Публикации Научно - методическая разработка урока "Модель социального государства РФ из опыта развития постиндустриальных государств".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Научно - методическая разработка урока "Модель социального государства РФ из опыта развития постиндустриальных государств".
Автор: Винокурова Ольга Дмитриевна

Винокурова Ольга Дмитриевна
учитель истории
МБОУ СОШ №1 им.М.П.Кочнева, г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Модель социального государства РФ из опыта развития постиндустриальных государств
Цель урока: формирование универсальных учебных действий
1) личностных:
а) в рамках когнитивного компонента - основы социально-критического мышления;
б) в рамках ценностного и эмоционального компонентов - уважение к личности и её достоинству;
2) коммуникативных: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия.
3) познавательных: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.
4) регулятивных: устанавливать целевые приоритеты, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Тип урока: обобщающий.
Форма урока: моделирование.
Вид деятельности учащихся: групповая работа, анализ исторических документов, исследование, оценка исторических событий, составление кластера.
Используемые технологии: ИКТ, технология критического мышления (аквариум), проблемное обучение, групповая, исследовательская деятельность.
Уровень деятельности учащихся: продуктивный.
Роль учителя: консультант.
Основные понятия: социальное государство, государство благоденствия, конституционный строй государства, политический, идеологический, экономический плюрализм, гражданское общество, правовое государство.
Межпредметная связь: обществознание, тема Социальное государство и гражданское общество.
Оборудование урока:
Презентации Социальная модель Швеции, Социальная модель Японии, Социальная модель Великобритании, Социальная модель Германии;
выставка книг;
раздаточный материал;
макет таблицы Модель социального государства РФ.
Опережающее задание: каждая группа готовит к уроку сообщения о социальных моделях постиндустриальных государств.
Эпиграф: Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я смогу запомнить,
Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда!
Древняя мудрость
План проведения урока:
Этапы урока
Временная реализация (минуты)
Организационный момент
1
Вступление учителя. Постановка проблемы.
5
Творческая работа учащихся в группах
15
Обсуждение проблемного задания, дискуссия
17
Рефлексия
5
Подведение итогов
2
Ход урока
Вступление учителя (актуализация), создание позитивного эмоционального состояния учащихся в начале урока.
Для моделирования социального государства РФ нам необходимо выполнить следующие задания:
Ответить на вопрос: что такое социальное государство?
Почему высокий уровень жизни населения государства представляет одну из основ безопасности конституционного строя страны?
Анализировать таблицу статистических показателей по различным критериям и сделать вывод по России.
Выводы:
Россия ……..
Определите проблемы, которые переживает Россия на современном этапе развития:
- ……………………….
5. Как вы думаете, вышеуказанные проблемы можно разрешить?
Ответ: да.
Я вам предлагаю создать модель социального государства РФ из опыта развития постиндустриальных государств.
Сегодня на уроке мы с вами исследуем прогрессивные идеи великих мыслителей эпохи Просвещения. Результатом творческой работы в группах будет разработка модели демократического государства.
Наша задача: определить, какие положения, принципы социального государства может перенять РФ из опыта развития постиндустриальных государств.
Для моделирования социального государства РФ нам необходимо выполнить следующие задания:
Ответить на вопрос: что такое социальное государство?
Почему высокий уровень жизни населения государства представляет одну из основ безопасности конституционного строя страны?
Анализировать таблицу статистических показателей по различным критериям и сделать вывод по России.
Выводы:
Россия ……..
Определите проблемы, которые переживает Россия на современном этапе развития:
- ……………………….
5. Как вы думаете, вышеуказанные проблемы можно разрешить?
Ответ: да.
Я вам предлагаю создать модель социального государства РФ из опыта развития постиндустриальных государств.
После выступлений обучающихся, учитель объявляет о начале работы в группах.
Желаю творческих успехов!
2. Творческая работа учащихся в группах (исследовательский метод).
Формируются комбинированные группы с учётом индивидуальных, личностных особенностей учащихся (слабоуспевающие с учениками повышенной мотивации к учёбе с целью взаимопомощи учащихся друг другу – как главного условия успешности работы в команде).
Группы работают под руководством заранее избранного ими капитана.
На доске представлены задания для анализа, обсуждения в группах, незаполненный макет таблицы Модель социального государства РФ.
Задания:
1 группа: документ Социальная модель Швеции..
Задание: определить прогрессивные, демократические идеи социального государства Швеции.
2 группа: документ Социальная модель Японии.
Задание: определить, в чём заключалась актуальность японской модели государства благоденствия?
3 группа: документ Социальная модель Германии.
Задание: определить сущность социальной модели Германии, её роль для формирования демократических ценностей в обществе.
4 группа: документ Социальная модель Великобритании.
Задание: определить сущность социальной концепции социальной модели Великобритании, её роль в повышении благосостояния народа.
4. Творческая дискуссия.
(Интерактивная технология – проблемно - дискуссионная форма урока).
В ходе коллективного обсуждения группы:
- представляют итоги совместной деятельности (выступление капитана группы);
- заполняют таблицу №1 Модель социального государства РФ, согласно решению поставленной перед ними проблемы.
Таблица №1. Модель социального государства РФ
подсистемы
опыт развития постиндустриальных государств
ваши предложения, дополнения
политическая сфера
экономическая сфера
социальная сфера
духовная сфера
- задают заранее продуманные вопросы другим участникам дискуссии.
6. Рефлексия (цель - анализ информации, творческая переработка).
Задание: Применяя информацию, полученную в ходе дискуссии и используя формулу ПОПСа, где
П – позиция Я думаю , что…
О – обоснование Потому что…
П – пример Это можно подтвердить тем, что…
С – суждение Таким образом…
Подведение итогов.
Статья Конституции РФ гласит о социальном характере государства Высокий уровень жизни граждан РФ является одной из основ безопасности конституционного строя страны.
Благодарю всех участников дискуссии.
Домашнее задание: закончить работу по созданию модели социального государства РФ по разделу таблицы Ваши предложения, дополнения