Публикации Значение сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Значение сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании дошкольников
Автор: Коновалова Наталья Николаевна

Значение сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании дошкольников В период дошкольного возраста развивается важнейшие качества личности детей. У играющего ребенка формируется мотивационно-личностная сфера. Он начинает следовать игровым правилам, отказываясь от своих мимолетных желаний. Кроме того,в игре формируется произвольность поведения. Гендерное воспитание детей в дошкольном возрасте лучше всего осуществлять в сюжетно-ролевых играх, так как в игре ребенок способен удовлетворять свое стремление к самостоятельности. Именно в игре он осваивает свои социальные роли. Игра должна быть полноценной, в противном случае поведение у детей остается ситуативным и непроизвольным. Когда ребенок берет на себя роль другого (децентрация), то игра достигается легко, так как при этом действуют не интеллектуальные, а эмоциональные механизмы. Сменив роль, ребенок оценивает ситуации, учится более глубоко понимать людей, их поступки и взаимоотношения. При этом он сам начинает проявлять этические нормы и правила, принятые в социальном окружении. Гендерные нормы в игре становятся его собственными установками. В современном мире дети получают много информации, впечатлений, эмоций из СМИ. Многие дети даже не знают, кем работают их родители, а если даже и называют профессию, то не знают, что она означает. Придя в детский сад, ребенок, не умеющий организовать свою деятельность, адаптацию проходит очень тяжело. Он не знает чем заняться, могут возникнуть конфликты между сверстниками. Именно от профессионального мастерства педагога зависит роль игры в гендерной социализации ребенка. Здесь важно учитывать его психологические, возрастные и индивидуальные особенности. Выделяется ряд этапов в развитии гендерного самосознания. Младшие дошкольники (2-3 года). Этот период можно назвать предметно-манипулятивный. Игра заключается в том, чтобы что-то построить, затем сломать. На этом этапе происходит усвоение первых правил игры без учета специфики пола ребенка. Затем появляется режиссерская игра, в которой предмет наделяется игровым смыслом. Появляется образно-ролевая игра. Образ, который вызвал у ребенка наиболее эмоциональный отклик, он начинает примерять на себе. Игрушки приобретают функциональное предназначение, ребенок подражает взрослым. Девочки играют в «мам», мальчики – «водители». Но эти игры кратковременны и примитивны.Средний дошкольный возраст (3-4 года). В этом возрасте начинает формироваться принятие гендерной роли. Появляется новообразование – социальная идентичность. Дети идентифицируют себя с представителями своего пола, в первую очередь, с родителями. К 4 годам происходит закрепление полового самосознания ребенка. Ребенок осознанно различает людей по полу (внешние признаки). Обнаруживается доброжелательная пристрастность к детям своего пола. Ребенок начинает выбирать для себя игровые роли. Девочки играют в куклы и одеваются, как мамы, а мальчики играют в войну. Именно в этот период дети часто начинают группироваться в игры по полу. В ролевой игре, главной целью которой становится не предметные действия, а отношения меду людьми. Для средних и старших дошкольников важно соблюдать правила, исходящие из гендерной роли. Дети в этом возрасте не умеют оценивать свои собственные поступки, но вполне могут дать оценку чужим поступкам.Этап (с 4 до 7 лет). У ребенка формируется гендерная устойчивость: - ребенку становится вполне понятно, что пол не меняется. Мальчики, когда вырастут, становятся мужчинами, а девочки – женщинами. Развиваются жесткие и стереотипные представления о том, «что делают мальчики» и «что делают девочки». В середине дошкольного возраста появляются сюжеты, которые связаны с разными жизненными сферами: сюжетно-бытовые ситуации, профессиональные, военные. Старший дошкольный возраст. Дети начинают осознавать различные стороны своей женской-мужской индивидуальности. Образ мальчика или девочки включает в себя имя, внешность, самооценку, осознание своих переживаний. В этом возрасте поведение ребенка подчиняется внутреннему контролю. Его поведение контролируют правила игры и игровой образ. Теперь увеличивается количество участников игры. Все дети принимают участие в организации совместных игр. Идентифицируя себя с ролью, дети получают положительный эмоциональный опыт, основанный на реальных чувствах. Такие игры, как «Транспорт», «Летчики», «Строители», «Военные», формируют у мальчиков мужские качества: решительность, ответственность, выдержанность, мужество. Эти игры развивают