Публикации
Опыт внедрения технологии восстановительной медиации в рамках школьной службы примирения БОУ «Тарская СОШ№3»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опыт внедрения технологии восстановительной медиации в рамках школьной службы примирения БОУ «Тарская СОШ№3»
Автор: Шевцова Полина Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опыт внедрения технологии восстановительной медиации в рамках школьной службы примирения БОУ «Тарская СОШ№3»
Автор: Шевцова Полина Владимировна
Автор статьи:
Шевцова Полина Владимировна,
Руководитель:
Чужакова Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
педагог-психолог,
куратор Школьной службы медиации
БОУ Тарская СОШ№3,
Опыт внедрения технологии восстановительной медиации в рамках школьной службы примирения БОУ Тарская СОШ№3
Медиация является одной из технологий альтернативного урегулирования споров, при котором участвует какая–либо третья нейтральная сторона, не заинтересованная в данном конфликте.
В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1916-р, в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.
В 2014 году БОУ Тарская средняя общеобразовательная школа№3 вступила в проект создания Школьной службы примирения (медиации) (ШСП).
На этапе становления Службы школьной медиации 4 педагога нашей школы: Чужакова И.Н., Ташимова О.А., Кравцова А.С. и Баширова Н.А. – прошли необходимое обучение по восстановительным технологиям в Тф ОмГПУ по теме Школьная медиация: психолого-педагогические и правовые аспекты.
В начале 2014-2015 учебного года в школе были разработаны и утверждены на педагогическом совете следующие документы: Положение о школьной службе медиации бюджетного общеобразовательного учреждения Тарская средняя общеобразовательная школа №3 Тарского муниципального района Омской области, Стандарты восстановительной медиации, план работы службы медиации; подписан приказ О создании школьной службы медиации, в котором был определен куратор и координатор службы - педагог-психолог, учитель русского языка и литературы Чужакова Ирина Николаевна, утвержден список членов Школьной службы медиации: Баширова Н.А.- заместитель по УВР, Ташимова О.А.-учитель начальных классов и Кравцова А.С.- учитель математики.
Что же представляет из себя служба медиации? Давайте немного разберемся в понятиях.
В школе учатся дети разного социального положения, разных стилей воспитания, что может создать потенциально конфликтную среду, в которой школьники находятся значительную часть своего времени.
Типичные способы реагирования на конфликты в школе:
Административно-карательный, вызов родителей в школу;
Направление к психологу или социальному педагогу;
Стрелки среди подростков;
Замалчивание.
В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники, а кто-то за них. В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.
Школьная медиация на сегодняшний день способна грамотно помочь в разрешении различных конфликтов при помощи независимого посредника - школьного медиатора. В медиации стороны конфликта являются активными участниками в решении вопроса по существу спора, а нейтральный посредник является помощником и организатором диалога между сторонами, направленного на взаимопонимание и достижение взаимоприемлемых результатов. Служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением медиаторов. Она создает условия для конструктивного разрешения конфликтов. Это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.
Таким образом, целью службы школьной медиации является формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
Задачи:
- сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети;
- распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);
- помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
- организация в образовательном учреждении не карательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
- проведение программ восстановительного разрешения конфликтов (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных восстановительных конференций, семейных конференций) для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;
- обучение учащихся и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;
- организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации;
- оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.
Первые трудности, с которыми пришлось столкнуться медиаторам нашей школы, это - отсутствие опыта и уверенности, страх ошибиться, а также возникли проблемы с разграничением областей деятельности воспитательной службы, психологической службы и СШМ, преодолением привычного способа учителей урегулирования школьных конфликтов.
На первом этапе было проведено информирование участников образовательного процесса о деятельности школьной службы медиации: на классных часах в доступной форме в соответствии с возрастом учащихся рассказаны цели и задачи медиации; на общешкольных родительских собраниях родители ознакомились с восстановительными технологиями. Тематика встреч: Возможности школьной службы примирения, Школьная служба примирения как новая форма работы в направлении профилактики правонарушений в среде несовершеннолетних.
