Публикации Обзор Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обзор Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море
Автор: Казанский Данил Викторович

Обзор Международной Конвенции по охране человеческой жизни на мореМеждународная Конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС 74) обычно считается наиболее важным из всех международных договоров, касающихся безопасности торговых судов. С 1974 г. Конвенция неоднократно обновлялась и изменялась. Действующая сегодня Конвенция иногда упоминается как СОЛАС 1974 г. с поправками.Основная цель Конвенции СОЛАС - определить минимальные стандарты постройки, оборудования и эксплуатации судов, в вопросах безопасности. Государства Флага несут ответственность за обеспечение того, чтобы суда, имеющие право плавания под их флагом, соответствовали его требованиям. В Конвенции предписывается ряд свидетельств в качестве доказательства того, что это было сделано. Положения о контроле, проводимом Государствами, также позволяют Договаривающимся правительствам инспектировать суда других Договаривающихся государств, если есть явные основания полагать, что судно и его оборудование по существу не соответствуют требованиям Конвенции - эта процедура известна как контроль государства порта. Конвенция СОЛАС включает статьи, устанавливающие общие обязательства, процедуру внесения поправок и другое, за которыми следует Приложение, разделенное на 14 глав.Глава I - Общие положенияВключает правила, касающиеся освидетельствования различных типов судов и выдачи документов, подтверждающих, что судно соответствует требованиям Конвенции. Глава также включает положения о контроле судов в портах других Договаривающихся правительств.Глава II-1 - Конструкция - Деление на отсеки и устойчивость, машины и электрические установкиОписаны требования о разделении судов на водонепроницаемые отсеки. Так в результате предполагаемого повреждения корпуса, судно должно оставаться на плаву и быть остойчиво. Также изложены требования к водонепроницаемости и откачке трюмных вод для пассажирских судов, а также требования к остойчивости как для пассажирских, так и для грузовых судов.Глава II-2 - Противопожарная защита, обнаружение пожара и тушение пожараВключает подробные положения о пожарной безопасности для всех судов и особые меры для пассажирских судов, грузовых судов и танкеров.Данные требования включают следующие принципы:
  • разделение судна на главную и вертикальную зоны по термическим и конструктивным границам;
  • отделение жилых помещений от остальной части судна тепловыми и конструктивными границами;
  • ограниченное использование горючих материалов; обнаружение любого пожара в зоне возникновения;
  • локализация и тушение любого пожара в месте возникновения;
  • защита путей эвакуации или доступа в целях пожаротушения;
  • постоянное наличие средств пожаротушения;
  • минимизация возможности возгорания легковоспламеняющихся паров груза.
  • Глава III - Спасательные средства и устройстваГлава включает требования к спасательным средствам и устройствам, включая требования к спасательным шлюпкам, дежурным шлюпкам и спасательным жилетам в зависимости от типа судна. Международный кодекс по спасательным средствам (LSA) устанавливает особые технические требования к спасательному оборудованию и является обязательным в соответствии с Правилом 34, в котором говорится, что все спасательные средства и устройства должны соответствовать применимым требованиям LSA.Глава IV - РадиосвязьЭта глава включает требования к Глобальной морской системе связи при бедствии и безопасности (ГМССБ). Так все пассажирские суда и все грузовые суда валовой вместимостью 300 и более, совершающие международные рейсы, должны иметь оборудование, предназначенное для повышения шансов на спасение после аварии, включая спутниковые радиомаяки аварийного положения (EPIRB) и поисково-спасательные транспондеры (SART). для местоположения судна или спасательного плота.Глава V - Безопасность мореплаванияВ главе V определяются услуги по обеспечению безопасности судоходства, которые должны предоставляться Договаривающимися правительствами, и излагаются положения эксплуатационного характера, применимые в целом ко всем судам во всех рейсах. Это контрастирует с Конвенцией в целом, которая применяется только к определенным классам судов, совершающих международные рейсы.