Публикации
ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ 12-15 ЛЕТ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ 12-15 ЛЕТ
Автор: Зотова Полина Дмитриевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ 12-15 ЛЕТ
Автор: Зотова Полина Дмитриевна
ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ 12-15 ЛЕТБольшие возможности влияния массовой коммуникации обусловлены в настоящее время, во-первых, мощным развитием современных средств передачи информации (миллиардные тиражи газет и журналов, миллионы радиоприёмников, телевизоров, магнитофонов, распространение кабельно-антенной и спутниковой связи, Интернета). Во-вторых, процессами демократизации и развитием свободы в нашей стране, где средства массовой информации играют ключевую роль.Происходящее в настоящий момент соединение средств массовой информации и новейших компьютерных технологий активизирует воздействие СМИ на подростков. Рассмотрим влияние основных видов СМИ на социальное воспитание детей подросткового возраста.Телевидение. На протяжении последних десятилетий телевидение вызывает интерес семьи, других институтов общества в связи с его возрастающим влиянием на личностное формирование детей и подростков. По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации. В среднестатистической семье телевизор включен до 7-8 часов в день. Больше всего времени перед ним проводят дошкольники и пенсионеры, меньше школьники и работающая молодежь, еще меньше женщины старше 30 и совсем мало мужчины трудоспособного возраста (примерно 2 часа в день). На школьников и дошкольников приходится около 3 - 4 часов в день, что равнозначно пяти урокам в школе.Принято считать, что пристрастие к телевидению имеют дети, лишенные родительского внимания. Однако, были проведены исследования, в результате которых выяснилось, что дети приобретают «телевизионные» привычки в процессе общения со взрослыми. Чем больше дети смотрят телевизор, тем меньше у них развито творческое мышление, так как телевидение предоставляет готовые, легко интерпретируемые образы. Просмотр телепередач замещает социально желательные виды деятельности (чтение, подготовка домашнего задания или занятия спортом). Было доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше времени он уделяет чтению книг. Есть и другое мнение: дети, которые мало читают, в конце концов начинают больше смотреть телевизор. Для мало читающих детей час, проведенный за просмотром телевизора, естественно замещает какую-то деятельность, но этот час дети все равно не стали бы тратить на чтение. Что касается физического развития, то просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра телепередач. Результаты воздействия телевидения зависят не только от количества, но и от того, какие именно программы смотрят дети. Больше всего родителей беспокоит усвоение стереотипов, усвоение агрессивного поведения и чрезмерная подверженность влиянию рекламы. Как известно, именно через телевидение дети усваивают социальные стереотипы поведения женщин, мужчин, пожилых людей и многих других групп, включая и самих детей. Что же касается рекламы, то именно реклама продуктов и игрушек - неотъемлемая часть того, что видят дети по телевизору. В среднем ребенок видит более 50 роликов в день. А дети особенно легко поддаются воздействию рекламы. Постепенно они начинают любить именно те товары и продукты, которые рекламируются. Телевидение наносит вред развитию речи. Наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию речи у детей, надо считать телевидение, поглощающее все больше времени и у родителей, и у детей. Таким образом, телеэкран не только препятствует формированию речи и артикуляции. Он блокирует и спонтанные, творческие игры и естественное движение, не давая детям стимулов, столь необходимых им для формирования двигательных навыков и органов чувств. Нехватка многообразия варьирующихся раздражений, идущих от окружающего, может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, а страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект. Основываясь на многолетнем педагогическом опыте, ученые констатируют, что из-за нехватки первичных стимулирующих раздражений у нынешних детей с все большим трудом формируются функции для восприятия внутренних и внешних состояний - тепла, равновесия, движения, обоняние, осязание и вкус. Этот дефицит только усугубляется недостатком в больших городах пригодных для игр площадок и стимулирующих условий [1].В наше время особую остроту обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах есть сцены насилия. Термин «телевизионное насилие» давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов. Существует множество исследований, результаты которых свидетельствуют, что просмотр сцен насилия по телепрограммам и фильмам связан с последующей агрессией.