Публикации Методические приёмы изучения природных стихийных бедствий в школьном курсе географии в рамках урочной деятельности на примере разработки урока.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические приёмы изучения природных стихийных бедствий в школьном курсе географии в рамках урочной деятельности на примере разработки урока.
Автор: Дрожжина Надежда Игоревна


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНЫХ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ В РАМКАХ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ УРОКА.
Урок – это важнейшая часть образовательного процесса. Который, в свою очередь, характеризуется обучением группы детей одного возраста, с занятием по чёткому расписанию и одинаковой для всех программой обучения. Главной задачей урока является освоение нового материала, который в свою очередь может быть как частью более крупного материала (программы), так и какой – либо единичной информации для осознанного восприятия и запоминания. Стихийные бедствия – одни из важнейших явлений, которые периодически случаются на территории всей планеты со времён начала её существования. Они играют важную роль в жизни природы и хозяйственной деятельности человека. Поэтому в школьном курсе географии невозможно не затронуть данную тему, поэтому прямо или косвенно, но она описана в параграфах.
Проведя анализ учебников, стоит отметить разработанные системы заданий. Опорным материалом послужили учебники географии издательства Вентана – Граф, авторы которых : В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. В 8 классе для изучения представлен курс География России, где стихийные бедствия упомянуты в темах Воды и человек. Водные ресурсы, Климат и человек, Литосфера. Рельеф. Человек. Рассмотрим урок более подробно, который направлен на: развитие творческого мышления, логики, ситуативные решения, расширение кругозора и т.п.
Ход урока
Тема: Воды и человек. Водные ресурсы
Класс: 8
Тип урока: комбинированный.
Цель: способствовать формированию представления об особенностях водных ресурсов и о роли воды в жизнедеятельности человека.
Задачи:
Образовательная: формирование представления потреблении водных ресурсах, о стихийных бедствиях, связанных с гидросферой, об их образовании и мерах предосторожности
Развивающая: формирование умений применять теоретические знания, самостоятельное получение новых знаний о водных ресурсах, их потреблении и последствиях стихийных бедствий
Воспитательная: внимательное и бережное отношение к природе, повышение интереса к предмету география
Результаты:
Предметные: поиск информации о природных ресурсах, умение работать в команде и предоставлять информацию о гидросфере и стихийных бедствиях, связанных с ней
Метапредметные: совершенствование навыков общения, работы индивидуально, в паре и по группам
Личностные: умение выслушать друг друга, уважать чужое мнение и отстаивать свою точку зрения
Тип урока: комбинированный
Средства обучения: учебник, презентация, дополнительный иллюстративный материал, макет
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Актуализация знаний
Перед вами представлен ребус. Отгадав ребус, сформулируем тему урока. (Приложение 1)
Отгадывают ребус.
Ответ: водные ресурсы
Регулятивные: направлены на концентрацию внимания
Познавательные: направлены на развитие логики
Коммуникативные: направлены на правильную постановку речи.
Целеполагание
Подводя к теме, давайте же сформулируем её вместе и назовём цель урока.
Цель: изучение взаимодействия воды и человека, её влияния и опасности стихийных бедствий, связанных с водой.
Регулятивные: направлены на концентрацию внимания
Формирование новых знаний
Изучение нового материала с помощью метода Американская мозаика. Образование команд по 4 человека. Каждому достаётся одна из частей материала.
1. Значение водных ресурсов.
2. Охрана и рациональное использование водных ресурсов
3. Стихийное явление – наводнение
4. Стихийное явление – сход снежных лавин
Каждая команда может записывать материал в таблицу, чтобы было удобнее.
2. Экспериментальный метод схождения снежной лавины. Учитель берет мокрый песок и плоскую поверхность, поднятую под наклоном. Внизу ставит домики из спичечных коробков. Затем спускает по наклонности комочек песка, который в ходе спуска увеличивается. Это наглядный эксперимент показывает схождение снежной лавины.
Можно менять наклонности.
3. Представлен видео – фрагмент из мультфильма ну, погоди! при схождении лавины. Ответить на следующие вопросы:
1. Что спровоцировало сход снежной лавины?
2. Как взаимосвязаны звуковые волны, давление и последствие их – сход лавины?
3. Может ли действительно крик человека, или как в мультфильме волка послужить причиной схода лавины?
4. Может ли действительно человек убежать или скрыться от лавины? Удалось ли это волку в мультфильме?
4. Перед вами рисунок Правила поведения при сходе снежных лавин. Опираясь на рисунок, составьте правила поведения при сходе снежной лавины. (Приложение 2)
1. Каждый член команды изучает выбранную для него тему. Затем участники разных команд, изучаюшие одинаковую часть учебного материала, собираются вместе для обсуждения. После этого они возвращаются в свои команды, и каждый из них поочередно (согласно логике учебного материала) объясняет содержание своей части остальным членам команды. Уровень усвоения учебного материала каждым учащимся оценивается по результатам индивидуальной самостоятельной работы по всему новому материалу.
2. Наблюдают за экспериментом, записывают вывод из наблюдений.
3. Отвечают на вопросы
4. Опираясь на рисунок, составляют правила поведения, с помощью учителя.
Регулятивные: направлены на организацию внимания
Познавательные: направлены на повышение навыков работы с текстом
Коммуникативные: направлены на грамотное построение речи.
Познавательные: направлены на повышение навыков работы с текстом и схемой
Закрепление изученного
Придумать задание по одной из предложенных тем по стихийным бедствиям: наводнение или снежная лавина (Приложение 3).
Опираясь на учебник, придумывают задания по новой теме.
Регулятивные: направлены на концентрацию внимания
Познавательные: направлены на использование ранее полученных
знаний
Домашнее задание
Подготовить сообщение об одном из стихийных бедствий, происходивших на территории России, об их возникновении, последствиях и мерах предосторожности (на выбор: наводнение, снежная лавина = по пройденному материалу), + изучение параграфа 27.
Записывают домашнее задание.
Регулятивные: направлены на концентрацию внимания.
Рефлексия
Метод Благодарю - В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.
Используя метод благодарю, благодарят друг друга.
Личностные: делятся эмоциями и впечатлениями.
Приложение 1 к уроку
Ребус
Приложение 2 к уроку
Правила поведения:
1. Избавиться от лишних вещей, которые могут замедлить ваши действия (лыжи, доска и т.п.)
2. Не сопротивляться лавине, а пробовать выплывать на поверхность.
3. При замедлении хода необходимо сгруппироваться и держать закрытым рот.
4. После остановки схода снежной лавины стараться выбраться вверх, начинать освобождать пространство, не вытягивая ноги.
Приложение 3 к уроку
Примеры заданий, которые могут предложить ученики:
Наводнение:
Назовите правила поведения при наводнении
С помощью учебника составить кроссворд по теме наводнения
Ситуативные задачи, придуманные самостоятельно или из дополнительных источников литературы.
Снежная лавина:
1. Назовите правила поведения при сходе снежной лавины
2. Составить синквейн по теме Снежная лавина
3. Составление кроссворда по теме Снежная лавина
4