Публикации Двигательная активность- как необходимое условие развития и коррекции интеллектуальных способностей ребенка.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Двигательная активность- как необходимое условие развития и коррекции интеллектуальных способностей ребенка.
Автор: Нуржанова Ольга Михайловна

Двигательная активность- как необходимое условие развития и коррекции интеллектуальных способностей ребенка.Нуржанова Ольга Михайловна, учитель-дефектолог, ГБОУ СОШ №2 "ОЦ" синель-Черкассы СП детский сад "Теремок" Двигательная активность - кинетический фактор, который во многом определяет развитие организма и нервной системы наряду с генетическим фактором и влиянием сенсорной разномодальной информации, считают физиологи Н.А. Бернштейн и Г. Шеперд. Полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение, безусловно, связано с последовательной организацией нервной системы, ее и двигательных и чувствительных центров, анализаторов. Таким образом, коррекционно-развивающие программы для дошкольников должны быть нацелены и на физическое и на нервно-психическое развитие ребенка.Учеными [2;3;8] установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Психологи утверждают, что одной из внутренних необходимостей является зарожденная в виде инстинкта «радость движения» [12;с.72]. Именно двигательная активность оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка. Таким образом, двигательная активность является биологической потребностью организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.Доказательством сказанного могут служить выводы С. Н. Труфановой, которая отмечает, что " движение - это путь не только к здоровью, но и к интеллекту".Имеются данные о том, что систематически высокая двигательная активность в течении дня, повышает функциональную деятельность мышечного аппарата, положительно сказывается на их психической сфере, что научно подтверждает эффективность направленного воздействия через двигательную систему на центральный нервный аппарат и его умственные функции. Вместе с тем, оптимальное использование двигательной активности учащихся, содействует росту уровня умственной работоспособности в учебном году.Считать, что тело и ум - отдельные, обособленные сущности- ошибочно. Отдельные сферы развития ребенка - физическая, социальная, эмоциональная и интеллектуальная - не развиваются обособленно друг от друга. Развитие чего-то одного оказывает влияние на все сферы в комплексе. По мнению психологов, маленький ребенок познаёт мир через деятельность. И деятельность его выражается,  прежде всего, в движениях.Чем разнообразнее движение, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития ребенка.При любом двигательном тренинге упражняются и руки, и мозг.  Самое важное и удивительное состоит в том, что чем раньше ребенок начинает двигаться и чем больше он двигается, тем быстрее  растет и развиваться его мозг. Чем более совершенным он станет в физическом развитии, тем сильнее разовьется его мозг, выше будет его двигательный интеллект, а соответственно и умственный интеллект!Недостаток движений  не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.Движение дает пищу для детской фантазии, развивает творчество. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой через движения тела дети учатся выражать свои эмоции.    Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные игры, физкультурные развлечения, которые всегда интересны детям. Они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач.Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях.В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирование его практических двигательных навыков. А значит, обучение движениям оказывают целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка, его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества.Физический интеллект (или телесное мышление) – это работа мозгового комплекса, под контролем которого находится любая физическая деятельность, как внешняя, так и внутренняя. Существует уникальная методика, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиологиянаука о развитии головного мозга посредством движения, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.В ходе систематического применения кинезиологических упражнений у ребёнка исчезают явления нарушений чтения, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Кударинова А.С., Ашимханова Г.С., Туганбекова К.М., Рахметова А.М., Сериков Т.Ш. ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 105-107;URL: (дата обращения: 20.01.2023).2. Евсеева, Т.О. Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников / Т.О. Евсеева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 583-586.4. Никулина, Е.В. Кинезиология в развитии интеллекта дошкольника / Е.В. Никулина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. Материалы VIII Международной конференции. – 2019. – С. 369-370.5. Онишина, В.В. Развитие интеллекта дошкольника / В.В. Онишина // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2019. – № 3-1. – С. 69-76.