Публикации Методическая разработка Доклад «Панорама педагогических технологий – Экономическое образование детей дошкольного возраста»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка Доклад «Панорама педагогических технологий – Экономическое образование детей дошкольного возраста»
Автор: Матвийчук Татьяна Анатольевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК«Панорама педагогических технологий – Экономическое образование детей дошкольного возраста»Автор: Матвийчук Татьяна Анатольевна Ноябрьск 2023год«». Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание – важное направление в дошкольной педагогике – и в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, окружающих ребенка людей, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные экономические процессы, так привлекают малышей своей развивающей средой. Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.Финансовая грамотность для дошкольников –это финансово-экономическое образование детей, направленное на формирование нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. К сожалению, многие люди не умеют распоряжаться своими доходами и планировать свои траты, а ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент успешности и финансовой грамотности. Отсюда вопрос, насколько важна эта «финансовая грамотность» в дошкольном возрасте и стоит ли ее культивировать у детей?! И кто должен и может учить этому направлению детей!?  Процесс воспитания финансовой грамотности я реализую через различные формы его организации. Это дает возможность проявить творчество, индивидуальность и что особенно важно, сделать процесс познания интересным и доступным для детей. На примере ДОУ, на мой взгляд, формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка», «Аптека», «Парикмахерская» и т.д. Это поможет ребенку социализироваться.НОД в ДОУ, помогут ребенку в изучении количественного счета. Беседы – еще одна из форм работы с детьми, которая поможет детям закрепить знания. В детском саду мы проводим беседы с детьми старшего и подготовительного возраста. «Деньги в жизни человека»,- рассказываем о видах денег, показываем их фото, демонстрируем купюры разных времен.В НОД с детьми мы включаем презентации и многое другое. И еще много, много разных видов игр и упражнений для того, то бы дети в общих чертах знали о понятии «финансовая грамотность». При планировании сюжетно-ролевых игр, большое внимание было уделено обогащению предметно-игровой среды. В группе созданы и оформлены центры, предметно-развивающая среда, дополнена атрибутами с элементами экономической природы вещей, предметов (касса, весы), изделий (копилки, кошельки), денежных единиц для игровой деятельности.В процессе игр я знакомила дошкольников с содержанием деятельности людей разных профессий, с семейной экономикой, продуктами труда и их качеством, с видами денежных знаков (монеты, купюры), с видами и формами торговли и т.д.Дети с интересом узнавали о труде, профессиях, бюджете семьи, карманных деньгах. Я подобрала следующие сюжетно-ролевые игры экономического содержания:- «Банк» - Систематизировать знание детей о банке и банковских служащих, знакомство с некоторыми экономическими представления;- «Магазин» - расширяет представление детей о том, что такое магазин; дает новые понятие «товар», продовольственные и промышленные товары, цена; разновидности магазинов; Эти игры помогли закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги, о необходимости разумного подхода к деньгам, важности понимания, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия. Проведённая работа способствовала тому, что дети не только получили определённые экономические знания, у них, расширился экономический словарь, они овладели экономическими терминами, умением правильно применять их в разговоре. Полученные знания и умения дети успешно применяют в повседневной жизни. Сделать экономику для детей понятной, мне помогают сюжетно-дидактические игры: «Семья», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская» и др. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Как известно, первые шаги в мир финансов ребенок делает в семье. Для родителей я подготовила консультации. Следует отметить, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, основывая это требованиями времени, но на практике не содействуют приобщению детей к миру финансов.     Исходя из этого, я поставила перед собой цель в индивидуальных беседах заинтересовать родителей, дать понять, что проблемы могут быть решены только при активном содействии детского сада и семьи.      Что может стать содержанием финансового воспитания в семье? Это, прежде всего, домашнее хозяйство. В беседе с детьми я выяснила, что почти у всех детей есть определенные и постоянные обязанности. Дети ухаживают за комнатными растениями или домашними животными, кто-то убирает за собой игрушки или помогает маме в уборке квартиры.     Совместный труд в семье удовлетворяет потребность детей в общении, приучает к бережливости и экономности, а это показатели общей культуры человека, его зрелости. Важно привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись. А без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье. Здесь очень важно объяснить значимость денег и может это происходить в форме элементарных бесед, чтения сказок, стихотворений. Все формы работы в ДОУ, так же применимы в семейной практике. Любые формы работы можно усложнять и дополнять по мере взросления ребенка. Основная задача родителей после выпуска из детского сада – учить ребенка пользоваться «карманными деньгами», объяснять важность денег в семье и лично для человека, на что можно тратить деньги и многое другое. Но самое главное – это воспитывать ребенка на своем собственном примере! Таким образом, можно отметить, что создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно влияет на становление экономической культуры детей и способствует формированию финансовой грамотности. И вместе с тем развивает познавательную активность и совершенствует коммуникативные навыки детей. Кроме того, дети знакомятся с людьми разных профессий, более бережно относятся к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся взаимодействовать друг с другом. Отсюда вывод, нужно со временем ребенку получить свой финансовый опыт, и первое время будет сложно, но главное не забывать о ценности дошкольного возраста. Работая по данной теме, могу с уверенностью сказать, что тема актуальна, своевременна и, несомненно, интересна. Дети занимаются с удовольствием. Этому способствовали создание развивающей среды и подбор художественной литературы. В заключении хочется сказать, что планирую продолжить работу по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников. Для себя поставили цель: повышать уровень профессиональной подготовки по данной теме, изучать методическую литературу и продолжить работу с детьми.Список использованных литературных источников1.   Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. 2.   Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. 3.   Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. 4.   Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. 5.   Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. 6.   Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб: «Детство – пресс», 2001. 7.   Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. 8.   Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. 9.            Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. 10. Ульева Е. Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018.11. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 201712. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.