Был создан стенд с необходимой информацией, распространены информационные буклеты Школьная служба примирения среди всех участников образовательного процесса, проведена просветительская работа среди педагогов на педсоветах, совещаниях классных руководителей, размещена информация на сайте школы. Затем началось исследование видов конфликтных ситуаций в школе и отбор случаев, приемлемых для работы ШСМ, осваивались различные способы поступления сигналов о конфликтах.
За период с 2014 года по 2022 год Школьная служба примирения оказала помощь многим семьям, педагогам и школьникам в урегулировании конфликтов, т.е. были организованы и проведены предварительные и примирительные встречи с участниками образовательного процесса. Доказательством эффективности применения восстановительной медиации в школе является отсутствие рецидивов в рассмотренных Школьной службой примирения конфликтных ситуаций в диаде ученик - ученик.
После проведения процедуры медиатор оформляет отчет по программе примирения. За период работы службы медиации было рассмотрено 46 случаев. В основном, конфликты возникают среди обучающихся 5-9 классов.
На основе данных журнала регистрации конфликтных ситуаций, я сделала анализ, результаты которого приведены в таблице 1.
Таблица 1. Анализ показателей работы ШСП
Учебный год
Кол-во обращений
Разрешено конфликтных ситуаций медиаторами
2014-2015
2
2
2015-2016
3
3
2017-2017
7
7
2017-2018
7
7
2018-2019
7
7
2020-2021
11
11
2021-2022
9
9
Итого
46
46
За время работы Школьной службы медиации БОУ Тарская СОШ№3 приняла участие в следующих мероприятиях:
- В 2016 году Чужакова Ирина Николаевна получила сертификат за участие и использование методических материалов международного дистанционного информационно-образовательного проекта Медиация в образовании, реализуемого в 2016-2017 учебном году.
- В 2016-2017 учебном году БОУ Тарская СОШ№3 стала муниципальной методической площадкой Центра сопровождения служб школьной медиации Института развития образования Омской области. Были проведены два районных семинара для медиаторов по темам: Освоение и применение приемов школьной медиации, Профилактика суицида в образовательной среде.
- В рамках муниципальной методической площадки Центра сопровождения служб школьной медиации Института развития образования Омской области был проведен районный обучающий семинар на базе БОУ Тарская СОШ№3 по теме Пути к примирению.
- В 2017-2018 учебном году куратор службы Чужакова Ирина Николаевна участвовала в Международной профессиональных олимпиадах для работников образовательных организаций и студентов педагогических специальностей:
* Диплом 2 степени Медиация как способ управления конфликтами
* Диплом 2 степени Как распознать и предотвратить детский суицид (помощь для педагогов)
* Диплом 1 степени Медиация как способ управления конфликтами
* Диплом 1 степени Кибербуллинг в образовательной организации
- В 2018-2019 были проведены 2 районных обучающих семинара на базе БОУ Тарская СОШ№3 для педагогов и родителей по теме Пути к примирению (из опыта родительских собраний).
- В 2017 г Чужакова Ирина Николаевна выступала на районном семинаре по теме Опыт внедрения технологии восстановительной медиации в рамках школьной службы примирения БОУ Тарская СОШ№3.
- В 2020г проведен семинар для педагогов Детского Дома –интерната Пути примирения. Опыт работы.
Кроме того, куратор Школьной службы медиации Чужакова Ирина Николаевна постоянно повышает свою квалификацию по медиации. Были пройдены следующие курсы по повышению квалификации:
1). 2015г Профилактика суицидальности, буллинга, насилия и жестокости в детско-подростковой и молодежной среде средствами медиации;
2). 2017г Психология учителю: работа с трудными учениками и родителями;
3). 2018г Медиация. Современные технологии и методы разрешения конфликтов в рамках образовательной организации;
4). 2019г Психологическое консультирование в образовательном учреждении;
5). 2019г Профилактика суицидального поведения у подростков;
6). 2021г Служба медиации в образовательной организации;
7). 2022г получила диплом о переподготовке с присвоением квалификации Специалист в медиации.
