Публикации РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – ЧИТАТЕЛЬ» 1-4 классы.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – ЧИТАТЕЛЬ» 1-4 классы.
Автор: Кузенкова Наталья Викторовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я ЧИТАТЕЛЬ»Для обучающихся начальной школы 1-4 классы. Автор - составитель: Кузенкова Н.В., учитель начальных классовТомск - 2022Пояснительная запискаРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Я читатель» для обучающихся 1-4 классов Томска составлена на основе:
  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года 273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
  • Приказа Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированного Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции от 29 декабря 2014 г. № 1643, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный 35916);
  • Примерной ООП НОО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. 1/15);
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2015 № 40154);
  • Программа составлена в соответствии с учетом образовательных потребностей, запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.
  • Главной целью программы можно считать создание на практике условий для развития личности ребёнка-читателя, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.Данная цель претворяется в жизнь при помощи решения группы задач:- расширить литературно-образовательное пространство младшего школьника;-приобщить юного читателя к общечеловеческим ценностям через формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений;-формировать навыки библиотечного пользователя.Общая характеристика курсаСодержание программы «Я читатель» и её реализация в начальной школе способствуют гармоничному развитию личности на основе расширения читательского пространства, интеграции индивидуальных возможностей каждого ученика. Занятия имеют общекультурную направленность.Новизна программы «Я читатель» прослеживается в расширении круга детского чтения, тесной межпредметной связи, урочной и внеурочной деятельности, в формах проведения занятий. Учащиеся практически знакомятся с разными типами книг, учатся находить нужную информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях. Одним из компонентов содержания программы является практическое знакомство с библиотекой, библиотечным фондом. Дети учатся писать отзывы и аннотации на прочитанные книги. Запланирована проектно-исследовательская деятельность, в ходе которой учащиеся выступают в разных ролях: автора, художника, редактора, артиста и т.д. Особенностью программы «Я читатель» является знакомство с автором через его малую Родину, использование на занятиях краеведческого материала, посещение литературных музеев.Описание места курса в плане внеурочной деятельностиМесто предмета в учебном плане: программа рассчитана на 4 года обучения учащихся младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятия составляет 30 минут в 1-м классе, 45 минут - во 2-4-м классах. Курс рассчитан на 33 часа в год для 1-го класса, 34 часа в год - для 2-4-го классов.Описание ценностных ориентиров содержания курсаПостоянно растёт объём информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться. Способность тщательно «переваривать» информацию и анализировать еёможно развить благодаря чтению книг. Школьный возраст - это благодатное время для того, чтобы развить в ребёнке любовь к книге и чтению.Программа «Я читатель», разнопланово переплетаясь с уроками литературного чтения, позволяет учащимся испытывать удовольствие от чтения, приобретать читательский опыт.Осмысление прочитанного и выполнение творческих заданий развивает мышление,речь ребёнка. С приходом в нашу жизнь электронных носителей информации и технологий требуется нелинейное, креативное мышление. Чтение заставляет достраивать то, о чём надо иметь представление. А это основа воображения. Воображение, в свою очередь, - это основа творчества, которое так необходимо каждому человеку в современном обществе. С первого посещения библиотеки, постоянного общения с книгою в непринуждённой обстановке, со знакомства со способами выхода из трудных жизненных ситуаций, почерпнутых из литературы, в постоянном поиске и творчестве рождается читатель. А настоящим читатель - это грамотный гражданин, знающий и любящий историю, культуру своего народа, умеющий нравственно оценивать себя в обществе, уважать окружающих.Введение программы «Я читатель» можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что она способствует формированию читательской культуры, развитию коммуникативной компетенции, раздвигает горизонты информационного поля и творческих способностей учащихся.Данная цель претворяется в жизнь при помощи решения группы задач:
  • расширить литературно-образовательное пространство младшего школьника;
  • приобщить юного читателя к общечеловеческим ценностям через формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений;
  • формировать навыки библиотечного пользователя.
