Публикации Формирование исторического сознания и нравственно-правовой образованности у детей и юношества в системе школьного, дополнительного образования и вузовской подготовки (Социально-педагогический проект)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование исторического сознания и нравственно-правовой образованности у детей и юношества в системе школьного, дополнительного образования и вузовской подготовки (Социально-педагогический проект)
Автор: Тутолмина-Линдт Маргарита Ивановна

Тутолмина-Линдт М.И., ДДК г. ГлазовТутолмин А.В., ГГПИ им. В.Г. КороленкоКузнецова Е.Л. СОШ №13г. ГлазовФормирование исторического сознания и нравственно-правовой образованности у детей и юношества в системе школьного, дополнительного образования и вузовской подготовки(Социально-педагогический проект)Обоснование актуальности проекта. Формирование исторического сознания и нравственно-правовой компетенции у детей и юношества обусловлено современной социально-педагогической действительностью в Удмуртской Республике. Обеспечить научно обоснованное, педагогически организованное нравственно-правовое воспитание подрастающего "поколения Z" призваны педагоги, владеющие соответствующими компетенциями и профессионально важными качествами высококультурной личности.АннотацияГлобальные перемены, происходящие в современном обществе, несомненно, влияют на систему образования, что обусловливает ряд изменений в области содержания образования, создания новых способов и технологий организации образовательного процесса. В этой связи актуализируется проблема формирования компетенций исторической грамотности, мышления, сознания, историографичности - интегративного качества и нравственно-правовой образованности (воспитанности) у детей и юношества как социально значимого фактора, выполняющего важную миссию в сохранении исторической памяти и обеспечении национальной безопасности Российского государства.Одной из проблем современного образования является недостаточная разработанность и научная обоснованность необходимых педагогических условий для формирование исторического сознания и нравственно-правовой компетенции у детей и юношествва.Для решение данной проблемы необходимо сфокусировать внимание на формировании, как исторической грамотности, так и нравственно-правовой образованности (воспитанности) в их органическом единстве у нового поколения.Теоретический анализ научной литературы, включающей в себя фундаментальные российских и зарубежных исследователей, позволяет сделать вывод о том, что по мере становления научной проблемы профессиональной компетентности педагога, исследователями изучались различные аспекты данного социально значимого феномена.Однако комплексное психолого-педагогическое исследование уровня сформированности исторического сознания и нравственно-правовой компетенции у современного подрастающего поколения за последние годы не предпринималось. Это обстоятельство определило вектор нашего проекта - поиск оптимальных условий и средств формирования исторического сознания и нравственно-правовой компетенции у детей и юношества.Ключевые слова: Историческая грамотность, историческое мышление, историческое сознание, историографичность, нравственно-правовая образованность, компетенции, обучающиеся и воспитанники, школьное, дополнительное и вузовское педагогическое образование.Актуальность исследования обусловлена:- на научно-теоретическом уровне – необходимостью разработки концепции и программы гуманитарного образования как информационно-методического средства формирования исторического сознания и нравственно-правовой компетенции у детей и юношества, студентов педагогических направлений вузовской подготовки;- на научно-методическом уровне – потребностью в разработке и обосновании педагогической технологии историко-нравственно-правового, креатологического образования как одного из эффективных педагогических условий.Формирование исторического сознания и нравственно-правовой компетенции у современных детей и юношества, студентов педагогических направлений вузовской подготовки;- на организационно-педагогическом уровне – потребностями системы школьного, дополнительного и вузовского образования в новых подходах и методах организации образовательной, воспитательной, творческой деятельности обучающихся, ориентирующих их на активное участие и творческую самореализацию в социокультурной, духовно-нравственной жизни страны на основе базовых национальных ценностей РоссииНаучная новизна исследования:- выявлены и обоснованы педагогические условия формирования исторического сознания и нравственно-правовой компетенции у обучающихся: общепедагогические, методические и специфические психолого-педагогические условия.- разработана системная модель формирования исторического сознания и нравственно-правовой компетенции детей, школьников и студентов педагогических направлений вузовской подготовки;- определён диагностический инструментарий определения эффективности педагогических условий в формировании исторического сознания и нравственно-правовой компетенции у обучающихся.Formation of historical consciousness and moral and legal competence among students of pedagogical directions of university trainingProject summaryThe global changes taking place in modern society undoubtedly affect the education system, which causes a number of changes in the field of educational content, the creation of new ways and technologies of organizing the educational process. In this regard, the problem of the formation of competencies of historical literacy, thinking, consciousness, historiography - integrative quality and moral and legal education (upbringing) among students of pedagogical specialties as a socially significant factor fulfilling an important mission in preserving historical memory and ensuring the national security of the Russian state is actualized.One of the problems of modern higher education