Публикации Формы методической работы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формы методической работы
Автор: Богданова Мария Михайловна

Формы методической работыОриентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы прежде всего должны помнить, что она формируется личностью самого учителя. Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагога, что будет являться одним из факторов повышения качества образования. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении. Мастерство учителя формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на местах. Следовательно, методическая работа — важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы.Методическая служба в образовательных учреждениях дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.Современная система образования предусматривает последовательные этапы непрерывного профессионального роста педагога на протяжении всей его профессиональной деятельности. В связи с этим объективно возрастает методической работы в образовательной организации.В российской педагогической энциклопедии методическая работа определяется как деятельность по освоению наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; деятельность по повышению уровня профессиональной компетентности педагога в организации и реализации воспитательно-образовательного процесса; обмене опытом между членами педагогического коллектива, выявлении и пропаганде актуального педагогического опыта.Методическая работа в образовательной организации по своим конечным целям – это система или деятельность, направленная на совершенствование качества и эффективности образовательного процесса, достижение определенного уровня образования, воспитания и развития детей.Следовательно, сущность методической работы как деятельности заключается в оказании системной практической помощи педагогам в повышении их профессиональной компетентности в вопросах качественного осуществления образовательного процесса.Структура компонентов методической работы как деятельности:
  • цель,
  • задачи,
  • содержание,
  • организационные формы,
  • методы, средства,
  • условия для роста педагогического мастерства каждого педагога и коллектива,
  • результаты.
  • Любая деятельность, в том числе и методическая, начинается с целеполагания. Цели методической работы образовательной организации:
  • освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения, воспитания и развития учащихся;
  • повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению образовательного процесса;
  • обмен опытом между членами педагогического коллектива.
  • Для достижения вышеуказанных целей необходимо выявлять начальный уровень профессиональной подготовки педагогов, а затем формулировать цель и планировать, и организовывать методическую работу с педагогами.При формулировании задач методической работы образовательного учреждения, следует выделить группу взаимосвязанных функций методической работы. Вопрос о функциях методической работы в образовательных организациях широко обсуждается, и на сегодняшний день не является решенным. Тем не менее, функции методической работы могут быть представлены в следующем их содержание:
  • информационная – направлена на сбор и обработку информации по проблемным вопросам методической работы учреждения, на выявление и создание банка данных по актуальным вопросам деятельности образовательной организации;
  • аналитическая - направлена на изучение фактического состояния методической работы и обоснование применения тех или иных способов, средств, воздействий для достижения желаемых целей, на объективную оценку полученных результатов;
  • планово-прогностическая - направлена на выбор как идеальной, так и реальной цели и разработку планов по ее достижению;
  • проектировочная - направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности организации;
  • организационно-координационная должна учитывать на основе данных проблемно-ориентированного анализа конкретную ситуацию в организации, обеспечивать возможность каждому педагогу повысить уровень профессиональной компетенции;
  • обучающая функция методической работы (повышение квалификации) направлена на повышение и развитие профессиональной компетенции конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, т.е. вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности;
  • контрольно-диагностическая - занимает особое место в методической работе и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности организации.
  • Современные требования к постановке задач методической работызаключается в следующем:
  • исследование образовательных потребностей социума;
  • анализ состояния образовательной работы в образовательной организации;
  • формирование банка информации по основным направлениям развития системы образования (программы, технологии, методическая литература и т.д.);
  • обеспечение высокого качества образовательного процесса путем внедрения программ, технологий нового поколения;
  • выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательной организации, его обобщение и распространение;
  • прогнозирование, планирование и работа по повышению и развитию профессиональной компетенции педагогического коллектива учреждения; оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
  • оказание поддержки педагогическим работникам в инновационной деятельности, помощь в подготовке к аттестации;
  • организация совместной работы с учреждениями науки при проведении совместных форм работы (конференции, педагогические чтения, эксперименты).
  • Более конкретно задачи методической работы образовательной организации предложены Е.В. Коротаевой, которая выстраивает следующую последовательность задач:
  • установка нормативных требований к обучающей деятельности педагога и ребенка;
  • определение методов, методических средств и организационных форм взаимодействия педагога и ученика, наиболее полно отвечающих задачам
  • обучения конкретной образовательной области;
  • обеспечение педагогамвозможностипостоянногообновления теоретических и методических знаний;
  • создание условий для повышения профессионального мастерства и обмена передовым педагогическим (и методическим) опытом.