  • В основе программы лежит системно-деятельностный подход.Результаты освоения курса внеурочной деятельностиВ результате освоения курса «Я читатель» формируются следующие предметные знания и умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • потребность в систематическом чтении;
  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • культура чтения;
  • восприятие литературы как части искусства, умение творчески осмыслить свои чувства и выразить их в творческих работах;
  • умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
  • знание правил пользования библиотекой; обращения с книгой, гигиены чтения
  • Регулятивные учебные умения:
  • умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • умение самостоятельно работать с новым произведением;
  • умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
  • Познавательные учебные умения:
  • умение прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • умение отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • умение ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
  • умение составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
  • умение соотносить автора произведения с временем и местом его жизни.
  • Коммуникативные учебные умения:
  • умение выражать своё мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, её оформлении и структуре в устной и письменной речи; '
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;
  • пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
  • вести диалог о прочитанной книге;
  • строить сообщения в устной и письменной форме.
  • Личностные результаты:
  • эмпатия как осознанное понимание чувств других людей сопереживание им, выражающиеся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
  • этические чувства - стыд, вина, совесть как регуляторы морального поведения;
  • осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • умение делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
  • 1 классСодержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
  • Давайте познакомимся (5 часов)
  • Знакомство детей с целями и задачами занятий, беседа о путешествии в мир книг, чтение стихотворений А. Усачёва, разучивание стихотворений И. Токмаковой, А. Барто, разучивание физических упражнений на материале стихотворений для проведения физминуток на уроках. Осенняя экскурсия, составление портрета Осени, прослушивание фрагмента из рассказа И. Тургенева «Лес и степь», стихотворений В. Авдеенко «Осень», А. Плещеева «Скучная картина!..» Экскурсия в библиотеку. Составные части книги.
  • Мои первые книжки (12 часов)
  • Русские народные сказки, инсценирование сказки, понятия «роль», «актёр»,«декорация», «музыкальное оформление». Сказки К. Чуковского, стихотворения С. Михалкова, А. Барто. Зимняя экскурсия.
  • О чём хочется читать. (9 часов)
  • Произведения о животных, природе, отношение людей к окружающему миру. Сравнение русской народной сказки и авторской с одинаковым названием «Теремок». В. Драгунский«Зелёнчатые леопарды», А. Шалыгин «Если есть хороший друг», В. Маяковский «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла». Весенняя экскурсия.
  • Об авторах и художниках. (6 часов)
  • Произведения о детских годах писателей, о нелёгком литературном труде, об умении читать, советы начинающим читателям. | С. Маршак «В начале жизни», В. Берестов«Мужчина», Г. Цыферов «Лягушонок-пекарь», И. Черницкая «Что такое Родина?» Иллюстраторы детских книг. Летняя экскурсия. Произведения о Родине, её героях
  • О читателях. (1 час)
  • 2 класс
  • Здравствуй, книга! (1 час)
  • Знакомство детей с целями и задачами занятий, рассказ детей летнем периоде стрече с интересной книгой. Составление отзыва) книге.
  • Такие разные книги. (6 часов).
  • История появления книг. Какие бывают книги. Знакомство справочниками, энциклопедиями, словарями. Цель составителей этих книг. Книги-сборники, работа с содержанием книги.Проект «Моя книга» (2 часа)Из каких частей состоит книга. Изготовление книжки-малышки Содержание книги. Оформление. Изготовление книги
  • Зачем нужны газеты и журналы (5 часов)
  • История появления первой газеты и первого журнала для детей. Чем интересна современная периодическая печать для детей. Журналы «Мурзилка», «Юный натуралист», «Роман-газета для детей», «Эрудит»: год издания, кому адресован, рубрики, авторы, произведения.Проект «Наш журнал» (2 часа)Кто работает над созданием журнала. Создание макета журнала: название, возраст читателей, рубрики, содержание. Защита своего проекта.
  • Не только сказки. (6 часов)
  • Что такое мифы. Мифы Древней Греции. Знакомство с легендами. Паньков «Легенда о матерях», легенды о цветах. Предания. Потешки, прибаутки, заучивание их наизусть. Сказки, которые дают ответ на вопрос. Сравнение с научным ответом. Конкурс сказителей и знатоков сказок.Проект «Моя сказка» (2 часа)Какие бывают сказки. Приёмы создания сказки. Написание сказки. Художественное оформление. Защита своей сказки.
