Публикации
Роль невербальных средств общения в художественной литературе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль невербальных средств общения в художественной литературе
Автор: Копылова Татьяна Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль невербальных средств общения в художественной литературе
Автор: Копылова Татьяна Михайловна
Роль невербальные средств общения в текстах художественной литературы.Вся наша жизнь состоит из общения с другими людьми. Часто передаваемая информация сопровождается мимикой, жестами, прикосновениями. Это невербальные средства общения, которые дополняют то, о чём мы говорим или то, что слушаем. Знать виды невербального общения и понимать невербальные сигналы важно по нескольким причинам. Во-первых, они выполняют функции точного выражения чувств, ведь очень часто мы испытываем чувства настолько сложные, что просто не в состоянии подобрать для их описания нужные слова. Во-вторых, они выполняют функции более глубокого взаимопонимания.Зная основные способы невербального общения, можно лучше понять другого человека, когда он пытается контролировать свое поведение, ведь невербальные сигналы проявляются бессознательно, и ваш собеседник просто не может ими управлять. Классификация невербальных средств общения и примеры их использования помогут не только лучше понять себя, но и научат распознавать ложь и манипуляции со стороны других людей.Язык жестов является распространенным средством общения, но он не всегда понятен собеседникам, а также читателям художественного текста.Сегодня большинство людей все еще не знает о существовании языка телодвижений, а между тем язык невербальной коммуникации может помочь нам в межличностном общении, а также в интерпретации художественных текстов.Невербальный язык имеет свои выразительные шаблоны, употребляемые в определенных условиях, имеющие конкретное значение, закрепленное длительным временем эволюции. Приведем и проиллюстрируем несколько примеров, которые наиболее часто встречаются в нашей повседневной жизни.Прикрывание рта и почесывание носа. Прикрывание рта отражает наличие у собеседника двух противоречивых желаний: высказаться и остаться не услышанным. Если человек в процессе общения притрагивается ко рту или прикрывает его ладонью, это означает, что он по какой-то причине «сдерживает» собственное высказывание. В этом случае можно помочь собеседнику разговориться, задав ему вопрос или с помощью утверждения: «Я вижу, вы не во всем согласны со мной». Аналогичную информацию несет жест прикосновения к носу. У детей прикрывание лица или его части может свидетельствовать о смущении. Жесты эмоционального дискомфорта. Многочисленные жесты – собирание несуществующих ворсинок, снимание и одевание кольца, почесывание шеи, «приведение в порядок» одежды, верчение или покусывание ручки или дужки очков – указывают на то, что собеседник нуждается в поддержке. В таком состоянии он не готов в полном объеме воспринимать информацию. Жесты нетерпения. Если человек постукивает пальцами по столу, ерзает на стуле, притоптывает ногами или посматривает на часы, то тем самым он сигналит окружающим о том, что его терпение заканчивается.Наиболее часто употребляемые движения головы – это утвердительный кивок головой и отрицательное покачивание головой. Кроме того, выделяют три основных положения головы. Первое – прямая голова. Это положение характерно для человека, нейтрально относящегося к тому, что он слышит. Второе – голова, наклоненная в сторону, что говорит о том, что у человека пробудился интерес (люди, как и животные, наклоняют голову, когда чем-то заинтересуются). И, наконец, третье – когда голова наклонена вниз, значит, отношение человека отрицательное и даже осуждающее. В таком случае следует чем-то заинтересовать собеседника. Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости. Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например, энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх – тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства как горе, печаль, усталость обычно передаются приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия. Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но, чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Эмоции, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, язык тела менее контролируется сознанием, чем слова, а потому и более достоверен. Информация, поступающая по невербальным каналам, может как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Если информация, поступающая по невербальному каналу, противоречит вербальной, то верить следует невербальной. В-третьих, благодаря невербальным средствам человек получает возможность общаться в тех ситуациях, когда использование речевых средств невозможно или неэффективно (общение с маленькими детьми до того, как они научатся пользоваться речью, с иностранцами, даже с животными). Особое значение невербальное общение имеет в первые минуты знакомства. «По одежке встречают...» — гласит русская народная пословица. И эта «одежка» не только костюм, в который одет человек, но и его поза, жестикуляция, взгляд, улыбка. Человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью невербальных средств именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. Таким образом, зеркально повторяя жесты собеседника, используя открытую позу и доброжелательную улыбку, можно с большой долей вероятности расположить к себе партнера по общению. Так же важно уметь считывать невербальные сигналы, чтобы понимать характер и настроение собеседника, его отношение к вам и обсуждаемой проблеме, отличать правдивые высказывания от лживых, устранять барьеры общения. Все это поможет сделать коммуникацию более эффективной, если сознательно пользоваться знанием «языка тела». Образы автора и персонажа являются важными аспектами художественного текста, в котором воплощается психология авторского « Я » и в литературной форме реализуется замысел задуманного. Автор получает информацию из окружающей действительности, перерабатывает ее и воссоздает в художественных образах, при этом так организуя их структуру, что они получают способность воздействовать на сознание, чувства читателя.Важная роль в отражении действительности отводится персонажу художественного текста. В него автор вкладывает свои идеи, мировоззрение, настроение.Лингвистический анализ художественного образа персонажа заключается в исследовании языковых средств (словообразовательных, грамматических, лексических, синтаксических, стилистических), служащих для определенного портретного описания, поведения, внутреннего состояния, желаний, целей, речи героя. Но вместе с тем в художественном тексте автор часто обращает внимание читателей на манеру совершения действий, на формы поведения героев, т.е. на невербальную составляющую текста. В свою очередь, невербальное поведение персонажа придает его внутренним установкам, миропониманию некую отчетливость, определенность. Путем анализа несловесных форм поведения героя читатель получает возможность более четко уяснить особенности авторской позиции и смысла произведения в целом, более глубоко понять образ героя. Отметим, что использование невербальных средств в художественном тексте способствует адекватному восприятию читателем произносимых героем реплик. Путем описания различных жестов, телодвижений и мимики передаются индивидуальные особенности героя.С помощью невербальных средств изображается и эмоциональное состояние персонажа.Невербальная коммуникация в художественном тексте непосредственно связана с коммуникативным процессом. Анализ структуры художественного текста не может не учитывать подобных явлений, прежде всего при выражении психологического состояния и чувств персонажей произведения. Для передачи внутреннего мира персонажа и его эмоциональногосостояния автор использует прием портретной характеристики,подразумевая при этом описание мимики, движений, жестов, внешности и интонации героев, то есть, другими словами, путем описания форм невербальной коммуникации.