  • Следующий компонент методической работы как деятельности это содержание.Многие ученые предлагают содержание методической работы рассматривать с точки зрения основных функций:
  • функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу:
  • совершенствование педагогической деятельности;
  • обновление программного обеспечения образовательного процесса;
  • ознакомление педагогических работников с достижениями педагогической науки и практики;
  • внедрение в практику учреждения достижения передового педагогического опыта.
  • функции методической работы по отношению к конкретному педагогу:
  • изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем;
  • организация работы по развитию профессионального роста педагогов: повышение социально-психологической культуры; совершенствование специальных умений и навыков; знакомство с общечеловеческой и национальной культурой.
  • Содержание методической работы в образовательной организации должно определяться на основании уровня профессиональной компетентности педагогов, основных направлений развития школы и образовательной ситуацией в образовании и может быть разработано в соответствии с показателями основных компонентов профессиональной компетентности педагогов, которыми могут быть:
  • дидактический (знание ряда ведущих дидактических концепций);
  • психолого-педагогический;
  • методический;
  • технологический и технический;
  • коммуникативный.
  • Достаточно важным компонентом методической работы являются формы организации методической деятельности. Традиционное содержание и формы методической работы, в которых отводилось главное место теоретическим докладам, не актуальным по темам консультациям и семинарам, утратили свое значение из-за незначительной их эффективности и недостаточной обратной связи.К наиболее эффективным формам методической работы относятся:
  • локальные (внутри образовательного учреждения):
  • семинары-практикумы,
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • защита конспектов учебных занятий, взаимопосещения, анализ и самоанализ урочной деятельности;
  • творческие отчеты,
  • методические совещания и др.;
  • интраактивные (между образовательными учреждениями одного района): психолого-педагогические проблемные семинары;
  • методические кабинеты, службы, центры;
  • деловые и ролевые игры;
  • конкурсы педагогов;
  • неформальные объединения педагогов, педагогические клубы и др.;
  • Оценка состояния методической работы в образовательном учреждении трудно поддается формализации. Самым сложным является выделение конкретных критериев и показателей, по которым можно было бы осуществлять эту работу администрации образовательного учреждения.«Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило суждения, оценки».К критериям предъявляются следующие требования:
  • объективность;
  • устойчивость и постоянство;
  • повторяемость в предмете;
  • готовность устанавливать меру соответствия изучаемого предмета его эталону.
  • Под «показателем» понимаются признаки (наиболее существенные) изменения, в которых приводят к системным изменениям (переход от количества в качество). Под показателем С. И. Ожегов понимает «данные, по которым можно судить о развитии или ходе чего-нибудь».Оценка эффективности управлением методической работой образовательного учреждения осуществляется по следующим критериям:Критерий 1. Эффективность методического обеспечения образовательного процесса.Показатели:
  • Системность работы по совершенствованию методического обеспечения: ведение баз данных; консультирование по вопросам методического обеспечения.
  • Данный показатель достигается путем формирования электронного банка учебно-методических комплексов, который подлежит периодическому обновлению и своевременной актуализации в связи с введением новых требований. Электронный банк учебно-методических комплексов состоит из рабочих программ предметов и модулей, календарно-тематических планов, методических указаний по выполнению практических и лабораторных работ, оценочных средств для проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Так как требования к содержанию образования периодически меняются, закупаются новые учебники и практикумы, обновляется материально- техническое оборудование, заключаются контракты с партнерами, то преподавателям необходимо вносить корректировки в существующую документацию либо изменять ее полностью. Исходя из этого, методической службе нужно проводить как индивидуальное, так и коллективное консультирование педагогов.
  • Подготовка образовательных программ к утверждению и лицензированию.