  • Какого цвета детство (7 часов)
  • Произведения писателей для детей. О дружбе: А. Барто «Мой друг», Н. Артюхова«Подружки». О помощи человека животным (рассказы Н. Сладкова). Об учёбе и отдыхе: рассказы В. Голявкина, Н. Носова, В. Драгунского. Конкурс чтецов.Проект «Это интересно» (2 часа)Разучивание игр, создание выставки увлечений детей, объединение по интересам. Представление к защите единого «продукт» команды
  • Какой я читатель? (1 час) Тестирование, литературная викторина.
  • 3 класс
  • Что читали? Что узнали? (1 час)
  • Рассказы о встрече с новой книгой. «Открытие» учащимися автора. Аннотация. Знакомство детей с целями и задачами занятий. Литературная география России.
  • Богатое наследие России (1 час)
  • Рассказ учителя о писателях, их произведениях, вошедших в мировую сокровищницу. Вернисаж портретов писателей, поэтов. О художниках-портретистах.
  • Литературная Москва (6 часов)
  • Москва - родина многих русских писателей, поэтов. Рассказ о пушкинских местах в Москве. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». К.Г.Паустовский «Михайловские рощи», «Барсучий нос». К. Булычёв «Девочка с Земли». Рассказы Ю. Коваля, Г. Снегирёва
  • Экскурсия в литературный музей (2 часа)
  • Посещение литературного музея, который есть в городе. Заочное путешествие в музей писателя (по выбору).
  • Литературное путешествие в Северную столицу (3 часа)
  • О писателях, родившихся в Санкт-Петербурге. А.И. Пантелеев «Буква «ты», «Честное слово». В. Бианки «Лесная газета». Стихи М. Яснова «Неправильные глаголы», «Радость» и др.
  • Писатели земли тульской (3 часа)
  • Заочное путешествие в дом-музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. Рассказы и были для детей Л.Н. Толстого. К.Д. Ушинский «Родное слово», «Рассказы и сказки».
  • Родом из центра России (6 часов)
  • О писателях, родившихся в центральных областях России. С.Я. Маршак «Вначале жизни: Страницы воспоминаний». Стихи для детей С.Я. Маршака. С.Я. Маршак«Кошкин дом». А.П. Гайдар «Дальние страны». Рассказы М. Пришвина.
  • Вдоль по Волге-реке (4 часа)
  • О писателях, кто родился на Волге. Н. Некрасов «Стихи для детей», М. Горький «Детство», «Воробьишко». Л. Кассиль «Черемыш - брат героя».
  • «В стране чудес и несметных сокровищ» (5 часов)
  • О писателях Урала, Сибири. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», «Алёнушкины сказки». Рассказы и сказки Е. Пермяка. Г. Сапгир и Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково», Г. Цыферов «Весна будет всегда», М.Д. Сергеев «В чудесном доме», В. Крапивина «Рейс "Ориона"», стихи Г. Граубина.
  • Писатели моего края (1 час)
  • Творчество авторов родного края (по материалам краеведения).
  • «Проект литературный музей»
  • Сбор материалов о писателе, о предметах, связанных с ним. «Создание» музея и экскурсия для посетителей (ролевая игра).4класс (34 часа)
  • Круг моего чтения (1ч)
  • Рассказы о книгах, которые вызывают повышенный интерес. Знакомство детей с целями и задачами занятий. Детские писатели мира.
  • По книжным полкам мира (1ч)
  • Рассказ учителя о писателях, их произведениях, вошедших в мировую сокровищницу. Вернисаж портретов писателей, поэтов. О художниках-портретистах.
  • Раздел 1. Старая добрая Англия (5ч)
  • ОдетскихписателяхВеликобританииЛ. Кэрролл«Алисавстранечудес».Д. Дефо«Робинзон Крузо», Р.Л. Стивенсон. Стихи и баллады.
  • Раздел 2. Родина Шарля Перро (2 ч)
  • Перро «Золушка», Д. Пикули «Сказки про Лулу».
