Публикации
Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из форм приобщения детей к здоровому образу жизни
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из форм приобщения детей к здоровому образу жизни
Автор: Ильина Юлия Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из форм приобщения детей к здоровому образу жизни
Автор: Ильина Юлия Александровна
Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из форм приобщения детей к здоровому образу жизниВ настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Образовательная область «Здоровье» требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.Культурно-гигиенические навыки - понятие, которое активно употребляется в дошкольной педагогике. Главной задачей является формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, закладывание фундамента гигиенической культуры (навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды).Так, например, соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.Культурно-гигиенические навыки - одна из важнейших частей культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны усвоить, что соблюдая эти правила, проявляется уважение к окружающим, что любому человеку очень неприятно смотреть на неопрятную одежду или касаться грязной руки. Человек неряшливый, не умеющий следить за собой, своей внешним видом, поступками, как правило, небрежен и в работе.Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении и дома является частью общего воспитания и строится с учетом формирования условных рефлексов у ребенка, поэтапного и постоянного повторения тех или иных действий. Большое значение имеет и подражание взрослым. Поэтому необходимо подкреплять их дома и в дошкольном учреждении. Только в этом случае правильные воспитательные воздействия будут эффективны. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.КГН способствуют: условиям для здоровья; развитию нравственных качеств; развитию внимания и воли; контролю за внешним видом; самостоятельности; к познанию окружающего мира; к формирования основ эстетического вкуса; к совершенствованию речевого развития.Приступая к реализации первой годовой задачи, в группе были созданы все необходимые условия. Например, мы расположили необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски и не отвлекаясь (над индивидуальными полотенцами располагаются индивидуальные расчески; салфетки и фартуки дежурных – около стола дежурных по столовой; щетка для одежды и ложка для обуви - в раздевалке на экране.Предметы, которыми дети самостоятельно и постоянно пользуются, были подобраны с учетом их возрастных возможностей. Мыло жидкое с дозатором, что очень удобно для руки ребенка; полотенце и петелька на нем расположена таким образом, чтоб ребенок одним движением может снять и повесить его; все расчески с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу детей расположены над шкафчиком с полотенцем.Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков у детей необходимо обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил.1. Умывание: совершенствовать навыки: увлажнение руки теплой водой, намыливания рук до образования пены, тщательно смывать мыльную пену с рук, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать полотенце на место; пользоваться индивидуальной расческой. Совершенствовать умения: быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умения: мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.2. Питание: совершенствовать умения: правильно держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положение вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. Развивать умения: намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек котлеты. Учить есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости; полоскать рот после приема пищи. Закреплять умения: правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая из руки в руку, есть с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу бесшумно.Совершенствовать навыки: своевременно пользоваться носовым платком. Развиваем умение детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком.Совершенствовать умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку.3. Одевание-раздевание: развивать умения: самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном; самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды. Закреплять умение: аккуратно складывать одежду перед сном, вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки класть на сиденье, выворачивать рукава рубашки или платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь. Совершенствовать умения: наводить порядок в своем шкафчике, аккуратно развешивать вещи в шкафу.Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому, помогать другим.4. Содержание в порядке одежды и обуви: учить: просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь.Методы и приемы:Наглядный: показ ребенком; демонстрация мультимедийных презентаций; рассматривание иллюстраций; использование алгоритмов.Практические: создание проблемных ситуаций; перенос практических действий детей с предметами гигиены в игру; опытническая деятельность (мыло, расческа, вода).Словесные: объяснение, пояснение; рассказ воспитателя, рассказ ребенка; чтение художественной литературы, сочинение детьми сказок, рассказов, загадок.Важно соблюдать принципы систематичности, постепенности и последовательности формирования культурно-гигиенических навыков с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка.Единство требований со стороны взрослых является важным условием для успешного гигиенического воспитания. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Поэтому целесообразно вести тесную работу с родителями через консультации, через индивидуальные беседы, стендовую информацию, родительское собрание.