA. Правила игры: дошкольники с помощью конструктора LEGO DACTA составляют и решают примеры (рис.16). Когда решение примеров превращается в интересную и увлекательную игру, то и процесс познания и усвоения материала становится легким.Игра «Симметрия»Цели: знакомство с понятием «симметрия».Оборудование: детали конструктора LEGO DACTA, плата, набор карточек.Правила игры первого варианта: педагог выкладывает первую половину узора, дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.Правила игры второго варианта: дошкольники самостоятельно составляют симметричные узоры по своему желанию (бабочки, цветы и т.д.).Игра «Продолжи ряд»Цель: составление и решение примеров с помощью конструктора LEGO DACTA.Оборудование: плата, детали конструктора LEGO DACTA.Правила игры: педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора LEGO DACTA, а ребёнок должен продолжить её.Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления закономерностей используются два признака.Второй этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак.Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для образования закономерностей используются два признака.Игра «LEGO домик» Цель: закрепление состава числа.Оборудование: плата, детали конструктора LEGO DACTA.Правила игры: необходимо заселить жильцов в LEGO домики, при этом педагог называет детям цифру для отработки состава числа (рис. 17, 18) Рис. 17 Рис. 1Игра «Ничего не вижу»Цели: развитие интереса к игре, координации движений.Оборудование: детали конструктора LEGO DACTA, плата.Правила игры: детям предлагается с закрытыми глазами построить на плате постройку по своему желанию. У кого постройка получится интересней, поощряют. Игра «Части и целое»Цель: знакомство с такими понятиями как «части» и «целое».Оборудование: плата, детали конструктора LEGO DACTA.Правила игры: знакомство с такими понятиями, как «части» и «целое».Игра «Дни недели»Цель: закрепление дней недели.Оборудование: плата, детали конструктора LEGO DACTA.Правила игры: дошкольники из конструктора собирают LEGO – цифры. После чего им необходимо разложить карточки с названиями дней недели в соответствие с цифрами (рис.19).Игра «Собери модель по ориентирам»Цель: развитие внимания, закрепление понятий: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «правый верхний угол», «правый нижний угол», «середина левой стороны», «середина правой стороны», «над», «под», «слева от», «справа от».Оборудование: платформа, детали конструктора LEGO DACTA.Правила игры: педагог дает инструкцию детям, как разместить на платформе деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «правый верхний угол», «правый нижний угол», «середина левой стороны», «середина правой стороны», «над», «под», «слева от», «справа от».Игра «Выдели похожие»Цель: развитие логического мышления, классификация по одному свойству.Оборудование: плата, детали конструктора LEGO DACTA.Правила игры: педагог показывает детям набор деталей и выделяет ниткой замкнутую область. Затем устанавливает правило, по которому надо располагать детали: например, так чтобы внутри выделенной области оказались только красные детали или только кирпичики. Игра «Запомни расположение»Цель: Развитие внимания, наблюдательности, памяти, самоконтроля, подготовка детей к пониманию действия вычитания.Оборудование: детали конструктора LEGO WеDо, карточки с изображением иконок блоков на палитре в среде LEGO Education.Правила игры: педагог предлагает детям – запомнить за короткое время расположение деталей LEGO WеDо на карточке и повторить их расположение по памяти на столе. С каждым новым уровнем число деталей увеличивается или добавляется сложность – в скреплении деталей между собой. Игра «Зазеркалье»Цель: Развитие внимания, наблюдательности, умение управлять мышкой, закрепление умений ребенка ориентироваться в пространстве.Оборудование: компьютер, программа LEGO WеDо, карточки с изображением иконок блоков на палитре в среде LEGO Education.Правила игры: педагог садится напротив ребенка и показывает карточки с изображением иконок блока LEGO Education, держа их в правой или левой руке. Задача ребенка составить ряды, перетаскивая иконки блоков зеркально – показу взрослого, с помощь компьютерной мыши на экране компьютера.Игра «Закончи ряд»Цель: Развитие внимания, наблюдательности, закрепление состава числа.Оборудование: детали LEGO Education.Правила игры: до начала игры необходимо определить число, которое играющий должен составить из двух чисел (например, 10). Педагог закрепляет на планшете брусок с каким-либо числом кнопочек (например, 6).  В ответ ребенку необходимо прикрепить брусок с числом (4), которое в сумме с первым составит число десять: 9 и 1, 8 и 2, 6 и 4, 5 и 5 и т.д.Игра «Что изменилось»Цель: Развитие внимания, наблюдательности, памяти, самоконтроля.Оборудование: Детали конструктора LEGO WеDо.Правила игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, при этом убирает одну деталь конструктора. Дети должны сказать, какой детали не хватает. Когда дети будут быстро справляться с заданием, можно убирать одновременно 2 - 3детали. Игра «Три обруча»Цель: Развитие умения разбивать множество по трем совместимым свойством, производить логические операции «не», «и», «или», развитие доказательности мышления.Оборудование: 3 обруча, детали конструктора LEGO WeDо.Правила игры: Педагог кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, чтобы образовалось 8 областей. После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т.д.), предлагается расположить кирпичики LEGO, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные кирпичики, внутри синего – все оси, а внутри желтого – все моторчики и датчики. Какие детали лежат:
  • внутри всех трех обручей; внутри красного и синего, но вне желтого обруча;
  • внутри красного и желтого, но вне синего; внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча;
  • внутри синего, но вне желтого и красного обруча; внутри желтого, но вне красного и синего обруча;
  • вне всех трех обручей?
  • Игра «Цепочка»Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.Оборудование: Набор конструктора LEGO WeDо.Правила игры: От произвольно выбранной фигуры постараться построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
  • Чтобы рядом не было деталей LEGO одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
  • Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету деталей (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);
  • Чтобы рядом были детали одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
  • Чтобы рядом были детали одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
  • Используемая литература1. Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 136с.2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001г. – 88с.: ил.