  • Образовательная организация должна развиваться в ногу со временем и увеличивать объем предоставляемых образовательных услуг. Этот объем можно увеличить путем большего набора обучающихся на реализуемые образовательные программы либо путем открытия новых программ. Для выполнения данного условия необходимо пройти процедуру лицензирования. Для методической службы это означает, что нужно составить учебный план, учебно-методические комплексы, определить преподавателей, которые в будущем будут вести уроки по новой программе, а при их отсутствии составить заявку для отдела кадров. Также необходимо проверить наличие материально-технической базы, кабинетов, лабораторий, печатной продукции или электронной библиотеки. Если же, у образовательного учреждения недостаточно ресурсов, нужно заключить договор о сетевом взаимодействии.
  • Организация и проведение мониторинга оценки качества образования, отслеживание результативности образовательного процесса.
  • Оценка качества знаний проводится в конце каждой четверти (полугодия) и в конце учебного года. Такая оценка проводится как по классам, так и по преподавателям. В дальнейшем преподаватели используют справку по итогам внутреннего мониторинга для получения квалификационной категории.
  • Проведение обучающих мероприятий для педагогических кадров (семинары, конференции, мастер-классы и др.).
  • Обучающие мероприятия направлены на расширение и углубление профессиональных знаний и умений, повышения компетенций педагога, которые необходимы ему для выстраивания качественной учебной работы. Такие мероприятия проводятся по итогам изучения запросов педагогов. Мастер-классы проводятся либо методистами, либо преподавателями, и являются формой распространения своего собственного педагогического опыта. Например, методист может провести мастер-класс по составлению рабочей программы или технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Преподаватель информатики может поделиться опытом и обучить других как провести учебное занятие с применением интерактивной доски. Мастер-класс отличается от семинара тем, что обучающиеся принимают активное участие в выполнении задания, сами предлагают различные подходы к решению поставленной задачи. Семинар же является формой трансляции готового знания. Практические задания отрабатываются одним или двумя участниками семинара, остальные являются наблюдателями. Конференция - мероприятие более широкого формата, с выступлением нескольких докладчиков. Цель конференции обмен мнениями и обсуждение заранее обозначенных тем.
  • Осуществление методического руководства рабочей группой, творческим объединением педагогов, методическим объединением.
  • Методическое руководство объединением педагогов включает в себя планирование, организацию и координацию деятельности членов объединения. Для этого необходимо своевременно разработать план работы объединения, составить список членов группы, распределить между ними обязанности, определить порядок взаимодействия. В это случае следует руководствоваться типовыми положениями о методических объединениях, разработанных образовательной организацией, но не стоит забывать о том, что каждое методическое объединение является творческим, имеет временные рамки существования, поэтому требует индивидуального подхода при составлении документации.
  • Создание элементов методической инфраструктуры.
  • Методическая инфраструктура направлена на поддержку деятельности каждого преподавателя. Следовательно, каждый педагог должен быть обеспечен доступом к методическим, информационным, инструктивным материалам. Желательно, чтобы на сайте образовательного учреждения был раздел «преподавателю», в котором и будут содержатся необходимые в работе материалы. Кабинет преподавателя также является неотъемлемой частью методической инфраструктуры и должен быть оснащен персональным компьютером с выходом в интернет и подключением к электронной библиотеке.
  • Обобщение опыта работы педагогов.
  • Передовой педагогический опыт – это мастерство педагога, обеспечивающее высокое качество знаний, высокий уровень воспитанности и развития обучающихся, такая работа, которая дает наилучший педагогический результат. В данном случае речь идет об опыте, который может и не содержать в себе чего-то нового, но, основанный на успешном применении является образцом для тех педагогов, которые еще не овладели педагогическим мастерством. Цель обобщения и распространения передового педагогического опыта заключается в повышении качества учебно-воспитательного процесса. Основными формами изучения и обобщения опыта являются: открытые уроки, выступления с докладами, дискуссии, статьи, методические разработки и т.д.Формы представления передового педагогического опыта:
  • Устная (доклад на педагогическом совете, заседании предметной комиссии, мастер-класс, выступление на педагогических чтениях, научно- практических конференциях).
  • Наглядная (презентации, видеоролики, выставка).
  • Письменная (публикации автора).
  • По данному показателю оценивается количество материалов, пополнивших фонд методического кабинета.
  • Работа с молодыми специалистами.