В старших классах обучающиеся проявили большой интерес к вопросам медиации, обучению мирному устранению конфликтов. С 2018 года в школе для обучающихся 10-11 классов в рамках внеурочной деятельности был введен кружок Школа медиаторов: пути примирения, который рассчитан на 34 часов в год. На занятиях рассматриваются такие вопросы, как:
Что такое служба медиации, Актуальность школьных служб примирения, Восстановительные программы, применяемые в ШСП, Способы разрешения конфликтов. В ходе занятий и тренингов ребята знакомятся со службой медиации, ее функциями, необходимостью наличия ШСП в школе, конфликтными случаями, путями их разрешения. Участники изучают программы, которые применяются в ШСП, узнают, что дает участие в программе подростку, совершившему правонарушение и подростку – потерпевшему, какие этапы примирения существуют в медиации. На занятиях обсуждаются возможные школьные конфликтные случаи, пути их разрешения.
В течение учебного года ребята помогают медиатору в разрешении конфликтов среди школьников, применяя свои навыки на практике. Обучающиеся ведут сбор информации по школьным конфликтам, совместно с медиатором анализируют случаи, принимают участие в предварительных и примирительных встречах, обсуждают результаты завершенных медиаций. Привлечение к работе обучающихся способствует большему количеству разрешения школьных конфликтов, так как дети общаются на уровне ученик - ученик. Я также являюсь волонтером - медиатором. Занятия и участие в примирительных сессиях позволили мне расширить мои знания о способах урегулирования конфликта, получить психологические навыки, необходимые для конструктивного общения с окружающими.
Кроме рассмотрения конфликтных ситуаций в школе, Школьная служба медиации занимается профилактической деятельностью. Особое внимание уделяется детям, попавшим в трудные жизненные обстоятельства, детям из социально неблагополучных семей и детям, совершившим правонарушения, оказывается помощь в восстановлении взаимоотношений ребенка и родителей. В профилактических целях медиаторы проводят беседы с учащимися, систематически нарушающими дисциплину. Сократилось количество случаев обращения в Совет профилактики школы.
Педагогами школы в рамках профилактической работы были проведены классные часы по темам:Давайте жить дружно!, Друг. Дружба, Пороки и добродетель, Мы просто другие, Семейные традиции, Давайте вместе учиться достойно, с минимальными потерями выходить из конфликтов!!!, Выбор за тобой, Дружба и взаимоотношения в коллективе, Добро и зло, Ты в этом мире не один, Общественные дела – путь к взаимопониманию, Я и мой мир, Если в семье конфликт, Моя семья, Правда и ложь, Будь справедлив в словах и поступках, а также рассматривались следующие вопросы на родительских собраниях: Законодательство для родителей о воспитании детей (беседа), Право ребёнка на защиту от всех форм жестокого обращения (лекция), Наши дети нуждаются в защите, Права и обязанности детей и родителей в детско - родительских взаимоотношениях в семье, Если в семье конфликт, Профилактика жестокого обращения с детьми,Профилактика злоупотребления алкоголя, наркотических средств, среди несовершеннолетних и пропаганда ЗОЖ, Жестокое обращение с детьми, Агрессивные дети. Причины и последствия, Ваш ребёнок взрослеет, Нравственные аспекты здоровой семьи.
Также проводилось анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения.
Таким образом, проанализировав работу Школьной службы медиации и приняв участие в роли волонтера - медиатора, я пришла к выводу, что школьная служба примирения может помочь учащимся:
1. Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;
2. Научиться убеждать других словами, а не силой.
3. Научиться выходить из конфликта, ссоры, обиды так, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
4. Научиться помогать другим помириться (своим друзьям, сверстникам и родителям).
5. Получить уникальные навыки медиатора и опыт миротворческой деятельности.
6. Лучше понимать сверстников и взрослых (родителей и учителей).
7. Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.