is the insufficient elaboration and scientific validity of the necessary pedagogical conditions for the formation of historical consciousness and moral and legal competence among students of pedagogical areas of university training.To solve this problem, it is necessary to focus attention on the formation of both historical literacy and moral and legal education (upbringing) in their organic unity among future teachers of the new generation.The theoretical analysis of the scientific literature, which includes fundamental Russian and foreign researchers, allows us to conclude that as the scientific problem of professional competence of a teacher develops, researchers have studied various aspects of this socially significant phenomenon. However. a comprehensive psychological and pedagogical study of the level of formation of historical consciousness and moral and legal competence among students of pedagogical areas of university training has not been undertaken in recent years. This circumstance determined the vector of our project - the search for optimal conditions and means for the formation of historical consciousness and moral and legal competence among students of pedagogical areas of university trainingHistorical literacy, historical thinking, historical consciousness, historiography, moral and legal education, competencies, students, pedagogical educationThe relevance of the study is due to:- at the scientific and theoretical level - the need to develop the concept and program of higher pedagogical education as an informational and methodological means for the formation of historical consciousness and moral and legal competence among students of pedagogical areas of university training;- at the scientific and methodological level - the need to develop and substantiate the pedagogical technology of historical, moral and legal, creatological education as one of the effective pedagogical conditions for the formation of historical consciousness and moral and legal competence among students of pedagogical areas of university training;- at the organizational and pedagogical level - the needs of higher pedagogical education in new approaches and methods of organizing educational activities of students–teachers, orienting them to active participation and creative self-realization in the socio-cultural, spiritual and moral life of the country based on the basic national values of RussiaScientific novelty of the study:- pedagogical conditions for the formation of historical consciousness and moral and legal competence among students ofpedagogical directions of university training: general pedagogical, private methodological and specific psychological and pedagogical are identified and substantiated.- a system model has been developed for the formation of historical consciousness and moral and legal competence among students of pedagogical areas of university training;- the developed model of the formation of historical consciousness and moral and legal competence among students of pedagogical directions of university training consists of interrelated blocks: the social request of society, the target block, the theoretical and methodological block, the content-procedural block, the criterion-evaluation block.Научная проблема, на решение которой направлен проектФормирование исторического сознания и нравственно-правовой образованности у детей и юношества, студентов педагогических направлений вузовской подготовкиНаучная значимость и актуальность решения обозначенной проблемыГлобальные перемены, происходящие в современном обществе, несомненно, влияют на систему образования, что обусловливает ряд изменений в области содержания школьного, дополнительного и вузовского образования, создания новых способов и технологий организации образовательного процесса. В этой связи актуализируется проблема формирования исторического сознания и нравственно-правовой образованности (воспитанности) у детей и юношества, студентов педагогических специальностей как социально значимого фактора, выполняющего важную миссию в сохранении исторической памяти и обеспечении национальной безопасности Российского государства.Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект, ее масштаб и комплексностьСоздать концепцию историографической и нравственно-правовой компетентности будущих педагогов. Проект реализуется в учреждениях высшего образования Удмуртской Республики. Внедряется в систему непрерывного духовно-нравственного и педагогического образования Удмуртии.Научная новизна исследования:- выявлены и обоснованы педагогические условия формирования компетенций исторического сознания и нравственно-правовой образованности (воспитанности) у обучающихся и студентов педагогических специальностей: общепедагогические, методические и специфические психолого-педагогические;- разработана системная модель формирования исторического сознания и нравственно-правовой образованности (воспитанности) у детей и юношества, студентов педагогических специальностей;- разработанная модель формирования исторического сознания и нравственно-правовой образованности (воспитанности) у студентов педагогических специальностей состоит из взаимосвязанных блоков: социальный запрос общества, т.е. целевой блок, теоретико-методологический блок, содержательно-процессуальный блок, критериально-оценочный блок;- определён диагностический инструментарий определения эффективности педагогических условий формирования исторического сознания и нравственно-правовой образованности (воспитанности) у детей и юношества, студентов педагогических специальностей;- разработаны и обоснованы критерии, показатели и средства педагогической диагностики для определения уровня сформированности исторического сознания и нравственно-правовой образованности (воспитанности) у детей и юношества, студентов педагогических специальностей.