  • Раздел 3. Сказки из Дании (Зч)
  • Рассказ об Андерсене, Ю. Нагибин «Лучший сказочник», Е. Пермяк «Некрасивая ёлка», Г. Андерсен «Дикие лебеди».
  • Раздел 4. Где живёт Карлсон (4ч)
  • О писателях из Швеции. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», А. Линд грен «Эмиль из Лённеберги».
  • Проект «Хочу спросить» (2 ч)
  • Сбор материала о жизни зарубежного детского писателя, интервью (составление вопросов и ответов).
  • Раздел 5. Детская литература Германии (3 ч)
  • О детских писателях Германии. Братья Гримм и их сказка «Железный Ганс, или Лягушонок». Сказка В. Гауфа «Калиф-аист».
  • Раздел 6. Привет из Италии (Зч)
  • О Джанни Родари. Д. Родари «Сказки по телефону», «Джельсо-мино в Стране лжецов».
  • Раздел 7. Писатели Нового Света (4ч)
  • Биография Марка Твена. М. Твен «Приключения Тома Сойера». Харрис Джоэль Чендлер«Сказки дядюшки Римуса».
  • Проект «Литературная викторина» (2ч)
  • Подготовка вопросов к интеллектуальной игре. Проведение викторины.
  • Раздел 8. Ближе к дому (4ч)
  • Переводчики детских книг. Исследование, кому из литературных героев поставлен памятник. Литературный праздник. Письмо читателей авторам книг.Тематическое планирование1 классТематическое планирование 2 классТематическое планирование 3 классТематическое планирование 4 классОписание материально-технического обеспечения курса программы:
  • книжный фонд;
  • медиатека;
  • видеотека;
  • телевизор, ВУВ-плеер, видеомагнитофон;
  • принтер;
  • бумага;
  • цифровой фотоаппарат;
  • компьютер;
  • мультимедийное оборудование: экран и проектор.
  • Формы и средства контроля
  • Театрализованное представление;
  • выставка творческих работ;
  • проектная работа.
  • Способы определения результативности:
  • анкетирование;
  • тестирование.
  • Литература для обучающихся
  • Сказки К. И. Чуковского.
  • Стихотворения С. Михалкова.
  • Рассказ И. Тургенева «Лес и степь».
  • Стихотворение В. Авдеенко «Осень».
  • А. Плещеев. Стихотворение «Скучная картина!..»
  • Стихи А. Л. Барто.
  • Стихи И. Токмаковой.
  • Русские народные сказки.
  • В. Драгунский «Зелёнчатые леопарды»,.
  • А. Шалыгин «Если есть хороший друг».
  • В. В. Маяковский «Кем быть?»,
  • Д. Родари «Чем пахнут ремёсла».
  • С. Маршак «В начале жизни».
  • В. Берестов «Мужчина».
  • Г. Цыферов «Лягушонок-пекарь».
  • И. Черницкая «Что такое Родина?»
  • А. Барто «Мой друг».
  • Н. Артюхова «Подружки».
  • О помощи человека животным (рассказы Н. Сладкова).
  • Мифы Древней Греции.
  • А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».
  • К.Г. Паустовский «Михайловские рощи». «Барсучий нос».
  • К. Булычёв «Девочка с Земли».
  • Рассказы Ю. Коваля, Г. Снегирёва.
  • Рассказы и были для детей Л.Н. Толстого.
  • К.Д. Ушинский «Родное слово», «Рассказы и сказки».
  • Стихи для детей С.Я. Маршака. С.Я. Маршак «Кошкин дом».
  • А.П. Гайдар «Дальние страны».
  • Рассказы М. Пришвина.
  • М. Горький «Детство», «Воробьишко».
  • Л. Кассиль «Черемыш - брат героя».
  • Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».
  • Д. Дефо «Робинзон Крузо».
  • Ш. Перро «Золушка».
  • Д. Пикули «Сказки про Лулу».
  • Д. Родари «Сказки по телефону», «Джельсо-мино в Стране лжецов».
  • М. Твен «Приключения Тома Сойера».
  • Харрис Джоэль Чендлер «Сказки дядюшки Римуса».