8. У детей- обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
9. Ребенку- правонарушителю восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя хулиганом или человеком, которым взрослые всегда недовольны, восстановить хорошее отношение со стороны сверстников, родителей и педагогов, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать попадания в ситуации сильных конфликтов или правонарушений.
Шевцова Полина Владимировна,
Руководитель:
Чужакова Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
педагог-психолог,
куратор Школьной службы медиации
БОУ Тарская СОШ№3,
Опыт внедрения технологии восстановительной медиации в рамках школьной службы примирения БОУ Тарская СОШ№3
Медиация является одной из технологий альтернативного урегулирования споров, при котором участвует какая–либо третья нейтральная сторона, не заинтересованная в данном конфликте.
В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1916-р, в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.
В 2014 году БОУ Тарская средняя общеобразовательная школа№3 вступила в проект создания Школьной службы примирения (медиации) (ШСП).
На этапе становления Службы школьной медиации 4 педагога нашей школы: Чужакова И.Н., Ташимова О.А., Кравцова А.С. и Баширова Н.А. – прошли необходимое обучение по восстановительным технологиям в Тф ОмГПУ по теме Школьная медиация: психолого-педагогические и правовые аспекты.
В начале 2014-2015 учебного года в школе были разработаны и утверждены на педагогическом совете следующие документы: Положение о школьной службе медиации бюджетного общеобразовательного учреждения Тарская средняя общеобразовательная школа №3 Тарского муниципального района Омской области, Стандарты восстановительной медиации, план работы службы медиации; подписан приказ О создании школьной службы медиации, в котором был определен куратор и координатор службы - педагог-психолог, учитель русского языка и литературы Чужакова Ирина Николаевна, утвержден список членов Школьной службы медиации: Баширова Н.А.- заместитель по УВР, Ташимова О.А.-учитель начальных классов и Кравцова А.С.- учитель математики.
Что же представляет из себя служба медиации? Давайте немного разберемся в понятиях.
В школе учатся дети разного социального положения, разных стилей воспитания, что может создать потенциально конфликтную среду, в которой школьники находятся значительную часть своего времени.
Типичные способы реагирования на конфликты в школе:
Административно-карательный, вызов родителей в школу;
Направление к психологу или социальному педагогу;
Стрелки среди подростков;
Замалчивание.
В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники, а кто-то за них. В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.
Школьная медиация на сегодняшний день способна грамотно помочь в разрешении различных конфликтов при помощи независимого посредника - школьного медиатора. В медиации стороны конфликта являются активными участниками в решении вопроса по существу спора, а нейтральный посредник является помощником и организатором диалога между сторонами, направленного на взаимопонимание и достижение взаимоприемлемых результатов. Служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением медиаторов. Она создает условия для конструктивного разрешения конфликтов. Это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.
Таким образом, целью службы школьной медиации является формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
Задачи:
- сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети;
- распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);
- помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
- организация в образовательном учреждении не карательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
- проведение программ восстановительного разрешения конфликтов (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных восстановительных конференций, семейных конференций) для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;
- обучение учащихся и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;
- организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации;
- оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.
Первые трудности, с которыми пришлось столкнуться медиаторам нашей школы, это - отсутствие опыта и уверенности, страх ошибиться, а также возникли проблемы с разграничением областей деятельности воспитательной службы, психологической службы и СШМ, преодолением привычного способа учителей урегулирования школьных конфликтов.
На первом этапе было проведено информирование участников образовательного процесса о деятельности школьной службы медиации: на классных часах в доступной форме в соответствии с возрастом учащихся рассказаны цели и задачи медиации; на общешкольных родительских собраниях родители ознакомились с восстановительными технологиями. Тематика встреч: Возможности школьной службы примирения, Школьная служба примирения как новая форма работы в направлении профилактики правонарушений в среде несовершеннолетних.