СМИ являются также источниками порнографии. В телевидении транслируется множество эротических фильмов, которые развращают, опошляют современную молодежь. Можно проследить негативное воздействие телевидения на половую жизнь подростков. Ценности, нормы и стереотипы половой жизни, которые транслируют СМИ, очень часто далеки от реальности, ориентируют молодых людей на беспорядочные половые связи, которые не опираются на взаимные чувства любви и ответственности, провоцируют и стимулируют и без того повышенную подростковую сексуальность.В 2003 году социологической лабораторией Краснодарского края было проведено исследование для изучения содержания телепередач, транслируемых центральными и краснодарскими телевизионными каналами, и определения особенностей их влияния на жизненные перспективы подростков [2].Результаты исследования показали, что просмотр телевизионных передач занимает весьма значимое место в структуре досуга детей подросткового возраста, уступая лишь общению с друзьями. Анализ основных мотивов просмотра фильмов и передач показал, что учащиеся смотрят ТВ для того, чтобы развлечься. В то же время глубинный (факторный) анализ показывает, что телевидение для молодых людей является источником целенаправленного получения информации и способом эмоциональной разрядки. Телевидение сильно воздействует на поведение подростков, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Пропагандируя определенные ценности, оно способно формировать соответствующие установки.В связи с возрастающим влиянием телевидения на социализацию школьников актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с детьми, возможной степени вмешательства взрослых профессионалов в процесс освоения детьми окружающего мира посредством телевизионной информации. В педагогическом опыте уже имеются отдельные попытки их решения: анализ телевизионных программ на предстоящую неделю и работа с ними в классе; обсуждение телепередач в классе со всеми и в беседах наедине с учеником; использование телепередач в учебном процессе и т.д. [3].Пресса. Интерес к газетам и журналам, предназначенных не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. И тут важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, помогать формировать общечеловеческие ценности, мораль и базовые компоненты культуры. Таким образом, печатные издания должны содержать обширный материал по данной тематике, так как воспитание личности с высоким уровнем самосознания, готовой к самосовершенствованию и самовоспитанию очень длительный и трудоёмкий процесс.На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Подросток, осваивающий собственное «Я», больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, печатающие их. Тематика этих журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. Чтение в жизни подростков понизилась в последние годы не только количественно, но и качественно. Вся новая информация активно поглощается ребенком, который стремится все знать. Но подростку, еще не научившемуся правильно отбирать и адекватно воспринимать «взрослую» информацию, нужно умело ее предоставить, причем «небольшими дозами», поскольку психика ребенка в подростковый период особенно восприимчива. Современные молодежные издания, похоже, не учитывают этот фактор.Пресса сегодня находится, пожалуй, в самом неблагоприятном состоянии по сравнению с другими средствами массовой информации среди подростков. За последние несколько лет в силу ряда причин произошло общее резкое сокращение тиражей периодических изданий. Трудности печатных СМИ усугубляются и тем, что молодежь в современном мире находит все новые и достаточно широкие возможности получать информацию, например, посещение сайтов Интернета. По данным Союза журналистов России за последние восемь лет произошел общий восьмикратный спад тиражей российских печатных СМИ (центральной прессы – в 15 раз) [4].Согласно опросам общественного мнения среди подростков в настоящее время общая аудитория лиц, читающих хоть какие-то периодические издания, очень невелика. Даже самые популярные издания не набирают больше 15-18% читательской аудитории. Можно сказать, что современная молодежь с каждым годом негативнее относиться к печатным изданиям из-за недостатка времени и желания познавать окружающий мир, явления, обстановку, сложившуюся в стране. Все это они могут найти на страницах электронного варианта – Интернета. Однако, стоит заметить, что пресса в настоящее время, для привлечения числа читателей, стала прибегать к методу клеветы, придумывая различные истории и факты, случившиеся со звездами шоу-бизнеса или политики, которые так привлекают подростков [5].Интернет. Сегодня наряду с видеоиграми популярным времяпровождением является компьютерная сеть Интернет. Опыт развития мировых открытых сетей позволяют говорить о начале новой эры в развитии средств и систем переработки информации. В таких сетях пользователь воспринимает себя и воспринимается другими как неотъемлемый компонент единого информационного сообщества.Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания. Существующие информационные воздействия угрожают психическому и физическому здоровью детей подросткового возраста. Статистика пугает: 9 из 10 детей в возрасте от 10 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизни [6. – С. 4-5.].Отследить всю информацию, что ежесекундно попадает в Интернет, невозможно. Ребенок может случайно зайти на сайт, где ему в красках распишут, насколько приятны на вкус наркотики, какие чудеса творит с организмом алкоголь или как в домашних условиях из подручных средств изготовить настоящую взрывчатку. Даже на доброжелательных, на первый взгляд, сетевых ресурсах во всплывающем рекламном окне может показаться фотография обнаженного тела. Об этих деталях должен знать педагог и родители каждого ребенка, чей компьютер подключен к Интернету. Современная молодежь рискует посетить нежелательный сайт, скачать нелегальное программное обеспечение или ввязаться в общение с незнакомыми людьми преимущественно при пользовании компьютером дома, а вовсе не в школе, как полагают многие родители. Все дело в том, что ограничения на пользование компьютером в школе гораздо строже домашних запретов родителей.Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе или институте. Но и здесь есть свои недостатки, такие как неточные данные, а также неподходящие для детей и подростков области информации.Существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Отсюда может последовать увлечение подростков этими угрожающими их здоровью вещами. Встреча с опасными людьми в чатах или других областях. По статистике, это самый большой риск. Подростки могут войти в такие не желательные для них компании, как радикальные политические группы, сатанинские культы, сетевые «оргии». Эти группы существуют и в реальном мире, но принимать участие в их сборищах подростку намного легче, сидя за компьютером у себя дома.Подростки сами могут представлять опасность, начав через Интернет угрожать людям и нарушать закон.Невозможно запретить ребенку выходить в Интернет, но предотвратить негативные последствия неграмотного и неразумного пользования им в наших силах, для этого нужно научить его правильно вести себя в сети. И здесь очень велика роль педагога [6. – С. 4-5.].Безусловно, нельзя говорить только о негативном влиянии СМИ на образ жизни, формирование привычек и ценностей молодых людей, это был бы однобокий подход к существующей проблеме. Средства массовой информации оказывают социальное, культурное, психологическое воздействие на общество, формируя потребности людей, и не всегда эти потребности связаны с обладанием материальными благами (хотя и этого мы не исключаем). Это могут быть потребности, направленные на саморазвитие человека, его самообразование (например, в сети Интернет большое количество обучающих лекций), повышение культурного уровня (канал «Культура»), формирование установок на здоровый образ жизни, мотивации достижения целей. Кроме того, являясь основным источником информации, а сегодня еще и основным средством связи, СМИ традиционно выполняют важные социальные функции, среди которых коммуникативная, образовательная, трансляционная и функцию социализирующая. Но встает вопрос, эти ли потребности удовлетворяют средства массовой информации, и так ли велико их влияние непосредственно на личность молодого человека и его смысложизненные установки. Ведь и в эпоху цензуры на радио и телевидении негативные тенденции в образе жизни молодых людей присутствовали, не все было так уж безоблачно. Поэтому, отмечая положительное воздействие СМИ, и особенно Интернета, на молодежь, необходимо в первую очередь анализировать негативное воздействие, оказываемое ими на основную часть молодого поколения [5].СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГрушина, А. А. Влияние СМИ на личность подростка / А. А. Грушина, М. В. Данилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 162-164. — URL: Белоножко, Л.Н. Динамика ценностей российской молодежи: реальность и тенденции // World Science: ProblemsandInnovations: мат-лы VII Международной научно-практической конференции. - Пенза: 2017. – С. 325-330. Культура и воспитание подростков в современном мире: коллективная монография / под ред. В. А. Березиной. — М.: Агентство «Мегаполис», 2015. — 488 с. - ISBN 978-5-425-069-6. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2018. Копылова, Е. А. Влияние средств массовой информации на процесс воспитания: 44.03.02.: автореф.дис... канд. пед. наук Теория обучения и воспитания / Копылова Екатерина Александровна. – Нижний Тагил, 2015. – 21 с. Дубинина, Т. М. Дети в Интернете / Т. М. Дубинина // ИКТ в образовании. – 2018. – № 14. – С. 4-5.