Публикации «Жизнь и здоровье ребенка — в наших руках!»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Жизнь и здоровье ребенка — в наших руках!»
Автор: Михайлова Надежда Игоревна

«Жизнь и здоровье ребенка — в наших руках!»Михайлова Н.И. Посещение детского сада является первым шагом в жизни малышей, когда появляется необходимость ответственности, дисциплины, внимательного общения не только с родителями, но и с воспитателем, няней, сверстниками.Это очень важный период для родителей не только с точки зрения развития ребенка, но и с воспитания основ безопасного поведения. С первых шагов надо вдумчиво разговаривать с малышом, объясняя ему любую ситуацию.Вместе с родителями воспитатели помогают сформировать у детей безопасные приёмы общения, адаптации к условиям жизни в обществе.  Формирование основ безопасного поведения у детей – это повседневная, трудная, но крайне важная работа. Ведь подготовить ребенка к поиску выхода из опасных ситуаций возможно только при условии наличия знаний о безопасном поведении. Если ребенок не знает элементарных правил поведения дома, даже обычная обстановка в знакомой квартире может быть опасной. Из-за присущей детям любознательности, подвижности, склонностей к шалостям, ребенок зачастую попадает в самые разные проблемные ситуации. Самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребенок не может развиваться и понять, что опасно, а что нет. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать свои действия и, тем более, предвидеть их последствия. Необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них проблема естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение основ безопасности в быту актуально в современном дошкольном образовании. В детском саду главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет в последнее время находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений («От рождения до школы», «Радуга», «Детство», «Основы безопасности детей дошкольного возраста»). В них выдвигаются не только традиционные задачи охраны и укрепления здоровья, но и задача формирования у ребенка знаний и умений безопасности. Наибольший процент бытового травматизма происходит именно в данный возрастной период: из всего детского травматизма бытовые травмы составляют от 50% до 75% ; из них 42% травмированных – дети первых семи лет жизни. Ранения и ушибы, электротравмы, ожоги, отравления, попадание в организм инородных тел являются наиболее часто встречаемыми среди бытовых травм. Поэтому, чрезвычайно важно создавать условия в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющие ребенку дошкольного возраста планомерно накапливать знания, умения и навыки безопасного поведения в быту.Как же объяснить детям о том, что опасно? 1.Создание развивающей среды в группе. Важен уголок безопасности в группе. Он должен быть оснащен разнообразными игровыми пособиями: атрибутами для организации и проведения сюжетно-ролевых игр по формированию представлений о безопасном поведении: макет кухни и соответствующие атрибуты, куклы, отображающие профессии спасателя-пожарного, врача, каски, пожарные «рукава», модели одежды юных спасателей-пожарных ,машин «Скорая помощь», «Полиция», «Пожарная машина», которые дошкольники активно используют в процессе самостоятельной и совместной с педагогом деятельности, а также при организации организованной образовательной деятельности, общения с воспитанниками по темам безопасности жизнедеятельности. разрезные картинки, и дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Назови причины пожара», «Сложи картинку», лото «Острые предметы» и т.п. настольно-печатные игры, направленные на формирование у детей умений устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные ситуации в рамках тематики формирования основ безопасного поведения в быту: «Опасные ситуации в доме», «Поучительные истории», «Позовём на помощь»; плакаты, альбомы для рассматривания «Правила личной безопасности», «Опасные предметы дома», «Правила поведения при пожаре», «Осторожно газ», «Острые предметы – и опасны, и полезны», «Причины пожара», «Полезные номера», «Опасный ножик», «Оказание первой помощи», «Что будет, если не выключить кран». 2.Большое значение имеет чтение и обсуждение художественной литературы. Путем заучивание стихотворений об опасных предметах, использование дидактических игр «Найди опасные предметы», «Выбери место для хранения» помогают детям усвоить прямые запреты на использование некоторых предметов домашнего обихода (розетки, электроприборы, лекарства), правильно обращаться с другими (ножницы, вилки). При знакомстве детей с произведениями художественной литературы используются такие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев; чтение фрагментов рассказа как иллюстрации к определенной опасной ситуации; анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности. Произведения с разным содержанием С.Я. Маршак «Кошкин дом», К. Чуковский «Телефон», учат детей правилам безопасности. Чем больше рассказываешь детям об опасных предметах, тем меньше угроза их в их жизни. 3. Специально организованная образовательная деятельность с воспитанниками. Особенностью будет многократное повторение, обыгрывание с разными игрушками проблемных ситуаций. Включение детей в опытно – экспериментальную деятельность, проведение целевых прогулок, экскурсий.Например, осуществляя наблюдения на прогулке за природой, движением людей и машин в зимний период, ребенок под руководством воспитателя, делает огромное количество различных открытий: «Почему дорога скользкая?», «Почему опасны висящие сосульки?», «Как вести себя в морозный день?», «Почему нельзя металлические предметы?» и т.д.В летний период необходимо как можно чаще возвращаться к формированию представление о безопасном поведении на водоеме, в лесу, при поездке в деревню, играх во дворе и т.д.Конечно, необходимо привлекать к данной работе и родителей. Беседы с родителями, проведение родительских собраний на тему «Безопасность», написание консультации о безопасности, рекомендовать произведения о безопасности для прочтения детям дома. Несомненно, работа по формированию основ безопасности ребёнка важна и необходима. Воспитанники моей группы усвоили предложенные правила поведения в опасных ситуациях. У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Они выделяют основной круг опасностей, имеют полные, точные представления о мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения; знают, как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях. Достижению результатов способствовало сотрудничество с родителями по данной проблеме. Моей задачей было направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.Результатом обучения и воспитания детей явились новые знания, которые они могут использовать в практике повседневных жизненных ситуаций. Однако, усвоить знания и уметь их применить на практике не одно и тоже, нужна постоянная ежедневная работа. Далее предстоит дальнейшая работа по выполнению перспективного плана по основам безопасной жизнедеятельности. Литература:
  • Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по ОБЖ детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004.-С.6-7.
  • Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью / Н. В. Алешина. – Москва: Элизе Трейдинг, 2002.
  • Анастасова Л.П. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности [Текст] / Л.П. Анастасова, И.В. Иванова. – М.: Знание, 2016. – 120 с.
  • Ананьев В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников [Текст] / В.А. Ананьев. – Томск: Изд-во ТГУ, 2000. – 220 с.
  • Андреева Н.А. Оптимизация взаимодействия родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н.А. Андреева // Вестн. Шадр. гос. пед. ин-та : науч. журн. – 2010. – № 4. – С. 112-116.
  • Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] / Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 9. – С. 13-20.
  • Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина. – М.: Знание, 2015. – 124 с.
  • Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / К.Ю. Белая. – М.: Мозаика синтез, 2015. – 64 с.
  • 9. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб. : Союз. 2004г.10. Башинова С. Н., Матвеева Н. Г., Ульянова Э. Э. советы психолога по основам безопасности жизни детей. Детский сад от А до Я. Научно – методический журнал для педагогов и родителей – 2006г. №4.11. Мартынов С. Здоровье ребенка в ваших рукахСоветы практического врача-педиатра: Книга для воспитателей и родителей. – М. 1991г.