Был создан стенд с необходимой информацией, распространены информационные буклеты Школьная служба примирения среди всех участников образовательного процесса, проведена просветительская работа среди педагогов на педсоветах, совещаниях классных руководителей, размещена информация на сайте школы. Затем началось исследование видов конфликтных ситуаций в школе и отбор случаев, приемлемых для работы ШСМ, осваивались различные способы поступления сигналов о конфликтах.
За период с 2014 года по 2022 год Школьная служба примирения оказала помощь многим семьям, педагогам и школьникам в урегулировании конфликтов, т.е. были организованы и проведены предварительные и примирительные встречи с участниками образовательного процесса. Доказательством эффективности применения восстановительной медиации в школе является отсутствие рецидивов в рассмотренных Школьной службой примирения конфликтных ситуаций в диаде ученик - ученик.
После проведения процедуры медиатор оформляет отчет по программе примирения. За период работы службы медиации было рассмотрено 46 случаев. В основном, конфликты возникают среди обучающихся 5-9 классов.
На основе данных журнала регистрации конфликтных ситуаций, я сделала анализ, результаты которого приведены в таблице 1.
Таблица 1. Анализ показателей работы ШСП
Учебный год
Кол-во обращений
Разрешено конфликтных ситуаций медиаторами
2014-2015
2
2
2015-2016
3
3
2017-2017
7
7
2017-2018
7
7
2018-2019
7
7
2020-2021
11
11
2021-2022
9
9
Итого
46
46
За время работы Школьной службы медиации БОУ Тарская СОШ№3 приняла участие в следующих мероприятиях:
- В 2016 году Чужакова Ирина Николаевна получила сертификат за участие и использование методических материалов международного дистанционного информационно-образовательного проекта Медиация в образовании, реализуемого в 2016-2017 учебном году.
- В 2016-2017 учебном году БОУ Тарская СОШ№3 стала муниципальной методической площадкой Центра сопровождения служб школьной медиации Института развития образования Омской области. Были проведены два районных семинара для медиаторов по темам: Освоение и применение приемов школьной медиации, Профилактика суицида в образовательной среде.
- В рамках муниципальной методической площадки Центра сопровождения служб школьной медиации Института развития образования Омской области был проведен районный обучающий семинар на базе БОУ Тарская СОШ№3 по теме Пути к примирению.
- В 2017-2018 учебном году куратор службы Чужакова Ирина Николаевна участвовала в Международной профессиональных олимпиадах для работников образовательных организаций и студентов педагогических специальностей:
* Диплом 2 степени Медиация как способ управления конфликтами
* Диплом 2 степени Как распознать и предотвратить детский суицид (помощь для педагогов)
* Диплом 1 степени Медиация как способ управления конфликтами
* Диплом 1 степени Кибербуллинг в образовательной организации
- В 2018-2019 были проведены 2 районных обучающих семинара на базе БОУ Тарская СОШ№3 для педагогов и родителей по теме Пути к примирению (из опыта родительских собраний).
- В 2017 г Чужакова Ирина Николаевна выступала на районном семинаре по теме Опыт внедрения технологии восстановительной медиации в рамках школьной службы примирения БОУ Тарская СОШ№3.
- В 2020г проведен семинар для педагогов Детского Дома –интерната Пути примирения. Опыт работы.
Кроме того, куратор Школьной службы медиации Чужакова Ирина Николаевна постоянно повышает свою квалификацию по медиации. Были пройдены следующие курсы по повышению квалификации:
1). 2015г Профилактика суицидальности, буллинга, насилия и жестокости в детско-подростковой и молодежной среде средствами медиации;
2). 2017г Психология учителю: работа с трудными учениками и родителями;
3). 2018г Медиация. Современные технологии и методы разрешения конфликтов в рамках образовательной организации;
4). 2019г Психологическое консультирование в образовательном учреждении;
5). 2019г Профилактика суицидального поведения у подростков;
6). 2021г Служба медиации в образовательной организации;
7). 2022г получила диплом о переподготовке с присвоением квалификации Специалист в медиации.