Современное состояние исследований по данной проблемеТеоретический анализ научной литературы, включающей в себя фундаментальные российские и зарубежные исследователи, позволяет сделать вывод о том, что по мере становления научной проблемы формирования исторического сознания и нравственно-правовой образованности, исследователями изучались различные аспекты данного социально значимого феномена. Однако, комплексное психолого-педагогическое исследование уровня сформированности исторического сознания и нравственно-правовой образованности (воспитанности) у обучающихся за последние годы не предпринималось. Это обстоятельство определило вектор нашего проекта - поиск оптимальных условий и средств формирования и развития исторического сознания и нравственно-правовой образованности (воспитанности) у детей и юношества, студентов педагогических специальностей.Концептуальную основу проекта по формированию исторического сознания и нравственно-правовой образованности у студентов составляют методологические подходы: системный, исторический, деятельностный и личностно-ориентированный и принципы: научности, связи теории с практикой, гуманизации, последовательности, индивидуализации, активности обучающихся.Проект включает в себя структурно-содержательную программу формирования исторического мышления у студентов (компоненты, темы занятий, содержание), учебно-тематический план, последовательное и подробное описание деятельности преподавателя и обучающихся.Цель подготовительного этапа проекта заключается в получении первичной информации об учебно-творческой деятельности и интересах респондентов, связанной с необходимостью экспериментальной выборки, адаптации историографического материала для проведения экспериментальной работы.Задачи: 1. Выявить сведения об историческом образовании респондентов, об участии во внеучебной деятельности по интересам. 2. Выяснить, в каких вопросах современной истории респонденты хотели бы разобраться. 3. По результатам полученной информации о об обучающихся через анкетирование сделать выборку и выравнивание контрольной и экспериментальной групп. 4. По результатам полученной информации скорректировать учебно-творческий материал в работе творческой лаборатории «Stori-Я». 5. Разработать концепцию формирования исторического мышления обучающихся в условиях дополнительного историографического образования. 6. Разработать модель дополнительного историографического образования. 7. Подобрать диагностические методики изучения эффективности деятельности по основным направлениям проекта -Пропедевтический этап реализовывается через «Занимательную историю», призванный познакомить обучающихся и кружковцев с основами историографии. Задачи: 1. Разработать программу непрерывного историографического образования. 2. Создать учебно-творческую лабораторию «Stoti – Я» на базе ДДК и СОШ №13 г. Глазова.Практический этап. В соответствии с программой непрерывного историографического образования, обучающиеся и воспитанники погружаются в практическую внеучебную проектную деятельность.Формирование исторического мышления у респондентов осуществляется при выполнении историографических зарисовок участниками эксперимента в формах мини-эссе.Организация проектной деятельности в лаборатории осуществляется по основным направлениям – базовым национальным ценностям Российской Федерации. В рамках историографического направления членами лаборатории подготовить и представить на Всероссийских чтениях им. В.И. Вернадского с международным участием исследовательские проекты о ветеранах Великой Отечественной войны. Создана и пополняется Книга Памяти «Наши деды и отцы сражались за Родину». Обобщающе - результативный этап. Цель - итоговое определение уровня сформированности исторического мышления у детей и юношества, студентов после реализации программы экспериментального дополнительного историографического образования. Данная цель определила ряд задач: 1. Уточнить методы диагностики и диагностический инструментарий по определению уровня сформированности и развития исторического мышления у реципиентов. 2. Подготовить аналитические материалы по реализации проекта историографического образования на основе анализа и оценки результатов работы учебно-творческой лаборатории, выпустить учебно-методическое пособие по данной проблеме;Планируемые результаты.Реализация данного проекта предполагает сформировать у участников проекта:• Интерес к познанию, логистике мыследеятельности, рефлексии;• Систему историографических знаний (историческая грамотность);Уровень мотивации мыслить исторически, изучению исторического прошлого своей малой Родины и России в целом;Умение мыслить историографически, на основе базовых ценностей: исторической памяти, исторической правды, исторической достоверности;• Формирование нравственно-правовой компетенции, способности к нормотворчеству;• Стремление к самовыражению и самореализации;• Инициативность и творчество;• Организованность и требовательность к себе.В процессе исследования по проблеме развития исторического мышления обучающихся была разработана программа историографического образования с применением современных цифровых образовательных технологий эпистемологического, интерактивного обучения. реализован сетевой проект «Историческая память моей Малой Родины», исследовательские проекты о ветеранах Великой Отечественной войны - создание Книги Памяти «Наши деды и отцы сражались за Родину».Литература1. ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ "STORI-Я"Кузнецова Е.Л., Тутолмин А.В.Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. С. 102.2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯТутолмин А.В.Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2020. № 2. С. 7.3. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯНаговицын Р.С., Данилов О.Е., Тутолмин А.В., Скрябина Д.Ю.Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 194-203.