мальчиков физически. Но здесь необходимо уделить внимание воспитанию великодушия, уважительного отношения к девочкам, желание защищать их. Организуя игры с мальчиками, желательно более вариативно показать семейные функции мужчин. В играх на тему «Семья» можно сформировать чуткость, сопереживание, отзывчивость, оказание помощи пожилому человеку, заботу о ребенке. В организации игр с девочками важно уделять внимание воспитанию нежности, заботливости, аккуратности. Девочки копируют поведение мамы или бабушки. Такие игры, как «Парикмахерская», «Салон красоты», воспитывают стремление к аккуратности, эстетические чувства. Однако, современные условия вынуждают женщин проявлять решительность, твердость. В качестве примеров можно предложить образцы женщин, которые достигли успехов в профессиональных сферах: женщина-космонавт, спортсмены, путешественницы. Художественные произведения о Великой Отечественной войне помогут показать вклад женщин в Великую победу. Чем сложнее игровой сюжет, тем больше увеличивается число ролей в каждой профессии. Модели поведения, многократно проигранные в многочисленных вариантах, обобщаются, фиксируясь в гендерные схемы поведения, переходят в гендерные установки. Действия педагога при организации игровой деятельности.У детей дошкольного возраста в развитии игры выделяются две стадии.Первая стадия (дети 3-4 лет). На этой стадии содержанием игры являются предметные действия.Вторая стадия (дети 407 лет). Содержанием игры становятся социальные отношения. На начальных этапах овладения игрой мальчиков и девочек учат обращаться с предметами и игрушками. Первоначальные действия формируются только с опорой на игрушку:- когда взрослый управляет рукой ребенка;- подражание действиям взрослого;- по образцу ребенок воспроизводит всю цепочку действий; Для формирования умения действовать с воображаемыми предметами целесообразно ребенку задавать вопросы, развивающие воображение. Например, «Что у тебя в кастрюле?», «Почему кукла плачет?», «Что везет грузовик», «Куда едет автобус?». Важно поддерживать эмоциональные проявления ролевого поведения, побуждать детей к высказываниям. Перед взрослыми часто встает вопрос: как научить играть неиграющего ребенка? Ответить на него помогут следующие этапы формирования навыков режиссерской игры.Первый этап – формирование навыков режиссерской игры с использованием предметов-заменителей, имеющих функциональное значение, по форме сходными с игровыми предметами, идентичных друг другу.Второй этап (в 4-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, отражающие гендерные установки. Переходу детей к совместной ролевой игре будут способствовать следующие условия:- участие в игре взрослого;- включение в сюжет персонажей, представляющих смысловое единство;- выделение в игре с помощью предметных опор не отдельных ролей, а целостной ситуации ролевого взаимодействия;- создание привлекательных гендерных образов для мальчиков и девочек во всех видах деятельности;- развитие у детей игровых навыков в соответствии с содержанием игры и ролевой принадлежностью; Благодаря умению использовать предметы-заместители, действовать в воображаемом плане обогащается содержание игры, расширяются возможности гендерной роли. Если дети в младшем и среднем возрасте не овладели режиссерской и образно-ролевой игрой, то в старшем дошкольном возрасте они с трудом смогут подчиняться воображаемым правилам сюжетно-ролевой игры, понять цели и потребности остальных участников. В старшем дошкольном возрасте сюжет строится детьми по ходу игры, а не планируется заранее. Игра приобретает творческий характер. Методы развития игрового сюжета в среднем и старшем дошкольном возрасте разнообразны. Это могут быть:- введение дополнительного персонажа;- включение в сюжет объектов городской и сельской инфраструктуры;- введение проблемной ситуации, направленной на развитие нравственных качеств мальчиков и девочек;- дидактические упражнения, направленные на развитие творческого мышления;- поощрение социально одобряемых образов женского и мужского поведения по отношению к игрушкам; Для расширения ролевого репертуара рекомендуется демонстрировать и включать в содержание игр детей разнообразные гендерные образы девочек (женщин) и мальчиков (мужчин). В организации игровой пространственно-предметной развивающей среды необходимо соблюдать такие условия:* Привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики.* Наличие мини-среды светского этикета, где дети проигрывают ситуации.* Наличие мини-среды мужского и женского труда.* Достаточность и полнота материала для игры.* Наличие атрибутики и маркеров игрового пространства.* Наличие предметов, не имеющих четкого функционального значения.