  • Методическая служба призвана помочь молодому педагогу в адаптации и профессиональном росте. Для решения этой задачи должна функционировать школа наставничества. Наставники - более опытные педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию, своим примером способствуют раскрытию потенциала начинающего преподавателя и привлекают его к общественной жизни учреждения. С первых дней работы наставник оказывает молодому специалисту методическую, практическую и психологическую помощь.Данный показатель оценивается исходя из степени активности молодого педагога в мероприятиях. Также учитывается количество молодых специалистов, оставшихся работать после первого года работы.Критерий 2. Совершенствование профессиональной компетентности.
  • Проведение открытых мероприятий.
  • Открытыми признаются мероприятия, организованные и проведенные образовательным учреждением на районном, городском, всероссийском и международном уровне.Данный показатель оценивается количеством проведенных мероприятий. Проведение трех и более мероприятий данного характера является показателем высокого уровня эффективности методической работы.
  • Выступления на конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации, круглых столах, методических объединениях и др.
  • С целью повышения эффективности работы педагогов и управленческих кадров необходимо систематически проводить обучающие мероприятия массового характера. Данный показатель оценивается количеством и уровнем проведенных мероприятий, подтверждается приказами, распоряжениями, сертификатами и благодарственными письмами.
  • Участие в оргкомитетах, экспертных группах, жюри конкурсов.
  • Участие в мероприятиях различного уровня является признаком профессиональной активности специалиста. При анализе профессиональной деятельности, в первую очередь, рассматривается системность участия и учитывается участие только в официальных мероприятиях профессиональной направленности. Например, участие в качестве члена избирательной комиссии, не засчитывается.Критерий 3. Результативность в сопровождении педагогических кадров.
  • Методическое сопровождение педагогов в педагогических конкурсах.
  • Педагогические конкурсы призваны решать несколько задач: выявить лучшего педагога, оценить профессионализм участников конкурса, создать условия трансляции передового педагогического опыта, мотивировать педагога к личностному и профессиональному росту. Роль методической службы заключается в оказании помощи и поддержке педагогу, решившему стать участником конкурса.Данный показатель оценивается исходя из результативности участия: лауреат/призер/победитель, а также уровня конкурса.
  • Сопровождение педагогических работников при подготовке к аттестации.
  • Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников целях установления квалификационной категории.Аттестация на квалификационную категорию является добровольной. Но тем не менее, методист должен отслеживать сроки действия аттестации и заранее предупреждать педагога о последствиях ее окончания. На методическую службу возложена функция разъяснения требований по процедуре аттестации, помощи при сборе документов в портфолио. Методическая работа считается эффективной по данному показателю при прохождении аттестации пятью и более педагогами.Любая управленческая деятельность в образовании направлена на достижение определенных результатов, и методическая работа не является исключением. Каждая образовательная организация самостоятельно разрабатывает критерии эффективности методической работы, руководствуясь указаниями вышестоящих органов власти, стратегией развития образования, планами модернизации и т.д.Формы методической работы, направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических и руководящих работников учреждения образования:
  • курсовая подготовка (в том числе, дистанционно); обучающие семинары;
  • практико-ориентированные семинары том числе, в рамках деятельности структурных подразделений методической службы);
  • участие в работе сетевых сообществ Интернета; научно-методические конференции;
  • круглые столы; мастер-классы;
  • постоянно действующие семинары; деловые игры;
  • единые методические дни по учебным дисциплинам;
  • методическое издание (буклеты, газеты, журналы и др.);
  • самообразовательнаядеятельность учителя по индивидуальной методической теме;
  • наставничество;
  • консультирование по научно-методическим вопросам; индивидуальная методическая помощь;
  • стажировка;
  • работа над личной методической темой;
  • выполнение авторских разработок (образовательных, целевых комплексных программ и др.);
  • инновационная работа;
  • экспертиза результатов педагогической деятельности;
  • диагностика затруднений;
  • творческие отчеты, семинары-практикумы, фестивали творческой мысли
  • Исходя из всего выше сказанного, мы можем в качестве ожидаемых результатов деятельности методической службы выделить:
  • Рост качества знаний обучающихся;
  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
  • Повышение интереса учителей к обобщению и распространению педагогического опыта.
  • Создание компетентностно-ориентированных заданий по всем видам деятельности при обучении иностранным языкам.
  • Активное участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства
  • Овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
  • Создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.