В старших классах обучающиеся проявили большой интерес к вопросам медиации, обучению мирному устранению конфликтов. С 2018 года в школе для обучающихся 10-11 классов в рамках внеурочной деятельности был введен кружок Школа медиаторов: пути примирения, который рассчитан на 34 часов в год. На занятиях рассматриваются такие вопросы, как:
Что такое служба медиации, Актуальность школьных служб примирения, Восстановительные программы, применяемые в ШСП, Способы разрешения конфликтов. В ходе занятий и тренингов ребята знакомятся со службой медиации, ее функциями, необходимостью наличия ШСП в школе, конфликтными случаями, путями их разрешения. Участники изучают программы, которые применяются в ШСП, узнают, что дает участие в программе подростку, совершившему правонарушение и подростку – потерпевшему, какие этапы примирения существуют в медиации. На занятиях обсуждаются возможные школьные конфликтные случаи, пути их разрешения.
В течение учебного года ребята помогают медиатору в разрешении конфликтов среди школьников, применяя свои навыки на практике. Обучающиеся ведут сбор информации по школьным конфликтам, совместно с медиатором анализируют случаи, принимают участие в предварительных и примирительных встречах, обсуждают результаты завершенных медиаций. Привлечение к работе обучающихся способствует большему количеству разрешения школьных конфликтов, так как дети общаются на уровне ученик - ученик. Я также являюсь волонтером - медиатором. Занятия и участие в примирительных сессиях позволили мне расширить мои знания о способах урегулирования конфликта, получить психологические навыки, необходимые для конструктивного общения с окружающими.
Кроме рассмотрения конфликтных ситуаций в школе, Школьная служба медиации занимается профилактической деятельностью. Особое внимание уделяется детям, попавшим в трудные жизненные обстоятельства, детям из социально неблагополучных семей и детям, совершившим правонарушения, оказывается помощь в восстановлении взаимоотношений ребенка и родителей. В профилактических целях медиаторы проводят беседы с учащимися, систематически нарушающими дисциплину. Сократилось количество случаев обращения в Совет профилактики школы.
Педагогами школы в рамках профилактической работы были проведены классные часы по темам:Давайте жить дружно!, Друг. Дружба, Пороки и добродетель, Мы просто другие, Семейные традиции, Давайте вместе учиться достойно, с минимальными потерями выходить из конфликтов!!!, Выбор за тобой, Дружба и взаимоотношения в коллективе, Добро и зло, Ты в этом мире не один, Общественные дела – путь к взаимопониманию, Я и мой мир, Если в семье конфликт, Моя семья, Правда и ложь, Будь справедлив в словах и поступках, а также рассматривались следующие вопросы на родительских собраниях: Законодательство для родителей о воспитании детей (беседа), Право ребёнка на защиту от всех форм жестокого обращения (лекция), Наши дети нуждаются в защите, Права и обязанности детей и родителей в детско - родительских взаимоотношениях в семье, Если в семье конфликт, Профилактика жестокого обращения с детьми,Профилактика злоупотребления алкоголя, наркотических средств, среди несовершеннолетних и пропаганда ЗОЖ, Жестокое обращение с детьми, Агрессивные дети. Причины и последствия, Ваш ребёнок взрослеет, Нравственные аспекты здоровой семьи.
Также проводилось анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения.
Таким образом, проанализировав работу Школьной службы медиации и приняв участие в роли волонтера - медиатора, я пришла к выводу, что школьная служба примирения может помочь учащимся:
1. Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;
2. Научиться убеждать других словами, а не силой.
3. Научиться выходить из конфликта, ссоры, обиды так, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
4. Научиться помогать другим помириться (своим друзьям, сверстникам и родителям).
5. Получить уникальные навыки медиатора и опыт миротворческой деятельности.
6. Лучше понимать сверстников и взрослых (родителей и учителей).
7. Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.
8. У детей- обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
9. Ребенку- правонарушителю восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя хулиганом или человеком, которым взрослые всегда недовольны, восстановить хорошее отношение со стороны сверстников, родителей и педагогов, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать попадания в ситуации сильных конфликтов или правонарушений.