Охватываемые темы включают техническое обслуживание, метеорологическое обслуживания судов; служба ледового дозора; маршрутизация судов; и содержание поисково-спасательных служб.Эта Глава также включает общее обязательство капитанов приступить к оказанию помощи терпящим бедствие, а Договаривающиеся правительства - обеспечить, чтобы все суда были укомплектованы достаточным и эффективным экипажем с точки зрения безопасности.Эта глава требует наличия регистраторов данных о рейсе (VDR) и автоматических систем идентификации судов (AIS).В правиле 34-1 кроме того говориться: «Владелец, фрахтователь или компания, эксплуатирующая судно, определенная в правиле IX/1, или любое иное лицо не должны стеснять или ограничивать капитана при принятии им решения или при исполнении любого решения, которое, по профессиональному суждению капитана, необходимо для охраны человеческой жизни на море и защиты морской окружающей среды».Глава VI - Перевозка грузовГлава охватывает все типы грузов (кроме жидкостей и газов наливом), «которые в силу их особой опасности для судов или людей на борту могут потребовать особых мер предосторожности». Правила включают требования по размещению и креплению груза или грузовых единиц (например, контейнеров). Глава требует, чтобы грузовые суда, перевозящие зерно, соответствовали Международному зерновому кодексу.Глава VII - Перевозка опасных грузовРегламент состоит из следующих частей:Часть A - Перевозка опасных грузов в упакованном виде. Часть A-1 - Перевозка опасных грузов навалом.Часть B касается конструкции и оборудования судов, перевозящих опасные жидкие химикаты наливом.Часть C касается конструкции и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом и газовозов, в соответствии с требованиями Международного кодекса газовозов (Кодекса IGC).Часть D включает особые требования к перевозке упакованного облученного ядерного топлива.Глава VIII - Атомные судаОговорены требования к судам с атомными двигателями и особенно в вопросах касающихся радиационной опасности.Глава IX - Управление безопасной эксплуатацией судовГлава делает обязательным Международный кодекс управления безопасностью (ISM), который требует, чтобы система управления безопасностью (СУБ) была создана судовладельцем или любым лицом, взявшим на себя ответственность за судно («Компания»).Глава X - Меры безопасности для высокоскоростных судовГлава делает обязательным Международный кодекс безопасности высокоскоростных судов (Кодекс HSC).Глава XI-1 - Специальные меры по повышению безопасности на мореВ этой главе разъясняются требования, касающиеся авторизации признанных организаций (ответственных за проведение освидетельствований и проверок Администраций); расширенные освидетельствования; присвоение опознавательного номера судна; государственный портовый контроль за соблюдением эксплуатационных требований; дополнительных мер по расследованию аварий и инцидентов на море; а также закрепляет правилом 7 необходимость иметь на судне прибор по контролю атмосферы.Глава XI-2 - Специальные меры по усилению безопасности на мореПравило XI-2/3 этой главы закрепляет Международный кодекс охраны судов и портовых средств (Кодекс ОСПС). Часть A Кодекса является обязательной, а часть B содержит руководство относительно того, как лучше всего соблюдать обязательные требования. Правило XI-2/8 подтверждает роль капитана в реализации его профессионального суждения по решениям, необходимым для обеспечения безопасности и охраны судна. В нем говорится, что он не может быть ограничен Компанией, фрахтователем или любым другим лицом в этом отношении. В п.2 Правила XI-2/8 говориться: «Если, по профессиональному суждению капитана, в ходе судовых операций возникает конфликт между требованиями безопасности и охраны, капитан должен выполнять те требования, которые необходимы для поддержания безопасности судна».Глава XII - Дополнительные меры безопасности для навалочных судовГлава включает требования к конструкции навалочных судов длиной более 150 метров.Глава XIII - Проверка соответствияСделала обязательной с 1 января 2016 года Систему аудита государств-членов ИМО.Глава XIV - Меры безопасности для судов, эксплуатируемых в полярных водахЭта глава сделала обязательными с 1 января 2017 года Введение и часть I-A Международного кодекса для судов, эксплуатируемых в полярных водах (Полярный кодекс).