Публикации Формирование читательской грамотности в начальных классах

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование читательской грамотности в начальных классах
Автор: Каркачева Валентина Александровна

Конспект урока по читательской грамотности с применением текста А.Н. Толстого «Ёж», 1 классАвтор: Каркачева Валентина Александровна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №7 города ТюмениОписание: данный конспект будет полезен учителям начальных классов, так как формирование читательской грамотности у обучающихся актуально в наши дни.Цель: формирование читательской грамотности обучающихся во время знакомства со сказкой А.Н.Толстого «Ёж», развивая умение работать с представленной информацией, воспитывая интерес к чтению.Задачи:Дидактические:1. Актуализировать знания обучающихся об условных обозначениях, которые используются при моделировании обложки, во время работы с таблицей.2. Рассказать обучающимся интересные факты из жизни Алексея Николаевича Толстого в ходе демонстрации презентации.3. Познакомить обучающихся со сказкой А.Н.Толстого «Ёж» с помощью её прочтения.Развивающие:1. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей во время ответов на вопросы.2. Развивать умение анализировать текстовую информацию в соответствии с поставленной задачей во время работы над сказкой.3. Развивать умение формулировать задачи урока совместно с учителем в ходе урока.Воспитательная:1. Воспитывать интерес обучающихся к чтению во время работы с текстом сказки.Ход урока- Здравствуйте, я вновь рада видеть вас на уроке.- Для того чтобы узнать тему урока отгадайте загадку:Много так на нем иголок, Он колючей в лесу елок, От страха он в клубок свернется, Как зверек этот зовется.- Правильно, речь идет о ёжике. Сегодня мы познакомимся со сказкой Алексея Николаевича Толстого «Ёж».- На партах у вас лежат конверты, откройте их и достаньте кусочки, которые в них лежат. Покажите мне свою готовность, кто готов работать дальше. (Показывают готовность)- Вам из кусочков в парах нужно будет составить план нашего урока. (Составляют план)- Кто закончил выполнять это задание, покажите мне свою готовность.- Проверим, что у вас получилось.Сегодня на уроке нам нужно:1.Познакомиться с интересными фактами из жизни А.Н.Толстого.2.Прочитать сказку А.Н. Толстого «Ёж».3.Создать обложку для сказки.4.Ответить на вопросы по содержанию сказки.- Приступим к выполнению первой задачи.Алексей Николаевич Толстой родился 10 января 1883 года в Самарской губернии (области) в семье помещика. На слайде вы можете увидеть, как он выглядел. За свою жизнь он написал много произведений, им были написаны романы, пьесы, рассказы, и, конечно же, сказки.- Поднимите руку, кто из вас смотрел мультфильм о приключениях Буратино. Эту сказку детям подарил Алексей Николаевич Толстой — пересказал на свой лад известную сказку Карло Коллоди о приключениях Пиноккио. Но он её не просто пересказал, а сделал из «поучительно-нравоучительной» итальянской книжки – живую и веселую сказку о деревянной кукле, о Буратино. Также в честь А.Н.Толстого учрежден Международный конкурс детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы.- Мы выполнили первую задачу нашего урока, переходим к выполнению второй задачи. Но перед тем, как мы начнем читать сказку, нам нужно вспомнить условные обозначения для создания обложки произведения.- Посмотрите на таблицу и ответьте на вопросы.- Если мы создаем обложку для сказки, то какую фигуру используем? (круг)- Если нам нужно создать обложку для рассказа, то какая фигура нам потребуется? (прямоугольник)- Если перед нами стихотворение, то мы будем использовать … (треугольник)- Если произведение, которое мы прочитали о природе, то каким цветом мы раскрашиваем фигуру? (зеленым) Если оно о животных? (коричневым) А если оно о Родине? (красным)- Вы хорошо справились с этим заданием, мы вспомнили, как создавать обложку для произведения, и поэтому сейчас мы можем прочитать сказку Алексея Николаевича Толстого «Ёж». - Читать сказку мы будем по предложениям, поэтому вспомним, как начинается предложение? (с заглавной буквы) Чем заканчивается предложение? (точкой, восклицательным или вопросительным знаками).- Читаем по цепочке, начнем с первого ряда с первой парты. (Читают сказку по предложениям)Теленок увидел ежа и говорит:– Я тебя съемЕж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:– Попробуй.Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа. – Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.– Еж меня за язык укусил.Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери. - Понравилась ли Вам сказка? Почему?- О чем говорилось в сказке? (О том, как телёнок лизнул ежика и испугался. А ежик подумал, что он победил страшного зверя и прослыл богатырем.)- У каждого из вас на парте лежит карточка, на которой изображены три обложки, вам нужно выбрать правильную обложку и раскрасить её нужным цветом. На выполнение этого задания у вас есть 2 минуты. По завершению работы покажите мне свою готовность.(Раскрашивают обложку произведения)- Обменяйтесь работами с соседом по парте. Выполните взаимопроверку, в помощь вам будет слайд. Поднимите руку, кто правильно выполнил это задание. Теперь поднимите руки те, кто допустил ошибки.- Наш урок подходит к концу и нам осталось выполнить последнюю задачу. Сейчас мы проверим, кто из вас был внимательным. Отвечать на вопросы мы будем по поднятой руке.- Посмотрите на изображения, представленные на слайде, и ответьте: «Кого не было в сказке?»- Правильно, в сказке не было козы.- Следующий вопрос: «Кому пожаловался телёнок?».- Да, он пожаловался корове-матери.- Под каким растением была нора ежа?- Да под рябиной, в тексте сказано, что еж покатился в темную нору под рябиновый корень.- И последний вопрос: «Кем звери назвали ежа?»- Правильно, его стали называть богатырем.- Вы смогли ответить на все мои вопросы, это значит, что вы были внимательными.- Пришло время подвести итоги урока.- С интересными фактами из жизни, какого писателя, мы сегодня познакомились? (Алексея Николаевича Толстого)- Какую сказку мы сегодня прочитали? (сказку «Ёж»)- О чем она была? (О том, как телёнок лизнул ежика и испугался. А ежик подумал, что он победил страшного зверя и прослыл богатырем.)- Сейчас вам нужно будет оценить свою работу на уроке. Если урок вам понравился, вам было интересно, у вас все получилось, то хлопните в ладоши три раза. А если у вас были трудности, и вам нужна моя помощь, то поднимите руку.- Наш урок подошел к концу, я надеюсь, что вам было интересно.